Созвездие Цефей: мифы, легенды и описание

Даже самый закоренелый прагматик не может остаться равнодушным, когда на землю опускается ночь, тихая и звездная. Карта созвездий северного полушария содержит несколько выразительных небесных рисунков. Однако всю их красоту оценить по достоинству можно только взглянув на небо такой ночью. Большая и Малая Медведицы, Волопас, Кассиопея, Цефей и другие завораживают и заставляют застыть на месте, любуясь красотами безбрежного космоса, доступными для наблюдения невооруженным глазом.

Сегодня в центре нашего внимания созвездие Цефей (фото приведено ниже), возможно, не самое яркое и впечатляющее, но достойное подробного изучения.

Расположение

созвездие цефей

С Цефеем на небе соседствуют Малая Медведица и Кассиопея. Найти созвездия, подобные им, обычно очень просто: звезды этих небесных рисунков достаточно яркие и заметные. Однако самым значительным ориентиром для поиска является астеризм Северный Крест, расположенный южнее Цефея в созвездии Лебедь.

На всей территории нашей страны Цефей — незаходящее созвездие. Лучшее время для его наблюдения - с июля по сентябрь. Часть созвездия располагается на Млечном Пути.

Близость к северному полюсу

Созвездие Цефей, схема которого включает примерно 150 звезд, различимых в ясную погоду без использования какого бы то ни было оборудования, формой напоминает неправильный пятиугольник. Интересно, что ближайшая соседка Цефея, Малая Медведица, не всегда будет содержать полярную звезду. В результате прецессии место сегодняшней Полярной последовательно будут занимать светила из созвездия Цефей: Альфирк (бета), Альраи (гамма) и Альдерамин (альфа). Первая из перечисленных займет почетное место примерно в 3100 году. Именно эти звезды вместе с дзетой и йотой Цефея и составляют формообразующий астеризм небесного рисунка.

Созвездие Цефей: легенда

Ученые считают, что рассматриваемая группа светил появилась одновременно с соседними Кассиопеей, Персеем, Пегасом и Андромедой. Мифы о созвездиях также говорят об их общем происхождении. Поневоле задумаешься о возможных познаниях древних.

мифы о созвездиях

Цефей, согласно греческой мифологии, был царем Эфиопии. Среди прочих достоинств и богатств больше всего славился он красотой своей жены Кассиопеи и дочери Андромеды. Одна версия легенды описывает царицу как женщину своенравную и строптивую. Кассиопея неосторожно сравнила красоту дочери с безукоризненной внешностью богов Олимпа, за что те разгневались и пожелали наказать обеих женщин.

Другой вариант повествует, что ревнивым богам не нужно было ждать неосторожных слов Кассиопеи: они сами заметили сияющую красоту Андромеды и решили положить такому неуважению конец. Как бы то ни было, а у берегов Эфиопии появился огромный Кит, каждый день выбиравшийся на сушу и пожиравший жителей страны. Цефей пытался спасти царство. Кит согласился не разорять селения, взамен ему каждый день должны были отдавать самую красивую девушку.

Чудесное спасение

созвездие цефей легенда

Рано или поздно, но очередь дошла и до Андромеды. Горю родителей не было предела, как и радостному предвкушению завистливых богов. Девушку привязали к скале. Кит уже подбирался к жертве, как вдруг прилетел Персей верхом на Пегасе и спас царскую дочь.

Чудовище было повержено, а красавица спасена. Спустя время каждый герой был превращен в созвездие: Цефей, Кассиопея, Андромеда, Персей, Пегас и даже Кит.

Неяркое, но значительное

Все названные небесные рисунки расположены достаточно близко друг к другу на небе. Созвездие Цефей, как и его царственный прототип, уступает Кассиопее по красоте. Однако и монарху времен Античности и его небесному изображению есть чем гордиться. Звезды, составляющие Цефея, обладают определенной привлекательностью для ученых. Среди них есть и двойные системы, и светила, огромные даже по меркам Вселенной, и звезда, которая дала название целому типу аналогичных космических объектов.

