Дифференцированный подход в обучении дошкольников и младших школьников: сущность, цель, задачи, организация, реализация, использование. Дифференцированный подход в обучении - это...

В настоящее время наблюдаются признаки несоответствия уровня обучения существенной части выпускников школ растущим требованиям к подготовке рабочих распространенных профессий. Ускорение темпа и повышение качества труда, постоянное сокращение простых специальностей в производстве, переход предприятий на другие направления хозяйственной деятельности обуславливают ряд трудностей при адаптации подростков. В процессе обучения школьников в настоящее время педагоги не используют все имеющиеся резервы совершенствования образовательно-воспитательной работы. В этой связи сложившиеся трудности при социальной адаптации выпускников имеют нарастающую тенденцию. Для коренного решения возникающих сложностей необходимо поднять на качественно новый уровень индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

дифференцированный подход в обучении это

Содержание новых принципов

Понятие "индивидуальный подход" предполагает дидактический метод воспитания и обучения. Он считается одним из ключевых в общей и специальной педагогике. Суть индивидуального подхода заключается в учете личных особенностей детей в образовательном процессе. Он позволяет осуществлять активное управление процессом развития физических и умственных возможностей. В рамках индивидуального подхода осуществляется всестороннее изучение учащихся. На основании полученных результатов осуществляется разработка соответствующих педагогических мер воздействия. Этот метод имеет особое значение в школьном обучении, поскольку учащиеся существенно отличаются по уровню восприимчивости. Различия обуславливаются характерными людям особенностями интересов, темперамента и пр. К индивидуальному подходу относят все меры, ориентированные на формирование благоприятных условий обучения и развития учащихся и определяемые в соответствии с их личными возможностями. Особый интерес к использованию этого метода обуславливается существенным разбросом способностей лиц одного возраста. Если личные особенности, свойственные для одних обучающихся, выявляются у других, то их именуют типическими. Другими словами, те или иные возможности характерны для определенной группы.

Сущность дифференцированного подхода в обучении

При решении педагогических вопросов особое внимание имеют социально-психологические особенности групп. Дифференцированный подход в обучении – это один из методов осуществления координированной деятельности, направленной на их учет. В сообществе существуют определенные группы, которые являются неформальными или структурными объединениями. Они выделяются преподавателем по похожим личностным характеристикам каждого ребенка. Дифференцированный подход в обучении – это метод, занимающий промежуточную позицию между фронтальной деятельностью и межличностным взаимодействием. Он существенно облегчает педагогический процесс. В условиях большой наполняемости класса далеко не всегда есть возможность определить содержание и формы взаимодействия с каждым ребенком. Использование дифференцированного подхода в обучении позволяет разработать их для конкретных групп или категорий.

дифференцированный подход в обучении дошкольников

Ключевые направления

Дифференцированный подход в обучении детей невозможно применять без изучения межличностных отношений. Этот метод позволяет влиять на взаимодействие личности и группы, группы и коллектива, ребенка и взрослого. Реализация дифференцированного подхода в обучении осуществляется различными способами. Особое значение среди них имеют игровые формы, соревнования, моделирование ситуаций. Все эти мероприятия должны способствовать раскрытию потенциала каждого ребенка. Эффективность метода прямым образом зависит от творческой атмосферы, содержания взаимодействия, демократического управления внутри коллектива.

Система мер

Дифференцированный подход в обучении и воспитании включает в себя достаточно большое количество педагогических действий. Этот метод представляет собой комплекс мер, направленных на изучение, учет и развитие типологических особенностей. В задачи дифференцированного подхода в обучении входит обеспечение:

  1. Достижения обязательных результатов каждым ребенком в соответствии с его реальными возможностями.
  2. Совершенствование творческого, ценностного, познавательного, художественного, коммуникативного потенциала.
  3. Восприятия знаний в соответствии с реальными возможностями и ориентацией на "сферу ближайшего развития".

Специфика изучения личных особенностей

Цель дифференцированного подхода в обучении заключается в выявлении и исследовании возможностей по специальным критериям. В качестве них выступает несколько особенностей, по которым ребенок характеризуется как целостная личность. Каждое выбранное свойство имеет существенное значение при определении успешности обучения. Среди критериев при этом есть доминирующие. Одним из таких считается степень обученности. Приоритет этого свойства обуславливается тем, что от него будет зависеть уровень сформированности интереса к познавательной деятельности. Этот критерий также влияет на обучаемость школьника. Такой метод изучения типичных личных особенностей максимально соответствует направленности педагогической деятельности в современных условиях. Исследование отличий предполагает установление показателей их определения. В соответствии с ними формируются диагностические материалы. В качестве одного из эффективных способов изучения степени обученности выступают проверочные работы, а обучаемости – школьный тест по определению умственного развития. На практике именно эти методы применяются педагогами чаще всего. Для определения степени познавательного интереса к конкретному предмету используется анкетирование.

