Периодизация - это что? Всемирная периодизация

Периодизацию можно назвать едва ли не самой фундаментальной составляющей в вопросе изучения не только истории, но и культуры – вещей, по сути, взаимосвязанных. Без знания закономерностей смены эпох практически невозможно выстроить полноценную картину мира.

Значение понятия

В самом прямом смысле периодизация – это разделение чего-либо на временные отрезки. Как правило, термин употребляется в сфере изучения филологии, истории или же культурологии. Именно в среде научного знания он наиболее актуален и обязателен.

Следует отметить, что при явной однозначности значения термин периодизация – это своего рода система систем. Внутри одного разделения может существовать второе и так далее, что способствует детализации, уточнению и конкретизации тех или иных явлений.

Виды периодизации

Поскольку в своей эволюции человечество прошло тысячелетия, неудивительно, что его существование принято делить на временные отрезки. Во-первых, это значительно упрощает понимание, во-вторых – изучение. Периодизация – это своего рода сведение фактов в определенную систему. В данном случае речь идет о значительных явлениях, событиях.

Самым простым примером периодизации можно назвать разделение времени существования человечества на нашу эру и тот промежуток, который был до нее.

Более конкретный и точный вариант – это периодизация веков. Она может быть представлена в двух вариантах: строгое соответствие временным рамкам и разделение на века в соответствии с культурологическими событиями. К примеру, восемнадцатый век в литературе будет в существенной мере отличаться от календарного.

Всемирная периодизация будет более общей, нежели членение на временные отрезки конкретной страны или даже континента. По сути, такого рода систематизация может быть литературной, эстетической, исторической и, как уже говорилось выше, календарной.

Периодизация в искусстве

Если называть вещи своими именами, периодизация литературы или любого другого проявления искусства представляет собой деление на периоды по особенностям творчества. Именно это является фундаментальным признаком и отличительной приметой.

Традиционно периодизация литературы и большинства других видов творчества включает в себя античность, средние века, возрождение, барокко, классицизм, просвещение, романтизм, реализм и новейшее время. Конечно, данное деление можно назвать условным, поскольку в каждом из названных периодов можно найти дополнительные течения: сентиментализм, рококо, натурализм и другие.

В искусстве (живопись, архитектура) в основном сохраняется данное разделение, но некоторые эпохи могут просто отсутствовать. К примеру, никто не будет оспаривать право существования периода барокко в истории мировой музыки, зато эпоха просвещения, столь обязательная для литературы, в царстве звуков была упущена - данный временной отрезок всецело принадлежит классицизму.

Это во многом определяет проблемы периодизации – расхождения в развитии различных видов искусства и формировании государственности, а соответственно, мирообраза различных стран. В силу этой особенности разделение на конкретные временные периоды представляется достаточно сложным.

Периодизация развития того или иного вида человеческой деятельности, да и самого человечества, как уже говорилось, зависит от двух факторов: исторических событий и характерных черт. Для приведения конкретного примера проще всего обратиться к тому, как представлена периодизация литературы в контексте других видов искусств.

Временные рамки

Открывает мировую культуру эпоха античности. Большая часть исследователей сходится во мнении, что данный период длился вплоть до пятого века до нашей эры. По сути, для человечества именно этот период можно назвать одним из важнейших – во время античного периода закладываются основы мировой философии, эстетики и логики. Поэтика Аристотеля до сих пор считается одним из самых фундаментальных трудов. Кроме того, именно этому времени человечество обязано пониманием искусства как отражения действительности – искусства миметического.

«Одиссея», «Илиада», заложившие основу мирового эпоса, появились именно в эпоху античности.

В мировой культурологии именно эту эпоху принято назвать Темными временами. Во-первых, в это время имел место процесс полнейшего подавления культа тела и искусства как такового. Весь мир был обращен к религии, богу, душе. Времена святой инквизиции, охоты на ведьм и бытования исключительно текстов, имеющих отношение к церкви. Поскольку периодизация – это понятие довольно подвижное, существует дополнительное деление на раннее и позднее средневековье. Самой знаменитой фигурой периода принято считать Данте Алигьери, называемого последним поэтом Средневековья и первым поэтом Возрождения.

Новое время

Начинается новый период c пятнадцатого века нашей эры и продолжается до конца шестнадцатого. Человечество возвращается к идеалам античности и антропоцентризму, отказываясь от предыдущего тотального теоцентризма. Эпоха возрождения подарила миру Шекспира, Петрарку, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Барокко - одна из самых красочных эпох мировой культуры, семнадцатый- начало восемнадцатого века. Мир в эту эпоху в буквальном смысле накренился, человечество осознает свою беспомощность перед космосом, скоротечность жизни, задается вопросом о смысле существования. В этот период творили Бетховен и Бах, Растрелли и Караваджо, Мильтон и Луис де Гонгора.

Классицизм в большинстве стран продолжался с семнадцатого по восемнадцатый век. Это время максимального следования античным образцам в искусстве. Настоящее царство упорядочивания, четких линий, равномерных текстур. В литературе действует строгое разделение на высокие, средние и низкие жанры. Становление классицистического искусства во многом обязано трактату Николя Буало. Расин, Корнель, Ломоносов, Лафонтен – вот самые знаменитые представители литературы классицизма. В музыке же это Гайдн и Моцарт.

За классицизмом следовала эпоха просвещения, продлившаяся до конца восемнадцатого века. Это настоящее торжество рационализма, стремления к постижению и осознанию, торжество человеческой мысли. Дефо, Свифт, Филдинг стояли в это время на вершине эстетического проявления мысли.

Поворот искусства

Романтизм, пришедший на смену Просвещению в восемнадцатом веке, моментально вступил в дискуссию в отношении ведущих принципов. Данное направление в искусстве стремится, наоборот, вырваться из рациональности, одухотворить человеческую жизнь, провозгласить идеалы свободы. Байрон, Гофман, братья Гримм, Генрих Гейне лучше всего отразили особенности эпохи.

Реализм в свою очередь стал конкурировать с романтизмом, провозглашая полный отказ от сказочного, таинственного, выдуманного человеком. «Жизнь, какова она есть» - вот основной постулат направления. Гюстав Флобер, Оноре де Бальзак, Стендаль и многие другие.

О настоящем и дальнейшем

В дальнейшем литература и искусство развивались, появлялись новые направления: модернизм, постмодернизм, авангард. Периодизация развития человеческой мысли может длиться бесконечно. В ней могут находиться все новые и новые ответвления, реалии, составляющие. Это всегда движение вперед, к звездам и самым таинственным глубинам. Постижение и открытие вечности.

Комментарии