Для чего же нужен этот самый DirectX? Обзор популярной библиотеки

DirectX представляет собой набор инструментов и API (интерфейсов программирования приложений), разработанных корпорацией Microsoft специально для создания приложений с передовой графикой, физическими эффектами и звуком. Эта технология лежит в основе большинства современных компьютерных игр, работающих в среде Windows.

История создания

Разработка DirectX началась в 1994 году в компании Microsoft. К тому времени индустрия компьютерных игр была тесно связана с операционной системой MS-DOS. Чтобы привлечь разработчиков игр на новую Windows 95, в Microsoft решили создать набор инструментов, который позволил бы получить низкоуровневый доступ к железу, необходимый для игр. Так появился DirectX - "прямой" путь к графике, звуку и устройствам ввода.

Первая версия DirectX под названием Windows Game SDK вышла в 1995 году. Одной из первых игр, использовавших DirectX, стала Doom 95. Несмотря на успех этого порта, многие разработчики по-прежнему скептически относились к играм на Windows. Ситуация изменилась с выходом DirectX 3 и компонента Direct3D, реализовавшего аппаратное 3D-ускорение.

За последующие годы DirectX непрерывно развивался, добавляя поддержку новых технологий. Ключевыми вехами стали DirectX 8 (2001), DirectX 9 (2002), DirectX 10 (2006), DirectX 11 (2009). Самая последняя на данный момент версия - DirectX 12, вышедшая в 2015 году вместе с Windows 10.

  • Позволяет играм и приложениям взаимодействовать с аппаратурой ПК
  • Дает низкоуровневый доступ к графике, звуку, вводу

Благодаря DirectX разработчики игр могут эффективно использовать возможности железа для создания захватывающего игрового процесса. А пользователи получают качественный графический и звуковой опыт при игре на ПК.

Основные компоненты

DirectX состоит из нескольких ключевых компонентов, обеспечивающих работу приложений с мультимедиа и аппаратным обеспечением компьютера. К ним относятся:

  • Direct3D - компонент для работы с трехмерной графикой, используется в играх и графических приложениях.
  • DirectDraw - компонент для работы с двухмерной графикой.
  • DirectSound - компонент для работы со звуком, обеспечивает аппаратное ускорение.
  • DirectInput - компонент для получения ввода с игровых контроллеров, клавиатуры и мыши.
  • DirectPlay - компонент для организации многопользовательской игры по сети.

Преимущества использования

Сравнение графики с DirectX 11 и DirectX 12

DirectX предоставляет ряд важных преимуществ как для разработчиков, так и для конечных пользователей. Рассмотрим основные из них.

  • Удобный единый API для работы с мультимедиа и оборудованием. Не нужно разбираться во множестве низкоуровневых API.
  • Высокая производительность за счет аппаратного ускорения и оптимизаций.
  • Совместимость между версиями Windows.
  • Богатый инструментарий и документация для разработчиков.

Благодаря наличию единого API разработка приложений существенно упрощается. Вместо изучения множества низкоуровневых интерфейсов программист работает с высокоуровневым DirectX, решающим типичные задачи.

DirectX позволяет эффективно использовать возможности компьютерного железа за счет аппаратного ускорения. Например, 3D ускорители значительно повышают быстродействие графики. Это особенно важно для игр и мультимедиа.

Компоненты DirectX обеспечивают совместимость между разными версиями Windows. Приложение, разработанное для DirectX 9, будет стабильно работать и на более новых версиях ОС.

Также DirectX предоставляет программистам мощные отладочные инструменты, обширную документацию и примеры кода. Все это ускоряет разработку и повышает качество приложений.

Для конечного пользователя главное преимущество использования приложений на базе DirectX - это высокое быстродействие и богатый мультимедийный опыт. Например, игры на DirectX отличаются плавным быстрым визуальным рядом и качественным звуком.

Таким образом DirectX решает сразу несколько важных задач - предоставляет удобный API разработчику, эффективно использует ресурсы компьютера, обеспечивает совместимость и мощную поддержку создания приложений. Все эти качества объясняют его популярность и важную роль в экосистеме Windows.

Поддерживаемые операционные системы

Сравнение графики с DirectX 11 и DirectX 10

Одним из ключевых преимуществ DirectX является широкая совместимость с различными версиями Windows. Этот API поддерживается на множестве операционных систем компании Microsoft, что позволяет создавать кросс-платформенные приложения.

Изначально DirectX был разработан для Windows 95, чтобы стимулировать разработчиков создавать приложения для этой новой ОС. С выходом последующих версий Windows поддержка DirectX постоянно обновлялась и расширялась.

В настоящее время DirectX совместим с следующими десктопными и игровыми операционными системами компании Microsoft:

  • Windows 7, 8, 8.1, 10
  • Windows Server 2008 R2, 2012, 2012 R2, 2016, 2019
  • Xbox 360, Xbox One, Xbox Series X/S

Для устаревших ОС семейства Windows 9X (95, 98, ME) требуются более ранние версии DirectX. Также поддерживаются операционные системы Windows XP и Vista, несмотря на прекращение их поддержки Microsoft.

Совместимость с широким перечнем ОС открывает огромную аудиторию потенциальных пользователей приложений, что важно как для коммерческих, так и для open-source проектов. Кросс-платформенность - ключевое преимущество DirectX.

В то же время, для использования новейших возможностей DirectX требуются самые свежие версии Windows. Например, DirectX 12 доступен только на Windows 10, а некоторые функции работают только на последних обновлениях. Таким образом на более старых ОС доступен ограниченный функционал.

Подводя итог, отметим что многолетняя поддержка DirectX на различных платформах Windows и Xbox является важным преимуществом как для разработчиков, так и пользователей. Широкая совместимость и обратная совместимость этого API обеспечивает стабильную работу приложений и доступность новых технологий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.