Отход от классицизма, где все до мельчайших деталей выверено, к новому, создаваемому в свободной Франции романтизму и в прозе, и в поэзии, и в живописи, характерен для юного художника, которому тесно в четких заданных рамках. Потому и напишет Жерико «Плот "Медузы"».
Жизнь Теодора Жерико
Художник родился в Руане в 1791 году. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Страсть к рисованию именно лошадей привела его к преподавателю Клоду Верне, затем к Пьеру Герену. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Он рос в то время, когда Франция была полна надежд, когда искренние патриотические, а затем драматические чувства захлестывали народ. Никто не скажет, что годы, начиная с Великой Французской революции до утверждения империи Наполеона и поражения в его войне с Россией, были безмятежными. Все эти настроения, сильные страсти, волновавшие всю страну, впитал в себя юный Теодор, который потом будет их воплощать в своих полотнах.
Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, - «Плот "Медузы"». Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Картина Жерико «Плот "Медузы"» будет создана через несколько лет.Романтизм
Полностью стиль сформировался, когда Жерико уже не было в живых, в середине 50-х годов 19-го века. Романтизм был полностью ориентирован на современность. В чем сущность романтического мировосприятия? Во-первых, формируется понятие свободы, о которой можно долго рассуждать, и принципиальное нарушение всех правил, в том числе и на уровне эстетики. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот "Медузы"», Теодор Жерико). Философ Эдмунд Бёрг утверждал, что категория величественного непременно связана со страхом. Другой философ подчеркивал, что если в душах людей и сохраняется какая-то энергия, то только новое несчастье может вывести их из вялости. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот "Медузы"» Теодор Жерико.
Трагедия
Сюжет картины основан на реальной трагедии. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Случилось это в 1816 году. Казалось, что ничего особенного не должно произойти: лодки корабля сделают два рейса и вывезут всех пассажиров. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер, и фрегат дал трещину. Всех охватила паника. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Его должны были вести на буксире лодки. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Плот был сильно перегружен, самостоятельно передвигаться он не мог, на нем не было продуктов и воды. Люди, находящиеся в лодках, побоялись, что те, кто находится на плоту, начнут переходить на лодки, и обрезали канаты, связывающие с ними плот. Все, кто был на лодках, спаслись. А на плоту положение стало ужасным. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. В самую первую ночь погибли двадцать человек. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Картина Теодора Жерико «Плот "Медузы"» показывает этот момент. На четвертый день осталось менее половины человек, и оставшиеся начали поедать человеческое мясо. Продуктов у них не было. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Этот аморальный инцидент послужил причиной разбора поведения капитана, который, спасшись сам, не пожелал или не смог оказать помощь потерпевшим крушение.
Предварительная работа
На огромной картине Жерико «Плот "Медузы"», написанной в 1818–1819 годах, изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии.
Было сделано большое количество эскизов и набросков: штормового моря, людей в различных положениях, сидящих, лежащих, стоящих. Для работы в качестве натуры использовались в том числе тела больных из госпиталей и из морга. Жерико находит плотника, который делал плот, и заказывает ему уменьшенную копию, лепит из воска персонажей, которые будут изображены на картине, расставляя их на плоту. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот "Медузы"». Описание современников говорит, что он даже обрил голову, чтобы никуда не выходить и не отрываться от работы.Полотно Жерико
Для того чтобы были видны все персонажи картины и полный вид моря, живописец взял ракурс, позволяющий произвести весь обзор сверху.
Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Кто-то подает сигнал, кто-то лежит полумертвый в прострации, кто-то отупел от безысходности и ни на что не реагирует, кто-то пытается привести в чувство умирающего и удерживает его от падения с плота. В картине Жерико «Плот "Медузы"» нет статики, она динамична. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Композиционно это несколько треугольных фигур, которые порождают у зрителя ощущение стремления бороться и побеждать. Но ветер относит плот от корабля спасения. Да и видно ли его? Колорит картины мрачен и темен внизу полотна, но к горизонту он светлеет, наполняя души надеждой. Сам плот почти упирается в раму картины. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот "Медузы". Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.Ранняя смерть
Теодор Жерико умер в возрасте 33 лет, упав на прогулке с коня и получив травму, несовместимую с жизнью.
Только после его смерти было оценено новаторство картины, и она была отнесена в разряд романтизма.