Икона Всех Святых занимает особое место в православной традиции. Этот образ объединяет всех святых, которые прославились на Руси своей праведностью и святостью жизни. Молясь перед этой иконой, верующие просят заступничества всех угодников Божиих перед Господом. Такая молитва считается особенно действенной для решения насущных проблем и исполнения сокровенных желаний.
История создания первой иконы Собора русских святых уходит корнями в 1930-е годы - времена жесточайших гонений на веру и Церковь. Несмотря на все трудности, иконописице Марии Соколовой удалось воплотить грандиозный замысел епископа Афанасия - написать образ, объединяющий всех русских святых.
Немного о Соборе Всех Святых
Праздник Всех Святых начали отмечать еще в раннем христианстве - в IV-V веках. Изначально он совпадал с Пасхой, но позднее в католичестве его стали праздновать 1 ноября. В православии же День Всех Святых - переходящий праздник, отмечаемый в первое воскресенье после Троицы.
У нас также есть более близкий русскому человеку праздник - Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Его отмечают на неделю позже, во второе воскресенье после Троицы. Этот церковный праздник появился в середине XVI века и был призван почитать многочисленных русских святых. В основе праздника Всех Святых лежит библейский сюжет о молящихся праведниках и поклонении Агнцу Божьему. Этот образ и лег в основу первых икон Собора Всех Святых. На них изображены не только Христос, Богородица и ангелы, но и многие святые.
История обретения иконы
Иконография праздника Всех Святых начала формироваться примерно в X веке. Ее основой послужил библейский сюжет о торжестве праведников на Страшном суде. Центральным образом на ранних иконах был Агнец, которому поклонялись святые. На более поздних православных иконах фигура Агнца была заменена на образ Иисуса Христа, окруженного ангелами.
Значительные изменения в иконографию внесла реформа патриарха Никона в XVII веке. В частности, было запрещено изображать Бога Отца в человеческом облике. Также стала популярна икона Богородицы, которую часто писали на иконах Собора. Отдельного внимания заслуживает история появления икон, посвященных Собору всех святых, в земле Русской просиявших. Этот праздник зародился в середине XVI века, но надолго был забыт. Его возродил в начале XX века император Николай II.
Первая икона русских святых была создана в 1933 году иконописцем Марией Соколовой по заказу епископа Афанасия. Эта икона произвела огромное впечатление своим масштабом и мастерством исполнения. В дальнейшем появлялись и другие варианты, но основывались они на шедевре Соколовой. Икона всех святых занимает особое место в русской православной традиции. Она напоминает о богатом духовном наследии России и о том, что путь к святости открыт для каждого. Сегодня такие иконы продолжают создаваться, помогая верующим в молитве.
Как выглядит икона Всех Святых
Рассмотрим подробнее знаменитую икону Марии Соколовой, написанную в традициях древнерусской иконописи. На ней изображен Собор всех русских святых - относительно поздний иконографический тип, появившийся в XVI веке. Святые размещены в соответствии с церковной иерархией и местом канонизации. Земля на иконе поднимается вверх в перспективе, а по ней разбросаны фигуры святых и белокаменные храмы. Это подчеркивает вневременной характер композиции - святые лишь условно присутствуют на земле, а затем восходят в Царствие Небесное.
В верхней части иконы находится собственно Царствие Небесное с традиционным для того времени изображением Святой Троицы в образе трех ангелов. Рядом с ними склонились в молитве Богородица и Иоанн Креститель. Также здесь мы видим архангелов, апостолов и первосвященников. В центре композиции находится алтарь с иконой Богородицы - Покровительницы Руси. Этот образ имеет особое значение для русских людей, подчеркивая роль Пресвятой Богородицы в судьбе России.
Икона всех святых дает представление о богатстве и многообразии русской православной традиции. В то же время она доступна пониманию простых верующих благодаря продуманной композиции и выразительным образам.
В чем помогает образ
Икона Всех Святых обладает особой силой и помогает верующим в самых разных нуждах. Хотя все святые близки Богу, у каждого из них есть своя специализация, позволяющая получить помощь в конкретных вопросах. Так, к преподобному Пантелеимону Целителю обращаются за исцелением от болезней. Святой великомученик Трифон помогает в трудностях и делах. Ксения Петербургская считается покровительницей семьи и брака. Матрона Московская исцеляет от бесплодия и хранит детей.
Особо почитаем Николай Чудотворец - его молят о защите в дороге. К Анастасии Узорешительнице обращаются за помощью несправедливо оклеветанным. Архангел Михаил избавляет от тяжелых пороков и зависимостей. Образы святых на иконе всех святых выступают своего рода посредниками между верующими и Богом. Молясь конкретному угоднику, человек просит его ходатайства перед Господом. Искренняя молитва и вера в силу иконы всех святых всегда будут услышаны.
Таким образом, эта святыня является универсальным помощником для православного христианина. Она позволяет получать заступничество самых разных угодников в зависимости от нужды.
Текст молитвы
Обратимся к тексту традиционной молитвы перед иконой Собора всех святых, в Русской земле просиявших. Этот текст отличается особой торжественностью и поэтичностью:
«О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими Землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися!»
