Ересь - это... Происхождение и значение термина

Ересь представляет собой сознательное отклонение от принятого религиозного учения и предложение иной трактовки вероучения. В зависимости от контекста сторонники противоположных религиозных течений могут обвинять друг друга в ереси.

Изначально в греческом языке термин "ересь" не имел негативной окраски и обозначал выбор философской школы. Со временем значение сместилось в сторону отклонения от ортодоксии. Ранние христианские авторы по-разному объясняли причины возникновения ересей.

Происхождение термина "ересь"

Термин "ересь" происходит от греческого слова αἵρεσις (hairesis), которое означает "выбор, направление, школа, учение, секта". Впервые это слово употребляется в Новом Завете и у ранних Отцов Церкви для обозначения различных течений в христианстве. Однако еще раньше, в древнегреческой и римской философии, под "ересью" понимался достойный уважения выбор определенной философской школы.

Согласно этимологическому словарю М. Фасмера, русское слово "ересь" происходит от древнерусского и старославянского ѥресь, которое, в свою очередь, является заимствованием из греческого αἵρεσις. Таким образом, первоначальный смысл этого термина - "выбор учения" - был заимствован в русский язык из греческого.

По словам средневекового ученого Исидора Севильского, латинское слово haeresis также происходит от греческого αἵρεσις и имеет то же значение. Такое же этимологическое определение давал термину "ересь" Отец Церкви Иероним Стридонский, указывая, что ересь возникает, когда человек сам выбирает, в какую доктрину ему верить.

Древнегреческий философ обучает учеников в школе философии

Эволюция значения понятия "ересь"

Изначально термин "ересь" в античной философии обозначал выбор конкретного философского учения или школы. В Новом Завете это слово впервые появляется в Деяниях Апостолов, где оно употребляется в значении "школа", "течение" или "учение", без негативной коннотации. Однако уже в посланиях апостола Павла и других текстах Нового Завета "ересь" начинает ассоциироваться с отклонением от истинной веры.

В трудах раннехристианских авторов II-III веков, таких как Ириней Лионский и Ипполит Римский, это понятие окончательно закрепляется в значении ложного учения, противоречащего христианской ортодоксии. Ересь стала восприниматься как угроза единству Церкви. К IV веку термины "ересь" и "иноверие" уже употреблялись как синонимы.

Таким образом, со временем значение понятия "ересь" эволюционировало от простого обозначения выбора философской школы до серьезного обвинения в отступлении от истинной веры и учения Церкви. Эта эволюция отражала формирование христианского вероучения и укрепление позиций ортодоксии.

В современном языке термин "ересь" часто используется в значении любого сознательного искажения или отрицания того, что считается истинным вероучением. Однако в богословском смысле это понятие по-прежнему обозначает сознательный отказ от богооткровенной истины.

Причины возникновения ересей

Вопрос о происхождении ересей привлекал внимание ранних христианских писателей, и на этот счет существовали различные теории. Одна из первых принадлежит автору не сохранившейся церковной истории II века Егесиппу, которого цитирует Евсевий Кесарийский. Согласно его мнению, ереси первоначально возникли в иудаизме, в котором еще до возникновения христианской церкви существовало семь сект. И учением одной из них начал «обольщать» церковь некий Фебуфис, ставший таким образом первым ересиархом.

Другую схему предлагает апокрифический источник II—III веков, постулирующий переход от незнания к знанию как универсальный закон: как Каин пришел перед Авелем, Измаил перед Исааком, Исав перед Иаковом, Аарон перед Моисеем, так и Симон Маг был перед апостолом Петром в Риме. С точки зрения большинства ранних авторов именно Симон, а не Фебуфис, был «отцом ересей».

Ипполит Римский (III век) обвинял в возникновении ереси последователей греческих философов, которые повторяют ошибки древних и представляют их как новые учения. По мнению Марселя Симона, принципиальное отличие системы Ипполита Римского от теории Егесиппа состоит в том, что у последнего источником являются учения, хоть в какой-то минимальной степени истинные, тогда как Ипполит возводит ереси к учениям изначально полностью ложным — хотя и более приемлемым, чем получившийся результат.