дифференцированный подход в обучении младших школьников

Группы свойств

В педагогической практике выработана определенная классификация особенностей, позволяющая учесть опыт и результаты, полученные специалистами, применяющими дифференцированный подход в обучении. Это разделение соответствует трем сторонам деятельности:

  1. Исполнительной. Она предполагает свойства, отражающие процессы воплощения планов. К ним, в частности, относят практическое изменение исходного материала, выполнение работ, сформированность умений, навыков, приемов, соотнесение действительных действий и полученных результатов с мыслительными процессами. На физиологическом уровне исполнительная деятельность отражает характеристики слуховой, зрительной и двигательной систем, принимающих участие в самоконтроле.
  2. Целевой. Эта сторона характеризуется свойствами, отражающими процессы усвоения вопроса, сбора и обобщения информации, необходимые для решения. Другими словами, это ориентировка в задании, составление плана предстоящей деятельности, его последующая корректировка.
  3. Энергетической. Эта сторона включает в себя свойства, отражающие активную деятельность нервной системы: чувства, эмоции, выносливость, уровень утомляемости, способность к волевому усилию. Эти характеристики определяют в основном степень работоспособности. Вместе с этим активизация деятельности находится в зависимости от мотивации и ее силы. Она, в свою очередь, служит не только в качестве энергетического, но и направляющего фактора. Это обуславливается тем, что в ней присутствуют свойства, которые относятся и к целевой составляющей деятельности.
    дифференцированный подход в обучении в начальной школе

Анализ

Применяя дифференцированный подход в обучении младших школьников, личные особенности можно определить комплексной оценкой. Она отражает специфику деятельности по трем направлениям анализа. В результате формируется три группы, в которых:

  1. Все три стороны сохранены в той либо иной степени.
  2. Нарушена 1 или 2 компонента деятельности.
  3. Все три компонента деятельности не сформированы.

Дифференцированный подход в обучении младших школьников включает в себя выделение типологических временных групп. Они, в свою очередь, разделяются на подгруппы. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие категории:

  1. Группу с высокой степенью обученности. В нее входят подгруппы с устойчивым познавательным интересом к данному конкретному предмету или к другим дисциплинам.
  2. Группа со средней степенью обученности. В нее входят аналогичные предыдущим подкатегории.
  3. Группа с низкой степенью обученности, неустойчивым интересом ни к данному, ни к другим предметам.
    организация дифференцированного подхода в обучении

Рекомендации специалистов

Дифференцированный подход в обучении дошкольников позволяет обеспечить углубление, систематизацию и обобщение умений и знаний. Он направлен на стимулирование развития познавательной самостоятельной деятельности ребенка. Кроме этого, метод способствует выравниванию умений и знаний. Дифференцированный подход в обучении дошкольников особенно эффективен при изучении нового материала, проверке и закреплении пройденного, а также в ходе подготовки домашней работы. Самостоятельная деятельность в коллективе и дома – два взаимосвязанных элемента, дополняющих друг друга. При составлении домашнего задания следует планировать задачи разной степени сложности и различного объема. При этом необходимо учитывать реальные возможности и интересы ребят. Для облегчения работы и учителя, и школьников, рекомендуется составить сборник с дифференцированными заданиями. В нем вопросы должны группироваться по разделам. В каждый из них включаются задания продвинутого и базового уровней. В последний входят вопросы для детей с низким и средним уровнем обученности, в первый, соответственно, - для сильных учащихся. Задания базового уровня также следует отделять друг от друга. Для детей с низким уровнем обученности – прописывать их курсивом, со средним – обычным шрифтом. Вопросы для разной степени познавательного интереса рекомендуется показывать разными значками.

Организация дифференцированного подхода в обучении

В качестве одного из важнейших условий правильного осуществления педагогического процесса выступает выбор рационального комплекса образовательных приемов и методов. Значение имеет также оценка качества полученных знаний, способ ее оптимизации с учетом возрастных особенностей, уровня подготовки, сформированности общих умений в рамках решаемых воспитательных и учебных задач. В соответствии с этими факторами обеспечивается сбалансированное сочетание новых и традиционных педагогических методов с внедрением инновационных технологий. При этом происходит оптимизация применения проблемных заданий и ситуаций, воспроизводительных, объяснительно-иллюстративных, эвристических, частично-поисковых, исследовательских методов, используется групповая работа и деятельность в парах, а также технические средства. Контроль и коррекция умений и знаний осуществляются в рамках систем разноуровневой оценки. В нее входят диктанты и задачи по предмету, тесты и тренировочные задания, индивидуальные карточки с вопросами, домашние и самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера. В качестве критерия успешной деятельности выступает качество подготовки каждого ребенка, а не формальное применение какого-либо педагогического приема, метода, средства.

индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

Технология

Применяя дифференцированный подход в обучении в начальной школе, необходимо учитывать, что каждый ребенок развивается по-своему. В этой связи в классе появляются отстающие, отличники и хорошисты. Целесообразно сформировать уровневую дифференциацию на определенных этапах урока. Для этого мысленно можно разделить класс на несколько типологических временных групп. Образовательный процесс в этом случае будет выстраиваться согласно реальным возможностям каждой из них. Дифференцированный подход в обучении школьников позволяет продвигать ребенка из более слабой группы в сильную. В этой связи в образовательном процессе намечается два ключевых направления. Первое предполагает выделение типологических временных групп, второе – разработку и внедрение приемов и методов, отвечающих каждой категории. В процессе решения первой задачи рекомендуется отталкиваться от обученности детей. Она определяется по письменным проверочным работам, которые охватывают все элементы содержания предметного образования и требуют применения полученных знаний на различных уровнях самостоятельности. Ознакомление с успеваемостью по прочим дисциплинам осуществляется и по классному журналу. Также целесообразно узнать мнение о коллективе в целом и отдельных учениках от других педагогов. Немаловажное значение имеют беседы с родителями для выявления личных особенностей того или другого ребенка. Различать учащихся можно также по наличию либо отсутствию познавательного интереса к конкретному предмету. Если его нет или ребенок часто пропускает занятия и имеет небольшой объем знаний, то его относят к отстающей типологической группе. Таких учащихся рекомендуется привлекать к индивидуально-групповым занятиям, вовлекать их в открытые уроки и внеклассные мероприятия, способствуя развитию у них уверенности.

Разработка и внедрение приемов

Вторая задача по применению дифференцированного подхода наиболее успешно решается в рамках обособленной и коллективной форм планирования образовательной деятельности. В качестве одного из способов проверки можно использовать степень сложности заданий. О ней можно судить по нескольким показателям. К примеру, проблемные или творческие задания в объективном смысле для обучающихся сложнее, чем репродуктивные. Значение имеет также количество звеньев в процессе рассуждения от исходных данных до ответа. Чем число будет больше, тем сложнее задание. Для детей, включенных в отстающую группу вопросы должны быть достаточно простыми. Их содержание следует готовить с учетом обязательного стандарта (минимума) по предмету. Не стоит забывать также о широте переноса умений и знаний. К наиболее сложным в этом плане относят задания, при выполнении которых обучающиеся используют материал по нескольким дисциплинам. В этом случае формируется межпредметная связь.

сущность дифференцированного подхода в обучении

Показатели сложности

К критериям, по которым определяется степень трудности заданий, относят:

  1. Проблемность. Как выше было сказано, репродуктивные задания легче, чем творческие.
  2. Расстояние от исходных данных до ответа на вопрос. Чем больше количество звеньев в рассуждении, тем задание сложнее.
  3. Число следствий или причин, которые нужно установить. Чем больше их необходимо найти, тем сложнее задание.
  4. Количество используемых источников. Чем их больше, тем задание труднее.

Другие методы

На практике целесообразно применять способ дифференциации помощи со стороны педагога в процессе выполнения одного и того же задания. Этот метод предполагает, что слабый ребенок получает более подробные инструкции в сравнении с теми, что даются более сильному. При этом успевающие дети решают задачи без какой-либо помощи со стороны преподавателя. Они самостоятельно собирают источники и определяют логическую цепь выполнения задачи. Для средней группы разрабатывается типовой план. Для слабых учеников следует заготовить карточки с вопросами, расположенными в соответствии с логикой эвристического обсуждения. Все рассуждения при этом должны быть четко направлены от первого до последнего этапа. В качестве еще одного метода выступает дифференцированный учет обучающихся. Проявляться он может в формулировании отдельных творческих заданий. К примеру, преподаватель поручает определенным детям подготовить небольшие доклады. Информацию при этом им следует выбрать самостоятельно из дополнительной литературы. Также педагог может дать задание составить викторину, кроссворд, придумать продолжение сценария кинофильма или комментарий. В данном случае важно правильно распределять деятельность между учениками, учитывая реальные их возможности и применяя дифференцированный подход в обучении. Это особенно важно при работе с отстающими. Педагогу необходимо правильно спланировать свою помощь, чтобы она способствовала развитию каждого ребенка.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.