В этих словах выражается обращение ко всем русским святым, которые своей праведной жизнью и подвигами угодили Богу и теперь ходатайствуют за русскую землю у Престола Господня. Далее следуют прославления подвигов святых, их святой жизни, чудес и добродетелей. Отдельно восхваляется святая любовь праведников, уподобившихся в этом Христу. Верующий смиренно просит у святых заступничества перед Богом в постоянном стоянии в вере, несмотря ни на какие скорби и беды.
Завершается молитва прошением даровать вечное спасение по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, она выражает глубокую веру в силу заступничества всех русских святых перед Богом и их особую роль для русского народа.
День Всех Святых
День Всех Святых - один из главных православных праздников, посвященный памяти всех святых, известных и неизвестных. Он имеет древнюю историю и глубокий смысл для верующих. Изначально этот день отмечался в один день с Пасхой, символизируя победу Христа над смертью и торжество вечной жизни праведников. Позднее в католичестве праздник закрепился на дате 1 ноября, а в православии приобрел статус подвижного - отмечается в первое воскресенье после Троицы.
Центральный образ праздника - икона Всех Святых. На ней представлен Собор известных и неизвестных святых, объединенных верой во Христа. Этот священный образ напоминает верующим о их христианском долге - стремлении к святости и вечной жизни. День Всех Святых - это еще и повод вспомнить о своих усопших родных и близких, помолиться об упокоении их душ. Поэтому в этот день принято посещать кладбища и украшать могилы цветами.
Таким образом, этот праздник имеет глубокий духовный смысл для православных христиан, напоминая о единстве Церкви земной и небесной и христианском призвании к святости.
Собор русских святых
В православной традиции существует особый праздник Собора всех святых, в земле Русской просиявших. Он посвящен всем русским святым и отмечается во второе воскресенье после Троицы. Этот праздник зародился в середине XVI века, когда появилась необходимость особого почитания многочисленных русских святых наряду с вселенскими. Но надолго он был забыт и возрожден только в начале XX века, в смутное время, чтобы укрепить веру и духовные традиции.
Икона Всех Святых земли Русской, созданная в 1933 году иконописцем Марией Соколовой, стала прообразом для этого праздника. На ней представлен величественный Собор русских святых разных эпох, объединенных православной верой. Этот образ имеет огромное значение для русского народа. В нем воплощены высшие моральные идеалы, верность Христу и готовность к подвигу ради веры. Икона напоминает о богатом духовном наследии Руси и о том, что путь к святости открыт для каждого.
Праздник Собора русских святых отмечается торжественным богослужением, крестными ходами, паломничествами к святым местам. Это повод вспомнить о подвигах всех русских угодников, чьими молитвами хранится наша земля. Таким образом, этот праздник имеет особое значение в православной традиции, подчеркивая неразрывную духовную связь русского народа со своими святыми. Икона всех русских святых является главной святыней этого дня.
Первые русские святые
Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб - сыновья Владимира Крестителя. Они были убиты в 1015 году во время междоусобной войны своим братом Святополком. Спустя полвека после мученической кончины Борис и Глеб были канонизированы Русской православной церковью. Борис и Глеб почитаются как заступники за единство Русской земли. Их подвиг самопожертвования ради мира на Руси стал примером для последующих поколений. Неслучайно первый образ святых князей-страстотерпцев появился именно на иконе Собора всех святых, в земле Русской просиявших.
Мощи Бориса и Глеба были обретены в начале XI века и положены в выстроенном ими храме в Вышгороде. Это место вскоре превратилось в центр паломничества для всех православных русичей. Так уже при жизни первого русского святого - Владимира Святославовича - на Руси зародился культ почитания угодников Божиих. Первой русской женщиной, удостоенной церковного прославления, стала княгиня Ольга. Она крестилась в Царьграде в 955 году, за полвека до официального Крещения Руси. Приняв христианство, Ольга посвятила жизнь благочестию и была канонизирована вскоре после кончины.
В XI-XII веках сонм русских святых пополнился именами преподобных Антония и Феодосия Печерских, основателей Киево-Печерской лавры, князей Мстислава и Изяслава Черниговских, благоверных княгинь Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Суздальской.
Икона Марии Соколовой
Икона Собора всех святых, в земле Русской просиявших, написанная Марией Соколовой в 1933 году, стала эталоном для последующих изображений этого типа. Образ был создан по благословению епископа Афанасия (Сахарова) и предназначался для патриотического воспитания русского народа в трудное время жестоких гонений на веру.
Мария Соколова родилась в 1882 году в благочестивой купеческой семье. С детства она увлекалась иконописью и постигала это искусство в мастерской известного иконописца Григория Зиновьева. После революции Мария Николаевна тайно приняла монашеский постриг с именем Иулиания. До конца жизни она сохраняла верность православной традиции.
Икона Собора всех святых, в земле Русской просиявших выполнена темперой на холсте размером 195 на 150 сантиметров. Она отличается монументальностью, строгостью композиции, торжественностью колорита. Мария Соколова виртуозно владела приемами древнерусской иконописи, благодаря чему ее шедевр органично вписывается в традицию.