Суд над еретиком Яном Гусом, изображенный на гравюре 19 века

Разница между ересью и расколом

В богословской литературе проводится различие между ересью и расколом (схизмой). Согласно Ипполиту Римскому, «ересь относится к догматам, а раскол - к епископам». Раскольники могут придерживаться православного вероучения, но отделяются от церковного единства. Раскол является разрывом церковного общения, тогда как ересь - отступление от догматов православия. По определению архимандрита Иоанна (Маслова), ересь есть «ложное учение, раскол же есть нарушение церковного единства при сохранении православия».

Многие определения ереси подчеркивали, что в отличие от церковного раскола, ересь не происходит из церкви, но является внешним явлением по отношению к ней. Ересь относится к области догматики и вероучения. Раскол касается церковной дисциплины, обрядов и иерархии. Как отмечал митрополит Макарий (Булгаков), «ересь есть болезнь веры, раскол есть раздор в Церкви».

Однако на практике ереси часто сопровождались расколом, а раскольники зачастую прибегали к еретическим идеям для обоснования своего отделения. Поэтому граница между ересью и расколом не всегда четкая. Кроме того, с точки зрения церкви, признающей себя истинной, всякое отступление от ее учения является заблуждением, то есть ересью в широком смысле этого слова.

Ереси в христианстве

Христианская церковь с самого начала своего существования сталкивалась с появлением различных еретических течений и групп, отклонявшихся от принятых церковью догматов и канонов. Уже в Новом Завете упоминаются лжеучители, вносившие разделения в раннехристианские общины.

Особенно много ересей возникло в эпоху раннего христианства в II-IV веках. Наиболее известные из них - гностицизм, арианство, манихейство, пелагианство и другие. Большинство ересей этого периода носили дуалистический характер, противопоставляя духовное и материальное начала.

В Средние века и Новое время также периодически возникали еретические течения: богомилы, катары, вальденсы, лолларды, гуситы, анабаптисты и другие. Часть из них выступала против засилья церкви и духовенства, часть проповедовала аскетизм и возврат к раннехристианским идеалам. Реформация XVI века привела к образованию протестантизма, который традиционно рассматривается католической церковью как ересь.

В Новое время, в связи с ослаблением позиций церкви, ереси перестали играть столь заметную роль в христианском мире. Однако и сегодня существуют течения, которые трактуются официальными церквями как еретические: Свидетели Иеговы, мормоны, Международное общество сознания Кришны и некоторые другие. Борьба с ересями по-прежнему остается одной из задач христианского богословия.

Ереси в исламе

В исламе любое отклонение от принятого религиозного учения (бида) считается ересью и строго осуждается. Бида может выражаться в введении новшеств в вероучение, обрядовую практику или религиозно-правовые нормы. Сунниты, шииты и другие основные течения в исламе традиционно обвиняли друг друга в ереси и заблуждениях.

Особенно много еретических групп возникло в ранний период ислама - хариджиты, мурджииты, мутазилиты и другие. Позже появились шиитские секты - исмаилиты, карматы, друзы, алавиты. В Средние века действовали радикальные мистические течения вроде хуррамитов. В Новое время - ваххабиты, бабиды, бахаи, ахмадиты и др.

В настоящее время наиболее радикальные сунниты (салафиты, ваххабиты) обвиняют в ересях все нетрадиционные для ислама явления - суфизм, поклонение святым, шиизм, реформаторские течения. С другой стороны, умеренные мусульмане стремятся признать право на существование различных толкований ислама. Тем не менее, борьба с ересями остается актуальной в исламском богословии.

Современное использование понятия "ересь"

В современном мире понятие "ересь" используется довольно широко. Оно может применяться как к религиозным, так и к светским идеям или движениям, которые расходятся с господствующей точкой зрения.

В религиозном контексте этот термин по-прежнему активно используется различными церквями и религиозными организациями для обозначения тех течений и групп, которые расходятся с их вероучением. Например, католическая церковь называет ересью протестантизм, а некоторые протестантские церкви используют этот термин для обозначения иных протестантских течений.

Вне религиозного контекста понятие "ересь" также применяется к идеям или движениям, которые воспринимаются как радикально расходящиеся с общепринятыми взглядами или научным консенсусом. К примеру, некоторые идеи в альтернативной медицине или климатологии иногда называют "ересями".

