Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание": трагическая судьба города

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по праву считается одним из величайших произведений мировой литературы. В центре сюжета — история бедного петербургского студента Родиона Раскольникова, решившегося на убийство во имя своей бредовой теории. Но еще одним главным героем романа является сам город Санкт-Петербург. Достоевский, проживший в бедных кварталах Петербурга многие годы, досконально знал эту часть города. Он мастерски изображает Сенную площадь, Столярный переулок, Вознесенский проспект — места, где обитает его герой. Это позволяет читателю окунуться в атмосферу нищего и мрачного Петербурга.

Убогие кварталы города

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изображает Петербург не просто фоном, а сложным образом-символом. С первой страницы и до конца произведения город предстает в самом неприглядном облике - «вонь из распивочных», грязь, пыль, духота. Это не просто летняя жара 1865 года, а сознательно усиленные автором неприятные черты города, придающие ему облик современного Вавилона.

Писатель детально описывает район Сенной площади, где сам долгое время жил в бедноте. Улицы этого квартала были известны множеством кабаков и винных погребов. Герои романа - Раскольников, Мармеладовы, Соня - вынуждены существовать в тяжелейших бытовых условиях этих «убогих кварталов». Их тесные грязные комнаты напоминают «шкаф» или даже «гроб» и являются своего рода моделью всего этого беспросветного мира. Таким образом, «убогие кварталы» Петербурга становятся не только фоном, но и важным образом-символом, тесно связанным с внутренним миром героев романа «Преступление и наказание».

Бедный квартал Петербурга XIX века

Душевное состояние героев

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» тесно связан с душевным состоянием главных героев. Город оказывает на них гнетущее воздействие, усугубляя и без того нестабильное положение. Раскольников испытывает отчуждение от Петербурга с его «вонью», грязью и духотой. Город кажется ему фантастическим «уродом», созданным его собственным больным сознанием. Ни архитектурные ансамбли, ни красоты природы не трогают Раскольникова. Он бродит по знакомым местам, погруженный в свои мысли и теории.

Петербург давит и на других персонажей. Семья Мармеладовых ютится в проходных комнатах, не имея личного пространства и подвергаясь насмешкам. Соня вынуждена терпеть унижения со стороны соседей и «постылых» клиентов. Так Петербург, изображенный Достоевским как беспощадный город, лишает героев человеческого достоинства и последней надежды, подталкивая их к отчаянию. Только после духовного перерождения Раскольникова исчезает духота на улицах, а в его душе появляется надежда. Образ Петербурга в финале романа олицетворяет путь героя от тьмы к свету.

Противопоставление города и природы

В романе «Преступление и наказание» Петербург противопоставлен окружающей природе. Если город ассоциируется с духотой, грязью и безысходностью, то природа дает прохладу и надежду на обновление. Однако и зелень, и цветущие сады оставляют Раскольникова равнодушным. Он бредет по островам, но красота пейзажей не трогает его. Для героя это все «новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие». Природа кажется ему такой же враждебной, как и город.

Это противопоставление отражает внутренний разлад Раскольникова. Его теории и бредовые мысли резко контрастируют с гармонией мироздания. Герой как бы выпадает из общей картины бытия. Он замкнут в себе, поглощен своими идеями о «праве» одних убивать других ради «высшей» цели. Лишь после нравственного перерождения Раскольников сближается с миром природы. После каторги он мечтает в Сибири «одну точку занять и всю остальную жизнь на одной точке стоять». Этот финал символизирует гармонию героя с вечными законами бытия.

Панорама Петербурга на картине XIX века

Гнетущее влияние города

Петербург оказывает на героев романа «Преступление и наказание» гнетущее психологическое воздействие. Город словно затягивает их в водоворот беспросветных будней, подрывая последние силы и надежды. С первых страниц Петербург предстает как библейский Вавилон - символ разврата и отчужденности. Район Сенной - это царство распивочных, где пропивают свою жизнь люди.

Герои, вроде Раскольникова и Мармеладовых, живут в убогих каморках в атмосфере нищеты и унижений. Их душат не только бытовые условия, но и безликая толпа. Каждое горе и несчастье становится поводом для пересудов и насмешек. Так Петербург влияет на сознание героев, усугубляя их отчаяние и одиночество. Лишь с нравственным перерождением Раскольникова исчезает гнетущее влияние города как символа зла и разрушения.

Приехавшие в Петербург из провинции

Многие персонажи романа «Преступление и наказание» - выходцы из провинции, приехавшие в Петербург в надежде на лучшую долю. Однако жестокий город быстро разрушает их мечты. Так, Мармеладовы перебрались в столицу полтора года назад. Но вместо достатка обрели нищету и унижения в убогом квартале. Провинциал Разумихин, несмотря на талант и образование, вынужден ютиться впроголодь.

И Раскольников, приехав учиться, так и не нашел себя в этом городе. Его теории - попытка найти ответ на социальную несправедливость Петербурга, раздавившего лучшие надежды. Город приманивает провинциалов, но лишь единицам удается реализовать свои амбиции. Остальные гибнут под гнетом жестокого равнодушия мегаполиса к их судьбе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
я сегодня прочитал очень много сочинений и статьей, и все одинаковые
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.