Краткое содержание «Записок сумасшедшего». Размышления о повести Н.В. Гоголя

Тему данной статьи можно было максимально упростить, назвав кратко ее и стандартно: «Записки сумасшедшего». Краткое содержание». Гоголь, впрочем, такого отношения не заслуживает. Он – классик, поэтому искать и находить в его сочинениях свежие нетривиальные мысли – дело благодарное. Почему же он взялся за написание этой повести?

Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич писал о том, что он любит, то в «Записках сумасшедшего» он высмеял то, с чем сам сталкивался, но чего не приемлела его «душа живая».

Гоголь – знаток чиновничьего мира

Двадцатипятилетний Николай Васильевич Гоголь знал нутро жизни мелких чиновников Северной Пальмиры не понаслышке. Он сам, приехав в град Петра жаждущим немедленных литературных побед, вынужден был некоторое время служить. Особого энтузиазма карьера чиновника у него не вызывала, скорее, пришло осознание бесполезности подобной «мышиной жизни». Однако не был бы Гоголь классиком, не сделав лимонада из предложенного ему судьбой лимона.

краткое содержание записок сумасшедшего

Наблюдательный писатель, став инсайдером в петербуржской конторе, собрал материал для повести. Краткое содержание «Записок сумасшедшего» является темой этой статьи.

Общая информация о произведении

Повесть написана в виде личного дневника главного героя, мелкого клерка, столоначальника при департаменте Аксентия Ивановича Поприщина. В ней нет глав. Есть ясные даты записей (их 11), они следуют от 3 октября до 8 декабря. За ними же значатся записи, написанные в летоисчислении помутненного рассудка (их 9). «Безумное летоисчисление» начинается с 43 апреля 2000 года, продолжается в мартоктябре, затем в «день без числа», в число без месяца, число без месяца и года и т. д. Однако иногда встречающееся в этом полете фантазии слово «февраль» дает нам некоторые основания полагать, что последняя запись все-таки сделана в феврале следующего после начала ведения дневника года.

записки сумасшедшего краткое содержание гоголь

Таким образом, резюмируем вышеизложенное:

  1. Нестандартно написаны «Записки сумасшедшего». Краткое содержание по главам этого произведения, таким образом, написать невозможно (нет глав).
  2. Дневник охватывает период прогрессирующей мании величия Поприщина на протяжении 5 месяцев. Он начинается с появления галлюцинаций (говорящие собачки) и заканчивается водворением его в сумасшедший дом.

Сюжет повествования

Краткое содержание «Записок сумасшедшего» следует начинать с 03.10.1833 года, когда Поприщин, наблюдая в окно кабинета за дождливой погодой, видит вышедшую из кареты и входящую в здание департамента молодую незамужнюю дочь своего начальника Софи. Она привозит с собой собачку Меджи, которая вступает в разговор с другой собачкой - Фиделькой, следующей за двумя проходившими мимо женщинами. Девушка нравится бедному клерку.

Заинтересовавшись, он оставляет кабинет, следует за дамами и узнает, что те проживают у Кокушкина моста, в доме Зверкова на 5-м этаже. Кстати, дом реальный: в нем проживал знакомый по совместной службе Гоголю чиновник.

краткое содержание повести записки сумасшедшего

О чем эта повесть? Краткое содержание «Записок сумасшедшего» в нашем изложении следует за логикой повествования классика: возникшая любовь окончательно губит человека, ранее уже сошедшего с ума от склочного коллектива, неудовлетворенности бесперспективным трудом, бедностью и безысходностью.

Впрочем, вернемся к логике гоголевского повествования. На следующий день, когда главный герой как обычно чистит и чинит перья на столе своего шефа, начальника департамента, в кабинет входит все та же Софи. Подняв уроненный ею платок, Поприщин уже явственно ощущает в себе влюбленность.

Он начинает на протяжении ближайшего месяца, не контролируя себя, уделять девушке нелепейшие знаки внимания. Начальник департамента вычитывает его за это и ставит на место. Но безумного влюбленного это не останавливает. Его интересует, испытывает ли Софи к нему нежные чувства.

