Античное зодчество. Лопатка в архитектуре Древней Руси

Говоря об истории мировой архитектуры, нельзя пройти мимо работ древнегреческих мастеров, которые на протяжении столетий служили источником вдохновения более поздним авторам. Образцом античной архитектуры по праву считаются храмы Древней Греции.

Архитектура древней Греции: начало начал

Выглядели строения тех времен довольно просто. Это были одноэтажные строения четкой прямоугольной формы. Предвосхищающий вход фасада украшался колоннадой. Обычно колонны располагались в один ряд, который имел ширину, равную габаритам фасада.

Строения, которые имели колоннаду с обеих сторон и плоский выступ стены, современные архитекторы относят к амфипростилю. В переводе с греческого приставка «амфи» означает «двухсторонний».

лопатка в архитектуре

Эпоха античности: периптеры, диптеры и псевдодиптеры

Если обратиться к эпохе архаичности и древнегреческой классике, томожно заметить, что основным типом зданий античных архитекторов являлся периптер. Это сооружение также обладало прямоугольной формой, но рядом колонн было опоясано уже не с одной и даже не с двух сторон, а со всех четырех. Позже этот прием взяли на вооружение ведущие мировые архитекторы.

архитектурные термины

Что будет, если периптер окружить не однорядной колоннадой, а двурядной? Получится диптер! Прямоугольное здание, со всех сторон которого тянется два ряда колонн. Еще интереснее обстоят дела с псевдодиптером.

Так, если построить диптер, но вместо двух положенных ему рядов колонн установить всего одну, то выйдет типичный псевдодиптер.

Долой стереотипы! Моноптер

Надели прямоугольные формы? Избавьтесь от них! Именно так и поступили древнегреческие зодчие, создав строение округлой формы и назвав его моноптером.

Помимо самой его необычной формы, интерес вызывает и способ устройства кровли. Она держится не на стенах здания, а на колоннах, которые тянутся вдоль всей его окружности.

Стоит сменить плоскую крышу, отдаленно напоминающую соломенную шляпку вьетнамца, на одутловатый купол – как перед вами уже ротонда.

Архитектура древней Руси

Типичным представителем христианского зодчества служит христианский храм, конструкция которого завершается куполом, увенчанным крестом. На его примере студенты архитектурных вузов изучают, какую нагрузку несет лопатка в архитектуре. Помимо нее, изучают всевозможные порталы и апсиды. А также барабаны, которые могут быть как глухими, так и световыми, закомару, апсиду, яблоко, паперть, шатры и колокольни.

архитектурные элементы здания

Православные храмы

Что представляет собой барабан? Это есть не что иное, как основание купола, которое имеет цилиндрическую или многогранную форму. Встречаются барабаны в сооружениях, возведенных в период XVI-XVII столетий. В световом барабане имеются прорези окон, а в глухом их нет.

Лопатка в архитектуре представляет собой плоский выступ в виде прямой полосы, имеющей вертикальное направление. Она может являться функциональным элементом здания, а может выполнять всего лишь декоративную роль. Чаще всего она служит средством для членения общего ансамбля фасада православного храма или церкви.

Декоративные элементы храмового зодчества

Другие элементы декора – пилястры. Их легко спутать с лопаткой. Они также выглядят словно вертикальный выступ, который тянется сверху вниз вдоль всей стены здания. Однако он имеет целый ряд отличий. Во-первых, пилястры повторяют украшение ствола. Во-вторых, они обладают идентичными штрихами, что и капитель. А вот лопатка в архитектуре представлена обособленно. Ее облик гораздо проще и лаконичней.

Промежуток, который отделяет одну пилястру от другой, называется пряслом. Прясла представлены не только в церковном зодчестве православной Руси, но и в облике крепостей. В последнем случае они отделяют одну крепостную башню от другой, по сути являясь полноценным сегментом стены. Типичная лопатка в архитектуре православного мира от иных объектов храма также отделяется пряслами.

плоский выступ стены

Традиционно огромный интерес вызывают различные арки. Помимо проемов стандартной округлой формы, в зодчестве имеются и так называемые ползучие арки.

Их опоры имеют разную высоту. Чаще всего такие арки применяются для обустройства проходов и тоннелей под лестничными маршами и ступенями.

Наиболее распространенные декоративные элементы архитектуры – архитравы, карнизы, фризы. Все это элементы антаблемента.

Кто такие машикули?

Многие архитектурные термины, встречающиеся в описаниях православных храмов и строений Руси, пестрят иностранными наименованиями. Например, машикули. За столь необычным названием скрываются обычные бойницы - узкие отверстия на крепостных стенах.

декоративные элементы архитектуры

Чаще всего они находятся на верхнем ярусе стен. Позже, потеряв свой первоначальный статус и военное предназначение, они сумели сохранить исключительно декоративную составляющую. Сегодня машикули – всего лишь затейливое украшение фасадов и ограждений.

Наборные колонки – архитектурные элементы здания прямоугольной формы. Их композицию составляет множество диковинных резных компонентов. Наивысшей популярностью пользовались в период узорочья, а также в более поздние периоды древнерусского зодчества. Поребрик представляет собой выпуклую кладку из кирпича, которая располагается под углом.

Средиземноморские мотивы

Некоторые храмы имеют весьма необычную форму. В их ансамбле используются разнообразные подпорки. Не стоит удивляться, подпорки – это тоже самостоятельные архитектурные термины, под которыми понимают множество вариантов стен. Один из них – контрфорс, который отвечает за придание внешним стенам сооружения большей устойчивости, массивности и монолитности.

Украшают стены православных храмов раковины. Чаще всего все вместе они образуют единый орнамент, элементы которого имеют ярко выраженную стилизацию и ассоциируются с раковинами моллюсков. На Руси раковины дополняли кокошники. Их появление в русской архитектуре относят к периоду нарышкинского барокко.

Классика жанра

Херувим – классический тип украшения церковных построек. Чаще всего он представляет собой лицо младенца. Бывает как с оперенными крыльями, так и без оных. Херувимами декорировались здания, построенные в эпоху барокко. Очень необычно и свежо смотрятся кубышчатые колонны. На самом деле это обычные опоры, которые плавно расширяются в их центральной части, а затем вновь идут на сужение.

Завершая обзор храмовой архитектуры сразу двух эпох, стоит упомянуть столь популярные на Руси бегунцы. Они имеют треугольную форму и выкладываются из кирпича.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.