созвездие цефей схема

Две коровы

Самая яркая звезда, которой может похвастаться созвездие Цефей (схема дает представление о различиях величин элементов) — Альдерамин (альфа). Название в переводе означает «правая рука». Располагается она на локте царственной фигуры. Звездная величина светила - 2,45. Расстояние, которое необходимо преодолеть от нас до Альдерамина, оценивают в 49 световых лет. Альфа Цефея — белый субгигант, относящийся к спектральному классу А. Особенностью звезды является очень быстрое вращение. Для совершения одного оборота Альдерамину требуется всего 12 часов, тогда как у Солнца, например, то же действие занимает примерно месяц. Данные ученых свидетельствуют, что альфа Цефея сейчас находится на стадии превращения в красный гигант.

созвездие цефей фото

Бета Цефея имеет историческое название Альфирк («стадо овец»). Это переменная звезда, именем которой обозначается отдельный класс подобных космических тел. Для переменных типа беты Цефея характерно изменение блеска в пределах 0,01-0,3 звездной величины. Для Альфирка диапазон простирается от +3,15 до +3,21. Период изменения — 0,19 дня.

В арабских странах ученые древности объединяли Альдерамин и Альфирк в астеризм «Две коровы». По ассоциации с ним было дано имя и гамме Цефея - Альраи ("пастух").

Двойная система

Созвездие Цефей имеет несколько звездных «коалиций». Альраи интересен тем, что это первая тесная пара, у одного из компаньонов которой была обнаружена экзопланета. Гамма Цефея А — это оранжевый субгигант, по массе превосходящий Солнце в 1,6 раз, а по светимости — в 8,2 раза. Вокруг него вращается красный карлик. Период, за который гамма Цефея В делает один оборот, составляет 74 года. Система Альраи удалена от Солнца на 45 световых лет.

Гамма Цефея А обладает экзопланетой, теоретически открытой в 1988 году. В 2003 ее существование подтвердили. Один оборот вокруг звезды планета делает за 2,5 года. Ее масса по оценкам ученых должна превышать массу Юпитера в 1,59 раз.

Дельта

Еще одна двойная система — Альредиф или дельта Цефея. Однако известна она не из-за своих компонентов. Альредиф — светило, давшее название классу переменных звезд, цефеидам.

Дельта Цефея меняет свой блеск с периодом в пять с небольшим дней. При этом увеличение происходит быстрее, чем его уменьшение. Особенность звезды в том, что с изменением блеска связана и смена еще ряда характеристик: светило в разные периоды можно отнести к различным спектральным классам. При минимальной величине блеска Дельта Цефея становится представителем типа G2, к которому относится и Солнце, а при максимальной — F5. Эти нетипичные для звезд особенности некоторое время оставались без объяснения.

Разгадка, однако, нашлась. Было обнаружено, что звезда пульсирует, то есть меняет свой диаметр. В среднем этот параметр дельты Цефея равен 40 диаметрам нашего светила. Во время пульсации он изменяется на 4 соответствующие величины, что составляет несколько миллионов километров. В период сжатия поверхность Альредифа разогревается, ее блеск растет. Расширение характеризуется некоторым остыванием и уменьшением блеска. Схожие изменения характерны для всего класса цефеид.

Красные супергиганты

Созвездие Цефей славится наличием в своем составе трех огромных звезд, размеры которых выделяются среди всех известных объектов Вселенной. Это красные супергиганты. Первый из них — мю Цефея. Звезда в 350 тысяч раз превосходит Солнце по полной светимости. Второе название гиганта — Гранатовая звезда Гершеля. Именно Уильям Гершель впервые заметил красивый оттенок светила. По величине мю Цефея больше Солнца в 1650 раз. Ученые расходятся во мнении, на каком расстоянии от нашей звезды располагается этот красный сверхгигант. Последнее время наиболее точной считается цифра в 5200 световых лет. Сейчас мю Цефея находится на стадии умирания. В ближайшие несколько миллионов лет ее ждет взрыв, после которого сколлапсировавшее ядро светила, скорее всего, превратится в черную дыру.