Таким образом, в современном словоупотреблении понятие "ересь" во многом утратило связь со своим первоначальным значением и стало обозначать любое радикально отклоняющееся от нормы или консенсуса мнение, как в религиозном, так и в светском контексте.

"Ересь" - это сомнительная интерпретация веры, которая расходится с традиционными взглядами и догматикой.

Борьба церкви с ересями

На протяжении всей истории христианства церковь вела активную борьбу с различными ересями и еретическими движениями. Это объяснялось стремлением сохранить единство веры и противостоять распространению, с точки зрения церкви, ложных и опасных идей.

Основными методами этой борьбы были богословская полемика и публичные диспуты между представителями ортодоксального христианства и еретиками. Церковные иерархи и богословы старались в рациональной и убедительной форме опровергнуть еретические воззрения. Также активно использовалось административное давление на последователей тех или иных ересей со стороны светских властей.

В тяжелых случаях, когда ересь представляла серьезную угрозу, а мирные средства борьбы с ней оказывались неэффективны, церковь прибегала и к насильственным методам. Самым известным примером этого является деятельность инквизиции в Средние века и раннее Новое время.

Хотя инквизиция часто ассоциируется с католической церковью, борьбу с еретиками вели и другие христианские конфессии. Например, в протестантских странах также практиковались сожжения еретиков. Православная церковь также проводила репрессии в отношении последователей тех учений, которые она считала еретическими.

Важной вехой в борьбе церкви с ересями стало провозглашение принципа веротерпимости и свободы совести. Благодаря этому прямые репрессии в отношении инакомыслящих стали постепенно сходить на нет. Однако и в наши дни некоторые христианские конфессии продолжают использовать термин "ересь" для обозначения тех вероучений и течений, с которыми они не согласны.

Еретики и инквизиция

Одной из наиболее известных страниц в истории борьбы церкви с ересями является деятельность инквизиции в отношении еретиков. Хотя сам термин "инквизиция" появился в 12-13 веках, преследование церковью отступников от ортодоксальной веры имело место значительно раньше.

Первые казни еретиков относятся еще к поздней Римской империи, когда христианство стало господствующей религией. Однако массовый характер гонения на инакомыслящих приобрели лишь в Средневековье. Поводом для создания инквизиции стала борьба с такими ересями, как катары, вальденсы, а также вспышка охоты на ведьм.

Инквизиция была специальным церковным судом, расследовавшим и судившим случаи ереси. К ее методам работы относились доносительство, слежка, пытки и признание обвиняемого виновным на основании косвенных улик при отсутствии прямых доказательств. За ересь полагались самые суровые наказания вплоть до сожжения на костре.

Хотя инквизиция чаще всего ассоциируется с католичеством, она существовала и в некоторых протестантских странах, например в Англии при Генрихе VIII. Православная церковь также прибегала к репрессиям в отношении еретиков, особенно это было характерно для России 17 века (старообрядцы).

По разным оценкам, общее количество жертв инквизиции за все время ее существования составляет от 40 до 100 тысяч человек. Хотя по меркам Средневековья эти цифры не так велики, инквизиция олицетворяла религиозный фанатизм и нетерпимость, против которых в Новое время выступили гуманисты и просветители.

Выводы

Из проведенного анализа видно, что понятие «ересь» прошло длительную эволюцию от нейтрального обозначения выбора религиозной школы или направления до крайне негативного значения радикального отклонения от догматов веры.

На протяжении истории ереси не раз возникали в недрах христианства и ислама, угрожая их единству. В ответ на это церкви и религиозные организации вели непримиримую борьбу с еретиками вплоть до физического истребления последних.

Самые жестокие гонения на еретиков были организованы инквизицией в эпоху Средневековья и раннего Нового времени. Лишь позднее утвердились принципы свободы совести и веротерпимости, ограничившие репрессии на религиозной почве.

В наши дни термин «ересь» во многом утратил первоначальное значение и стал обозначать любые радикально расходящиеся с общепринятыми представлениями идеи как в религиозной, так и в светской сфере.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.