На первом плане иконы размещены фигуры русских святых. Их образы Мария Соколова писала со старинных икон, по преданию передавая черты подвижников. Особое внимание уделено канонизированным в лике страстотерпцев священномученикам, пострадавшим за веру в годы гонений на Церковь.
В верхней части иконы изображено Царство Небесное, куда взирают все святые. Там предстоят Пресвятой Троице Богородица, Иоанн Предтеча, апостолы и святители. Этот светоносный мир горних сил контрастирует с пейзажем в нижней части иконы, где простирается грешная земля. Благодаря высочайшему художественному мастерству, икона Марии Соколовой является подлинным шедевром православного искусства. Она сыграла важную роль в сохранении традиции почитания русских святых в суровое для веры время.
Композиция иконы
Икона Собора всех святых, в земле Русской просиявших отличается продуманной, стройной композицией. Она имеет вертикальную ориентацию: снизу вверх символически изображен путь человека к святости и Царству Небесному. В нижней части иконы располагается земной мир. Здесь мы видим изображения русских городов с белокаменными храмами, а также фигуры самих святых. Они представлены отдельными группами в зависимости от рода подвига и места подвижничества.
В центре композиции - Киево-Печерские святые во главе с Антонием и Феодосием Печерскими, основателями монашества на Руси. Рядом с ними - святители Московские с митрополитом Петром, Алексием, Ионой. На переднем плане по сторонам от центра изображены страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил Черниговский, Мстислав Удатный. Особое место уделено новомученикам ХХ века, что подчеркивает непрерывность традиции святости на Руси.
В верхней части иконы предстает Царство Небесное, уготованное всем святым. Там восседает Пресвятая Троица, окруженная ликами архангелов, херувимов, апостолов, пророков. Таким образом, композиция иконы символизирует восхождение от земного к горнему. Благодаря стройности построения, она является выдающимся произведением церковного искусства.
Специализация святых
На иконе Собора всех святых, в земле Русской просиявших, представлено огромное множество святых. Каждый из них имеет свою специализацию - область, в которой особенно помогает молящимся. Так, к преподобному Сергию Радонежскому обращаются с просьбами об укреплении в вере, построении храмов, обретении духовного наставника. Святитель Николай Чудотворец покровительствует путешественникам, мореплавателям, а также помогает в сложных житейских обстоятельствах.
Великомученица Варвара является патронессой горняков, строителей, артиллеристов. Ей молятся об избавлении от внезапной смерти. Мученик Трифон покровительствует охотникам, садоводам, пчеловодам. К святителю Луке Войно-Ясенецкому обращаются за исцелением от тяжких недугов, а к преподобному Амвросию Оптинскому - с прошениями даровать мудрость и рассудительность.
Особо почитаемы на Руси жены-мироносицы, которые помогают в семейных нуждах. Это святые мученицы Прасковья, Параскева, Екатерина, Варвара. Таким образом, каждый православный человек может обратиться к конкретному святому в зависимости от своей нужды и получить небесную помощь, если молитва идет от чистого сердца.
Молитва к святым
Перед иконой Собора всех святых, в земле Русской просиявших, верующие читают особую молитву. Она обращена ко всем русским подвижникам благочестия, чьи лики запечатлены на этом образе. Молитва начинается со слов: «О всеблаженные и богомудрые угодники Божии...». Далее следует обращение к конкретным группам святых с прошениями о заступничестве в определенных нуждах.
К преподобным отцам верующие взывают с мольбой укрепить в вере, научить добродетельной жизни по заповедям Христа. От святителей просят утвердить Церковь, оберечь ее от расколов и заблуждений. К страстотерпцам обращаются с просьбой даровать терпение и мужество, чтобы не отступить от Православия даже под угрозой гонений и мучений.
Праведным юродивым молятся о том, чтобы по их примеру презирать мирские соблазны и всегда помнить о Царствии Небесном. Завершается молитва общим прошением ко всем русским святым ходатайствовать перед Богом о даровании спасения и Царства Небесного после земной жизни. Таким образом, эта молитва является своего рода летописью русской святости. Она побуждает верующих подражать высоким духовным подвигам угодников Божиих.
Сила молитвы
Молитва перед иконой Собора всех святых обладает особой силой. Всякий раз, обращаясь к этому образу, православный человек ощущает себя причастным к великой традиции русской святости. Когда мы припадаем к святыне, наши молитвы соединяются с молитвами бессчетных поколений, также молившихся перед этим чудотворным образом на протяжении веков.
Молитва ко всем угодникам Божиим, в земле Русской просиявшим, особо действенна, ибо обращена сразу ко многим святым. Они, в свою очередь, усиливают наши моления перед Престолом Всевышнего. Каждый раз, когда мы читаем слова этой молитвы, наши сердца преисполняются любовью к родной земле и ее святыням. А это придает особую силу обращению к небесному заступничеству. Так пусть же эта молитва постоянно звучит у этого чудотворного образа, соединяя прошлые и будущие поколения в едином порыве веры и любви.