найти созвездия

Мю Цефея к тому же еще и тройная звездная система. Основную пару ее составляют менее внушительные компоненты В и С.

Второй красный гигант — это VV Цефея, двойная затменная звезда, удаленная от Солнца на 5000 световых лет. Компонент А системы — огромное светило, третье по величине среди всех известных и второе по этому параметру в галактике Млечный Путь. Ее диаметр составляет больше 2,5 миллиарда километров, что превышает аналогичную характеристику Солнца примерно в 1700 раз. VV Цефея А светит ярче нашей звезды в 275-575 тысяч раз. Второй компонент системы обращается вокруг первого с периодом в 20 лет. По своим размерам он превышает Солнце в 10 раз.

Третий красный супергигант — HR 8164. Светило не имеет собственного названия. Ее звездная величина равна примерно 5,6.

Близкий сосед

Все названные объекты находятся на приличном расстоянии от Земли. Однако Цефей обладает и одной звездой, находящейся всего в 13 световых годах от нас. Это Крюгер 60, двойная звездная система. Оба ее компонента — красные карлики, значительно уступающие Солнцу по своим габаритам. Крюгер 60 А по массе почти в четыре раза меньше, его радиус составляет 35% от радиуса Солнца. Компонент В еще «скромнее»: массой уступает нашему светилу примерно в 5,5 раз. Диаметр Крюгера 60 В равен 24% от соответствующего параметра Солнца. Второй компаньон относится к вспыхивающим звездам. Каждые восемь минут его светимость увеличивается в два раза, а затем возвращается к исходной величине. Компоненты системы вращаются вокруг одного центра масс с периодом 44,6 года.

Фейерверк и хобот

Не только интересными звездами, но и туманностями может похвастаться созвездие Цефей. Фото одной из них напоминает изображение фейерверка. Туманность NGC 6946 и название имеет соответствующее. Она интересно тем, что в ее пределах открыто уже девять сверхновых звезд. Таким числом пока не может похвастаться ни одна другая туманность. Фейерверк располагается на границе с созвездием Лебедь.

звездная карта созвездий

С Цефеем связано и еще одно подобное космическое образование. IC 1396 — эмиссионная туманность, знаменитая тем, что на ее территории расположен Слоновий Хобот, темное облако межзвездной пыли. Свое название оно получило благодаря визуальному сходству с соответствующей частью огромного животного.

Рассеянное скопление

Созвездие Цефей на своей «территории» хранит и одно из самых древних формирований космоса, открытых до сих пор. Это рассеянное скопление NGC 188. Оно включает 120 звезд, образовавшихся примерно в одно и то же время из общего молекулярного облака. Открыл его Гершель в 1831 году. Самый первый подсчет возраста скопления оценивал время его существования в 24 миллиарда лет. Последующие вычисления уменьшали эту цифру. Сегодня принято считать, что NGC 188 5 миллиардов лет.

Описание созвездий, даже самые подробные, не помогут понять красоту небесных рисунков. Точные координаты звезд, описание их характеристик не дают того ощущения бесконечности Вселенной, которое появляется, когда вглядываешься в ночное небо. Мифы о созвездиях передают частично и по-своему взаимосвязь земного и космического, однако и они не заменят непосредственного наблюдения. С другой стороны, данные о входящих в небесный рисунок объектах помогают понять, что скрывается даже за самыми, казалось бы, неприметными звездочками. Яркий пример этого — Цефей, созвездие не самое заметное, но содержащее массу интересных элементов и рассказывающее о них любопытным.