Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Формирование эстетической культуры школьников

Формирование гармоничной личности ребенка невозможно без воспитания у него отношения к прекрасному, понимания ценности красоты окружающего его мира. Для решения этой задачи необходимо как минимум дать начальное представление о категории красоты. Приобщить ребенка к абстрактным для него эстетическим принципам лучше через более понятные для его возраста формы и образы. Каким способом этого можно достичь? Самый короткий путь – сформировать умение видеть красоту в природных явлениях.

Этапы эстетического воспитания школьников

Если у ребенка нет понятия о принципах гармонии и красоты, сложно говорить о его способности увидеть красоту в окружающем его мире. Деятельность, ограниченная созерцанием, также недостаточна.

окружающая среда как эстетическая ценность
Она не позволит в дальнейшем сформировать стремление к совершенству и через деятельное развитие.

Эколого-эстетическое воспитание школьников осуществляется поэтапно:

  • Теоретическое освоение категории красоты.
  • Формирование навыка видеть гармонию в окружающем мире.
  • Практическое применение полученных знаний о красоте в предметной деятельности.

Только при наличии всех трех моментов можно говорить о системе эстетического воспитания школьников.

Теоретическое освоение категории красоты

Умение школьника видеть красоту происходит в рамках предметов творческого и эстетического обучения. В начальной школе это наиболее доступно на уроках рисования, творческого развития (музыка, литература).

Красота окружающего мира в самой доступной форме открывается в явлениях природы.

эколого эстетическое воспитание школьников
В процессе наблюдения, изучения и попыток передать природные феномены происходит становление эстетического воспитания школьников. Окружающая среда как эстетическая ценность выступает исключительно в процессе ее предметного освоения.

Как это сделать? Для освоения мира красоты на этом этапе помогут походы на лоно живой природы, участие в творческих кружках, деятельность в качестве «Юных натуралистов». Посещение детьми театральных постановок, выставок, картинных галерей позволяет понять детям, как происходит эстетическое формирование искусством окружающей среды. И как отражают произведения искусства эстетику быта и культуру народа.

В старших классах понятие красоты в качестве предмета эстетики школьники усваивают не только на занятиях творческого цикла. Поиск гармонии и эстетику окружающего мира они должны учиться видеть во всем: в семье, окружающем пространстве, в учебных предметах, одежде и нормах поведения. Именно умение находить гармонию является принципом эстетического освоения мира.

Формирование навыка видеть гармонию в окружающем мире

Эстетическое воспитание не ограничивается знаниями о красоте. Следующий шаг в мире эстетики – умение находить красоту в окружающем мире.

формирование эстетической культуры школьников

На этом этапе общее знание о красоте становится основанием находить гармонию во всех явлениях окружающего мира и более того стимулом для соотнесения собственных представлений о красоте с классическими эталонами.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды служит высшим критерием ценности творений. Это практический результат искусства. Если дети смогут понять важность этого процесса, они уже никогда не принизят значение и роль творчества в жизни людей.

Практическое применение полученных знаний о красоте в предметной деятельности

Практические формы творчества детей - это очень важный этап в развитии личности, они непосредственно влияют на формирование эстетической культуры школьников. Способность быть не только потребителем теоретических знаний, открытие в себе возможностей оказывать личное влияние на окружающий мир являются этапом в становлении творческой личности.

С этого момента школьник может пробудить в себе творческие силы и открыть личные ресурсы. Сделать мир вокруг себя красивей и более совершенным - это очень значимо. Неважно, в какой форме это происходит. Эстетическое формирование искусством окружающей среды происходит в доступной для детей форме: сделать красивую поделку, принять участие в творческой выставке картин, запечатлеть на фото неповторимый момент пробуждения природы от зимней спячки… Важно при этом, что открытие красоты и форм ее проявления происходит через призму своего личного видения.

Эстетическое развитие детей и его роль в становлении личности

Освоение предметного мира в соответствии с законами красоты выступает как эстетическое. Формирование искусством окружающей средыэто активный процесс человека, направленный на преобразование действительности.

эстетическое формирование искусством окружающей среды

Посадить дерево, устроить кормушку для птиц - с этого начинается эстетическое воспитание, которое в дальнейшем закрепляется в норме ответственности за окружающий мир. Роль его в становлении личности значительна:

  • Помогает человеку стать полезным обществу и получить признание его членов.
  • Формирует созидательную направленность деятельности, которая имеет ценность для общества и приносит ему пользу, формирует новые ценности и смыслы.
  • Оказывает влияние на прогрессивное развитие.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.