Закон о платном образовании: как изменилась средняя школа?

Уже пару лет поговаривают о введении нового закона, по которому образование в школе стало платным. Уму непостижимое нововведение! Ведь право на образование закреплено за гражданами России в Конституции! Правда, там нет упоминания о бесплатном праве на среднее образование.

Подобные возгласы звучали весь 2011 год: в школах возмущались учителя, а родители буквально «стояли на ушах».

На самом деле введенный закон о платном образовании, как его назвала общественность, совершенно о другом. Его содержание призвано наделить школы иными правами и обязанностями, чем было до сих пор. Исходя из них, школы могут предоставлять своим подопечным возможность платных занятий, но лишь на благо школе и ученикам, от которых родители всегда могут отказаться.

Таким образом, обычный набор школьных предметов остался не тронутым корыстными целями: они по-прежнему бесплатны, как в начальной школе, так и в средних и старших классах.

Такую форму «правления» назвали «автономной бюджетной организацией». И со времени принятия закона, вступления его в силу, многие школы ( летом 2011 года) перешли на такую форму. Теперь они получают финансирование в виде субсидий из бюджетных средств. Для получения денег нужно представить форму госзаказа. В ней прописывается количество часов на проведение школьной программы по каждому базовому предмету. Закон о платном образовании, назовём его условно так (хотя он «Об автономных учреждениях»), помогает отсортировать, какой предмет бесплатный, а какой платный (их назвали «профильными»).

Опасность для родителей и их детей-учеников остаётся: получат ли они необходимые знания в минимальные сроки? Дополнительные занятия оплачиваются из кармана родителей. Только получив доступ к госзаказу школы, вы сможете узнать, какие именно предметы или по каким предметам вашему ребенку необходимы дополнительные уроки. Дело в том, что каждая школа (несмотря на наличие обязательного образовательного минимума – бумаги, на которую следовало бы ориентироваться) составила такой госзаказ на своё усмотрение, и он был одобрен вышестоящей инстанцией – местным «Управлением образования администрации города».

Безусловно, родителей интересует сумма: в зависимости от потребностей ребенка, региона проживания может потребоваться до 6 тыс. руб. в месяц. После названия такой немалой суммы «закон о платном образовании» уже не кажется мифом.

Потребности можно вычислить, определив судьбу ребенка заранее: в какой вуз он будет поступать, какие предметы для этого ему необходимо выбрать для сдачи ЕГЭ. Как это можно сделать уже в 5-м классе или даже в начальной школе? Непонятно… Для поступления в медицинский институт необходимо больше занятий по биологии, химии. Для физико-математической направленности – физика, алгебра, геометрия.

Интересно, чем оправдан закон о платном образовании в школе? Министр образования уверяет, что денежные суммы при такой форме правления удалось увеличить. Также как и уровень профессиональной пригодности многих учителей. Выросла конкуренция, из-за которой педагоги вынуждены повышать свой уровень мастерства, постоянно проходить курсы повышения квалификации.

Такие меры также оправдывает правительство необходимостью узаконить заработок репетиторов, дать учителям законные основания проводить уроки за плату.

Возможно, действительно закон о платном образовании несет в себе рациональное зерно. Как правило, репетиторов нанимают уже непосредственно перед экзаменом. Тратя несколько тысяч, невозможно быть уверенным в том, что ребенок успеет восполнить все пробелы в обучении. А если начать уже с 5-го класса… Правда судьба ребенка, его профессиональный рост будет предопределён ещё до того, как для этого настанет время (психологически профессиональное самоопределение начинается где-то в 8-м классе).

Как бы там ни было, родителям придётся принять «платное среднее образование», закон следует изучить, чтобы не пустить на самотёк жизнь вашего чада. Тем более теперь, когда ведущая партия продвинула ещё один законопроект «Об образовании». Изменения в системе произойдут на основании проведённых экспериментов…

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Это полный бред, сегодня ребенок увлекается историей, а завтра математикой и историю ненавидит. Нет таких детей, которые с первого или даже третьего класса знают, куда они хотят поступить или работать. Дети в таком возрасте не то что не определены, они не понимают, что им надо, у них нет опыта, чтобы дать критическую оценку своим возможностям.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.