«Аризона» (линкор) - могила для 1177 моряков

Трагические страницы есть в истории каждой страны. Они вызывают противоречивые чувства. Но едины в одном: их нужно помнить, чтобы не допустить повторения. В США имя одной такой странички - «Аризона» - линкор, погибший в 1941 году и приведший страну к вступлению во Вторую мировую войну.

С чего всё начиналось?

Двадцатый век стартовал с величайшей борьбы за передел мира. Для военных кораблей это означало модернизацию. Страны соревновались в качественном улучшении своих кораблей и увеличении их количества.

Основной силой военного флота считались линкоры. Из броненосцев девятнадцатого века получилась совершенно иная модель боевого судна. Линейные корабли считались подходящими для боевого участия в составе эскадры. Их применяли для уничтожения вражеских кораблей при сопутствующей артиллерийской поддержке с суши. Эти бронированные тяжеловесные машины оснащались орудиями калибра 280-460 мм. Экипаж состоял из полутора тысяч человек, мог достигать и трёх тысяч. При средней длине судна от ста пятидесяти до трёхсот метров водоизмещение варьировалось от двадцати до семидесяти тысяч тонн.

"Аризона" линкор.

Главной причиной усиления внимания к боевым кораблям стало стремление государств получить первенство в военной мощи. Многие страны делали упор на боевой флот. Некоторые обратили внимание на авиацию. Ещё в 1922 году США и Англия подписали Вашингтонский договор о количественном соотношении флотов Японии, США и Британии. Первая получила право обладать лишь сорока процентами от флота Англии и США. Японцы решили превзойти своих противников в авиации.

В тридцатые годы интересы двух соседних государств столкнулись из-за нефтяных ресурсов. Армия и флот нуждались в топливе, а у Японии запасов нефти не было. Поставщиками черного золота в то время были страны Юго-Восточной Азии, например, Индонезия. Стремление Японии завладеть нефтяными ресурсами привело к столкновению с США.

Американское командование перебросило на Гавайи (здесь ожидали нападения японцев) из Калифорнии боевые корабли. Японские военные в ответ на выставленные Америкой линкоры и крейсеры начали перевооружение своих кораблей. Они снабдили боевые суда бронебойными бомбами и превратили в авианосцы.

Среди передислоцированных из Калифорнии кораблей был и линкор «Аризона».

Боевые параметры

На Бруклинской верфи в марте 1914 года началось строительство корабля «Аризона». Линкор стал несокрушимой военной единицей в сражениях Первой мировой войны.

Определяющее значение для боевой мощи корабля имеет характеристика его вооружения. Американский линкор «Аризона» имел на своём борту внушительный арсенал крупнокалиберного вооружения: двенадцать орудий калибром 356 мм; двадцать два орудия калибром 5"/51; четыре орудия калибром 76/23; четыре салютных орудия 47 мм; два 1-pounders 37 мм; два минно-торпедных орудия 533 мм. На корабле находился многочисленный экипаж - 1385 офицеров и матросов.

Линкор "Аризона".

Внешние размеры тоже внушали уважение. При длине сто восемьдесят и ширине тридцать два метра водоизмещение корабля достигало 31 400 тонн. Максимальная скорость передвижения – двадцать один узел.

Фото линкора "Аризона".

Корабль был неприступной крепостью на воде, обладал мощными непробиваемыми бортами. Но японцы не стали атаковать его ожидаемым традиционным способом. Броне верхней палубы не хватало прочности, и пробить её не составляло труда.

Подготовка Японии к нападению

В 1940 году на Гавайи с другими боевыми кораблями прибыла «Аризона». Линкор встал на защиту военной базы Перл-Харбор. Американцы по-прежнему считали, что приближающаяся война станет войной кораблей. Но японцы думали иначе.

К 1941 году команде под руководством адмирала Ямамото удалось разработать неординарный план уничтожения линкора с воздуха. Летательный аппарат с экипажем из трёх человек взлетал с авианосца и нёс на борту бомбы весом в тонну. Скорость полёта достигала пятисот километров в час. Безраздельно господство в воздушном пространстве над Тихим океаном перешло к Японии.

Последние минуты линкора «Аризона»

Седьмое декабря 1941 года – печальная и трагическая страница в истории США. Ранним воскресным утром, когда порт Перл-Харбор безмятежно спал, японское командование предприняло двойную атаку на военный порт. Первая началась без семи восемь и продолжалась восемнадцать минут. Вторая повторилась в девять часов и длилась двадцать минут. На тринадцатой минуте первой атаки (в восемь часов шесть минут) погиб линкор «Аризона».

Гибель линкора "Аризона".

Нападение на Перл-Харбор совершили сорок торпедоносцев и триста пятьдесят три бомбардировщика. У каждого морского и воздушного судна была своя задача. Бомбардировщики направились на разрушение аэродромов, торпедоносцы атаковали с двух сторон острова форта. В восемь часов четыре минуты в линкор попала первая бомба, затем ещё четыре. Первая бомба попала в ствол орудия и отскочила. Через несколько секунд прогремел взрыв и начался пожар. Пламя достигало в высоту двести сорока метров.

Гибель линкора «Аризона» произошла не от попадания в него торпеды. Повреждений, присущих торпедному поражению, не обнаружено.

