"Иж-49" (мотоцикл): характеристики, цена, отзывы и фото

"Иж-49" - мотоцикл среднего класса для дорог с твердым покрытием, производился заводом "Ижмаш" в период с 1951-го по 1958 год. Всего с конвейера сошло 507 603 двухколесных машины. Поскольку "Иж-49" - мотоцикл с многолетней историей, он стал экспонатом музея автомотостарины во Владивостоке. Выставочная площадка в Приморском крае не единственное место, где демонстрируется этот долгожитель. Классические обводы легендарной двухколесной машины можно встретить в Москве, Петербурге, Риге, Минске. Регионы, в которых появлялся мотоцикл, не поддаются учету, по сути, это большая часть территории бывшего СССР.

иж 49 мотоцикл

История

После окончания Великой Отечественной войны из побежденной Германии в рамках репарационных соглашений были вывезены станки мотоциклетного завода Dampf Kraft Wagen (DKW). Акция была масштабной, в СССР попали целые производственные линии, и одно время советские инженеры не знали, что делать с уникальным немецким оборудованием. В конце концов было решено все технические средства направить в Ижевск, на завод "Ижмаш".

После нескольких лет обустройства и выпуска пробной модели DKW NZ 350 стало ясно: немецкое оборудование вполне жизнеспособно. Заводские специалисты стали готовить технологическую линию для выпуска дорожного мотоцикла среднего класса. Энтузиасты советского автомотопрома старались создать эксклюзивный экземпляр с отечественными характеристиками. Однако немецкое оборудование так или иначе вынуждало специалистов следовать немецким технологиям.

Начало выпуска

В 1951 году запустили в серийное производство модель "Иж-49" - мотоцикл, созданный на базе немецкого прототипа. Машина в целом получилась удачной, за семь лет непрерывного выпуска она завоевала широкое признание. 49-й "Иж", мотоцикл с прекрасными характеристиками, был снят с производства в 1958 году, так как тогда уже начался выпуск мотоциклов нового поколения - "Иж-56". И вскоре последний 49-й сошел с конвейера.

Характерно то, что еще долгое время "Иж-49" доминировал на рынке. Его преемник, 56-й, успеха не имел. К тому же новый мотоцикл был неудачно сконструирован и буквально увяз в бесконечных доработках.

иж мотоцикл

Характеристика мотоцикла "Иж-49"

Габаритные и весовые параметры:

  • 2120 мм - длина мотоцикла;
  • 980 мм - высота;
  • 770 мм - ширина; вес сухой - 150 кг;
  • вес полный снаряженный - 165 кг;
  • максимальная грузоподъемность - 160 кг.

Ходовые характеристики:

  • скорость максимальная, без пассажира - 90 км/ч;
  • запас хода по трассе с одной заправкой - 170-180 километров;
  • глубина преодолеваемого брода - 300 миллиметров;
  • расход горючего при движении по трассе - 4,5 л на 100 км;
  • тормозная система - барабанные механизмы на обоих колесах;
  • передняя вилка телескопическая, пружинная, с гидравлической амортизацией;
  • задняя подвеска маятниковая, пружинная, с гидравлическими амортизаторами;
  • сцепление мультидисковое, в масляной ванне;
  • трансмиссия - КПП четырехступенчатая с ножным переключением скоростей;
  • размер шин - 3,25/19";
  • привод на заднее колесо посредством роликовой цепи при передаточном числе 2,33.

мотоцикл иж 49 цена

Двигатель

  • Двигатель "Иж-49" двухтактный, одноцилиндровый;
  • ход поршня - 85 мм;
  • диаметр цилиндра - 72 мм;
  • объем цилиндра - 346 куб. см;
  • степень компрессии - 5,8;
  • мощность максимальная - при 4000 об/мин 11,5 л.с.;
  • система смазки - смесь масла с горючим в пропорции 1:25 для обкатанного мотора;
  • охлаждение воздушное.

Конструкция двигателя позволяла его эксплуатацию в любых условиях: агрегат работал ровно и размеренно.

Картер мотора "Иж-49" блочный, состоит из двух продольных половин, в передней части размещается кривошипная камера с коленчатым валом, в задней секции - коробка передач. Кик-стартер и рычаг переключения передач находятся на одной оси, с левой стороны двигателя.

мотоцикл иж 49 фото

Ходовая часть

Телескопическая вилка совмещается с защитным щитком, который обычно называют крылом, там же монтируется трос спидометра и привод переднего тормоза. В верхней части руля размещена параболическая фара со встроенным замком зажигания и спидометром. Там же находятся две лампочки, красная и зеленая, реагирующие на изменения в электросети. "Иж-49" - мотоцикл, не нуждающийся в аккумуляторе, вся схема может работать от магнето.

Ход руля возможен в пределах 35 градусов как влево, так и вправо. Рулевая штанга регулируется по высоте и закрепляется с учетом роста мотоциклиста. На правой боковине бензобака смонтирован рычаг ручного переключения скоростей, дублирующий ножное. Оба способа смены передач равноценны, водитель мотоцикла выбирает наиболее удобный для себя.