Сумбурный стиль изложения Гоголя максимально адаптирован к личности главного героя. Николая Васильевича переиграть невозможно, но мы таких целей перед собой не ставим. Наше краткое содержание повести «Записки сумасшедшего» отмечает детали логики помешательства. Озадаченный Аксентий опять прибегает к помощи вышеупомянутых собачек (много же у него друзей в книге!).

Вначале он проникает в дом своего шефа в надежде выведать у Меджи что-то о Софии, однако тактичная собачка деликатно молчит. Тогда Поприщин следует в дом Зверкова, где на спальном месте Фидельки обнаруживает клочки разорванных писем. «Гениальный» ум Поприщина понимает, что это переписка двух вышеупомянутых собачонок, которая по своей сути аналогична дамским сплетням. Из писем бедный клерк узнает неутешительные новости: его шеф награжден орденом, на Софью имеет вполне обоснованные виды некий камер-юнкер Теплов, а его самого девушка воспринимает даже не с иронией, а с открытым сарказмом, называя «черепахой в мешке».

Пытаясь отвлечься, Аксентий читает газеты. Однако эффект получается обратный: несчастная любовь парадоксальным образом заставляет его глубоко пережить (очевидно, имеет место раздвоение личности) отречение короля Испании от престола. Он ассоциирует себя с монархом. Болезнь входит в манию величия. Он после трехнедельного прогула по привычке идет на работу, однако ведет себя неадекватно (монаршее ведь достоинство не предполагает замечать какого-то там директора департамента). На рабочих документах он проставляет свою новую подпись – «Фердинанд VIII». Затем «испанский король» пробирается в дом к Софии, чтобы открыть ей свои чувства, придя к философскому выводу, что дамам, по крупному счету, мил лишь черт один.

После этого заболевшего человека госпитализируют, но он не осознает случившегося, считая выбритых пациентов дома умалишенных испанскими грандами и удивляясь, почему их бьют палками.

Рассуждения об авторском стиле

Статья наша не просто раскрывает краткое содержание «Записок сумасшедшего». Важно то, как составлено произведение. Вы наверняка его читали. Главный герой, столоначальник департамента Аксентий Иванович Поприщин, впадает в измененное состояние сознания (страдает от мании величия), которое позволяет Гоголю его устами касаться исключительно нюансов чиновничьего миропонимания, с потрясающей художественной силой иронизировать над пустотой души людей, «находящихся на службе державной». В повести фигурируют, кроме главного героя, еще три достаточно самобытных образа мелких чиновников – Петрушевича, Шнейдера, Каплунова. Петрушевичу Гоголь симпатизирует, поскольку тот ведет себя адекватно своему социальному статусу: он не ходок на балы для «офисного планктона XIX века» и на «бостончики». Здесь есть и малоприятный взяточник Закатищева. Образ же Софи ироничен, он «до звона пуст душевно» и чем-то созвучен Софье Фамусовой из грибоедовского «Горя от ума». Образы героев на время написания – абсолютно живые, вызывающие адекватные эмоции читателей.

Заключение

Какие мысли врываются в наше анализирующее «Записки сумасшедшего» краткое содержание? Гоголь – в первую очередь талант, не знающий ни временных рамок, ни жанровых. Он, шутя и творя, словно Моцарт, любуясь блеском своих мыслей, создавал целые жанры, получившие потом развитие в разных видах литературы и искусств. Вспомним хотя бы его «Страшную месть», написанную в классическом стиле триллера… Но не о ней сейчас речь.

записки сумасшедшего краткое содержание по главам

Кто из современных классиков пользуется приемом измененного сознания главного героя, открытым великим Гоголем? Правильно, Виктор Пелевин.

Достаточно вспомнить его роман «Generation П», где Вавилен Татарский продвигается по канве произведения аналогичным образом: от одного откровения, полученного в неадекватном состоянии, к другому. Простите, так почему же сейчас маститые литературные критики на полном серьезе утверждают, что отцом русского постмодернизма является Пелевин? Является ли это подтасовкой под автора?

Именно Гоголь в повести «Записки сумасшедшего» использовал необычный прием – совмещение реального мира с мнимым для достижения максимального художественного эффекта, но он, к несчастью (а может, и к счастью) опередил свое время. И, следуя такой логике, мы приходим к пониманию, что Николай Васильевич полтора века назад разработал художественный стиль, получивший затем название постмодернизма.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.