Документальное свидетельство

Со стоящего неподалёку корабля-госпиталя Soles доктор Эрик Хаакенсон заснял момент попадания бомбы с самолёта в носовую палубу. Здесь находился пороховой запас боевого корабля. Боеприпасы взорвались и вызвали волну последующих взрывов. Отсек за отсеком взлетал на воздух. Линкор переломился на две половины и стал оседать на дно. Всё судно охватило пламя, которое бушевало три дня. Корабль погиб.

Итог нападения на Перл-Харбор

Во время налёта погибло 1177 человек. Среди них адмирал Айзек Кит. Он находился в то утро на линкоре. Сохранилось лишь кольцо выпуска адмирала из военно-морской академии, которое навечно припаялось к борту судна «Аризона». Линкор возглавлял Франклин Ван Валкенбург, который разделил судьбу своего экипажа. В живых остались единицы. Два года проводился разбор обломков. Удалось вызволить из железного плена тела 233 погибших. Более девятисот моряков навсегда остались на корабле «Аризона». Линкор под водой находится до сих пор.

"Аризона" линкор под водой.

В том налёте погибла не только «Аризона». Линкор стал одним из четырёх линейных кораблей ВМС США, затопленных 7 декабря 1941 года. Два из них удалось восстановить к 1944 году. Ещё четыре линкора получили повреждения разной тяжести. Пострадали от нападения японцев три эсминца, один минный заградитель и три крейсера. Американская авиация лишилась около двухсот самолётов. Погибло две с половиной тысячи человек, ранены и конфужены - тысяча двести восемьдесят два.

Неожиданное нападение японцев и уничтожение американской военной базы на острове Перл-Харбор привело к изменениям взглядов американских политиков. Франклин Рузвельт потребовал объявить войну Японии. 7 декабря 1941 года – день вступления США во Вторую мировую войну. И причина тому следующая: линкор «Аризона» на дне в результате бомбардировки японской авиации.

Память навеки

Поклонение месту затонувшей «Аризоны» началось в 1950 году. Адмирал Артур Рэдфорд, в то время командовавший Тихоокеанским флотом США, положил начало новой традиции, поднимая национальный флаг страны в честь погибшего экипажа. Для этого демонтировали часть надстройки корабля, по бортам забили бетонные сваи для придания прочности конструкции. На сваях установили небольшой павильон, который словно висел над остатками линкора. Здесь и проводили церемонии чествования моряков «Аризоны».

Американский линкор "Аризона".

В 1962 году был построен памятник прямо на месте, где затонул линкор «Аризона». Мемориал находится над останками корабля, которые хорошо видны сквозь морскую гладь. Бетонная конструкция не касается корпуса линкора. У входа в музейный комплекс посетителей встречает якорь, поднятый с борта «Аризоны».

В главном зале посетители обращают внимание на семь окон, символизирующих дату гибели боевого судна. На стенах музея начертаны имена погибших моряков. Чтобы попасть туда, нужно преодолеть водную преграду, сухопутного пути нет. Для удобства туристов построена пристань.

Доказательство вечной скорби

Значимость для американцев сохранения вечной памяти о погибших 1177 моряках подтверждается несколькими фактами:

  • Пятого мая 1989 года сохранившийся корпус линкора включили в число национальных исторических памятников.
  • За время существования мемориала его посетили более миллиона человек.

Линкор "Аризона" мемориал.

  • Каждый американский президент за годы своего пребывания в Белом доме обязан хотя бы один раз посетить это историческое место. Сегодня посещение мемориала линкора «Аризона» главой страны превратилось в традицию.
  • Император Японии участвовал в церемонии возложения венков к списку погибших моряков.

Легенда о гибели линкора

На многие вопросы о гибели линкора до сих пор не нашли ответов. Поэтому вокруг памятного события 7 декабря 1941 года появляются легенды.

Одна из них связана со столь быстрым уничтожением боевого судна. Говорят о массированном ударе торпед в корпус корабля с совместным попаданием семи авиабомб. Но «Аризона» даже не дрогнула. И только попадание одной бомбы в трубу привело к уничтожению линкора. Осмотр дымового канала показал несостоятельность такой версии. Повреждений, характерных для такого попадания и последующего взрыва, не обнаружено.

Живая легенда

Вторая легенда появилась через несколько лет после гибели корабля, уже после постройки бетонного мемориала на месте его затопления. Периодически на поверхности воды расплывается маслянистое пятно. Его контуры похожи на слезинку у глаз. Сиренево-алый цвет наводит на мысль о схожести с кровью. Туристы стараются сделать фото линкора «Аризона» именно в этот момент. Американцы уверены, что таким образом линкор оплакивает свой погибший экипаж. На самом деле это вытекает машинное масло из проржавевшего машинного отделения. Но легенды остаются и передаются следующим поколениям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 4
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
All the Gallant Men: An American Sailor’s Firsthand Account of Pearl Harbor - Donald Stratton, Ken Gire - мемуар одного из выживших из состава экипажа "Аризоны"... не знаю, есть ли на русском версия или еще нет.
Копировать ссылку
И, да, автору спасибо:) статья хорошая.
Копировать ссылку
2
Статья хорошая, спасибо автору за предоставленный материал!
Копировать ссылку
Да, это действительно отличная статья, автор постарался на славу, очень круто, продолжайте, пожалуйста, в том же духе)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.