характеристика мотоцикла иж 49

Сиденья

Поскольку 49-й "Иж" - мотоцикл не скоростной, его сиденья спроектированы для комфортной езды, площадь седла довольно большая, поверхность рифленая, с хорошими амортизационными свойствами, под пластиной смонтированы пружины, которые принимают нагрузку и значительно смягчают тряску. На некоторых мотоциклах заднее пассажирское сиденье такой же формы и с такими же параметрами, но меньше по размерам. На других экземплярах устанавливаются обычные поролоновые подушки, обтянутые плотной тканью.

Некоторые владельцы модернизируют заднее сиденье по вкусу своих постоянных пассажиров, чтобы друзьям и родственникам было комфортно. Для ребенка, который регулярно ездит на заднем сиденье, необходимо сделать спинку, примерно такую же, как у стула, но она должна быть прочнее. Материалом может послужить металлический пруток сечением 8-10 миллиметров. Несколько стоек привариваются к основанию, а по верху создается горизонтальная связка, которая будет играть роль опоры.

Разумеется, импровизированное детское сиденье должно быть съемным, чтобы при необходимости на пассажирское место мог сесть взрослый. Вариантов обустройства задней части может быть множество, все зависит от творческого подхода владельца.

двигатель иж 49

Раритетная ценность

Мотоцикл "Иж-49" (фото, представленые на странице, демонстрируют его во всей красе) - достаточно элегантная машина из далекого прошлого, и она может украсить любую коллекцию автомототехники. Модель практически отсутствует на рынке. Если удается найти экземпляр, то чаще всего он восстановлению не подлежит. Мотоцикл "Иж-49", цена которого сегодня доходит до трех тысяч долларов, является мечтой многих ценителей двухколесных раритетов.

Тюнинг в большинстве случаев к "Иж-49" не применяется, так как это машина такого класса, когда лучше восстановить мотоцикл, чем видоизменять его в угоду фантазии владельца. Лучшей наградой хозяину будет талантливо отреставрированный мотоцикл "Иж-49". Фото машины, получившей вторую жизнь, станут памятью для потомков.

Отзывы

За семь лет производства "Иж-49" в судьбе мотоцикла случилось много перемен. Разработчики данной модели модернизировали конструкцию, упразднили ненужные принадлежности. Но всегда 49-й был примером надежности и долговечности, машина служила долгие годы без капитального ремонта. Отзывы владельцев этого мотоцикла за редким исключением были положительными.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 14
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
у меня ИЖ-49 1957 г.в. !!! на ходу!!! лишь пришлось поменять генератор , так как с аккумулятором возиться не хотел. какой можно применить карбюратор вместо " родного" - поизносился он и много " кушает".
Копировать ссылку
2
У моего на фаре нет лампочек и ключа.Задний фонарь с маленькими белыми стеклами. На фото других 49 такого не видел.
Копировать ссылку
1
У меня также нет ключа на фаре и лампочек
Копировать ссылку
2
С ключом на фаре,это ИЖ-56
Копировать ссылку
На ИЖ-49, КЛЮЧ ВСТАВЛЯЛСЯ В ЗАМОК, РАСПОЛОЖЕННЫЙ В БЛОКЕ С АККУМУЛЯТОРОМ, твой мотоцикл - правильный, а нового типа, фара, устанавливалась на ИЖ-56!
Копировать ссылку
ТАК И ЕСТЬ! ... раньше не было пластмассовых поделок, а поворот,показывали рукой...
Копировать ссылку
0
Самые приятные воспоминания о мотоцикле. Сиденье низко, даже я, 6-7-летний мальчишка, доставал до земли. Кик-стартер мягкий. Переключатель передач - справа на бачке. Я на нём САМ впервые поехал где-то лет в 6-7. Первый раз, правда, недалеко...))) Невероятно надёжен. И в сибирскую жару, и в стужу, и в слякоть: нечастое такое "пуф-пуф" - повёз!... Отец им даже брёвна для сруба дома таскал...
Копировать ссылку
1
интересно, обстоятельно
Копировать ссылку
0
Предназначался ли боковой прицеп(коляска) к данной модели мотоцикла?
Копировать ссылку
0
Я купил иж 49 в ю-сахалинске в1958г и объездил всю южную часть о. Сахалин.Надёжная ашина.Единствен. минус считаю плохо защищённую цепь от попадания на неё песка (в иж 56 этот вопрос решили) Позже я в 1961г купил иж 56 первых выпусков и ездил на нёмдо 1976г Хороая техника.
Копировать ссылку
0
а сколько он тогда стоил в сталинских рублях.с уважением евгений.
Копировать ссылку
Незащищенная цепь - это преимущество, если цепь рвалась , то вылетала из мотоцикла...в ИЖах, с защитным корпусом , если цепь рвалась -ее клинило в кожухе, и на скорости глаза видели, очень часто, старуху с косой...
Копировать ссылку
Коляску ставили самодельщики, что не запрещалось, ГАИ, если видели, сами удивлялись рукодельным ребятам...
Копировать ссылку
БЫЛ! шли они для сельской местности! я приспособил к своему от ИЖ-56 и до сих пор с ней! даже сделал отдельную со своей рамой - грузовую! просто короб !!! где кирпича привести , картошки , песка и прочего для хозяйства!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.