Президент России на одной из последних пресс-конференциях сказал фразу, которая сразу стала крылатой: «Если деньги потрачены зря, то это еще не коррупция». С этим, конечно, сложно не согласиться, логика в этой фразе есть, однако радости в таком ответе немного. На фоне последних громких коррупционных скандалов с бывшим министром Улюкаевым, губернаторами, заместителями только ленивый в нашей стране, казалось, не рассуждал на тему воровства. Почти каждый уверен, что коррупция – это плохо для страны, общества, государства. Что нам с ней делать? Отвечая на данный вопрос, большинство приводят в пример методы борьбы с коррупцией в Китае. В чем они проявляются, у нас знают все. Борьба с коррупцией в Китае сопровождается расстрелом. Так ли это? Действительно в Поднебесной поголовно истребляют за малейшее проявление казнокрадства? Попробуем разобраться в этом вопросе. Для России этот вопрос актуален, пожалуй, во все времена.
Истоки коррупции: менталитет или традиции?
Давайте честно признаемся, кто из нас ни разу не благодарил человека за помощь? Имеется в виду не конкретная оплата, согласно контракту, а именно благодарность, от чистого сердца? Например, врачам, за успешную операцию, учителям за хорошую подготовку к выпускным экзаменам? Согласимся, что большинство в нашем обществе считает это нормально. А не задумываемся ли мы, что таким образом мы не просто поддерживаем коррупцию, а создаем ее? Конечно, многие сейчас с этим не согласятся. Однако факт остается фактом. Представим, что в больнице заплачено за прием, но до нас был богатый бизнесмен. За хорошую работу, за которую и так отдал свои деньги в кассу, он сделал подарок «от души» в виде дорогого алкоголя. В сознании персонала складывается стереотип, что «так надо», это «нормально». И когда приходит менее богатый человек, который тоже заплатил столько же в кассу, но не сделал «от души» подарок, к нему будет совсем другое отношение. И еще хорошо, что персонал, которому принцип «от души», безусловно, нравится, не начнет намекать подобные акты доброй воли. Встречаются случаи, когда персонал в открытую выпрашивает «благодарность».
Можно подумать, что эта информация не имеет никакого отношения к нашей теме «Борьба с коррупцией в Китае как пример для России». Однако это не так. Дело в том, что истоки коррупции углубляются своими корнями в историю. Это традиция всех восточных народов, в том числе и русских, как преемников восточного уклада Византии и Золотой Орды.
Разница в менталитете и традициях Востока и Запада наглядно демонстрирует история 1585 года. К турецкому султану Мураду III явился аристократ из Австрии. Он плохо был знаком с традициями Востока и не принес на прием подарок. В результате поступок расценили как неуважение. Австрийского посла избили палками, бросили в темницу.
Коррупция в Китае также переросла из менталитета благодарить, поощрять за помощь. Еще в 2006 году председатель КПК Ху Цзиньтао охарактеризовал это явление как «мина, заложенная под социальные устои». Началась борьба с коррупцией в Китае.
Приход Си Цзиньпина: начало войны с взяточничеством
В 2012 году Председателем Компартии в Китае стал Си Цзиньпин. Он расставил приоритеты в своей политике. Борьба с коррупцией в Китае (фото осужденных за это ниже) становится во главу угла.
Кодекс для чиновников от Си Цзиньпина
Первым делом китайским чиновникам передали список из 8 пунктов. Каждый должен был их выучить наизусть и соблюдать беспрекословно. В нем отразились правила для чиновников:
- Отказ от торжественности и формализма. Многие высокопоставленные чиновники и губернаторы любят восточные пышные торжества. Красные дорожки, встречи с народом, на которых обязательно принято одаривать бюрократов. Все это сопровождается цветами, песнями, аплодисментами, дорогими банкетами. Естественно, что все это оплачивается из государственных бюджетов.
- Отказ принимать участие в каких-либо коммерческих мероприятиях, таких как закладка камней, участие в конференциях, перерезание ленточек при открытии и т.д.
- Сведение к минимуму поездок за границу. Сокращение штата помощников, сопровождающих, если они все же необходимы.
- Ведение документации и разъяснения понятным для обычных граждан языком.
- Отказ от перекрытия дорог, улиц для проезда кортежей.
- Отказ от лишнего пиара. Появление в новостных лентах, передачах только при крайней необходимости.
- Отказ от публикаций, автобиографий, поучительных книг и прочее.
- Экономия. Не выписывать себе машины, квартиры, путевки и т.д.
Однако чиновники восприняли это как шутку, демагогию. Никто всерьез не думал, что новый Председатель шутить не собирается. Они еще не знали, что объявлена серьезная борьба с коррупцией в Китае. «Или высокая мораль, или расстрел» – главная идея новой стратегии. Конечно, смертная казнь существовала и ранее. Однако Си Цзиньпин серьезно видоизменил все методы борьбы с коррупцией в Китае. Кратко о них расскажем чуть позже.
Экономный банкет – сигнал для чиновников
После «Кодекса правил» из 8 пунктов новый Председатель дал понять, что настроен серьезно. В Китае традиция – устраивать постоянные банкеты среди высших чиновников. На них появляется и сам Председатель. Банкеты отличаются неслыханной роскошью: подают блюда, приготовленные в лучших ресторанах из морепродуктов, дорогие вина, сигары, сигареты, стоимостью десятки долларов за пачку и т.д. Почти все на столах остается после торжеств. Это колоссально било по бюджету.
Си Цзиньпин распорядился подавать только 4 блюда и суп. Чиновники были обескуражены. Многие из них поняли, что предстоит серьезная борьба с коррупцией в Китае.
Экономия на банкетах для высших китайских чиновников нанесла серьезный удар для бизнеса, который был на этом сосредоточен.
Результаты «банкетной экономии»
За первый год работы Председателя количество банкетов снизилось на 30 процентов.
Экономили не только на традиционных ужинах и обедах. Снизились и продажи билетов на авиаперевозки первого класса на 10 процентов, продажа роскоши упала на 20-30 процентов. Снизились и объемы элитной водки «Маотай», которую покупали только чиновники. Цена одной бутылки составляет примерно 600-700 долларов США.
Первые результаты 2013 года дали свои результаты. Экономия бюджета составила около 40 млрд долларов. И это только цифры федерального бюджета. Общая экономия всех уровней составила порядка 160 млрд долларов.
Так в чем же заключалась борьба с коррупцией в Китае? Только ли одними угрозами и указаниями нечистых на руку чиновников удалось приструнить? Нет. Методы борьбы с коррупцией в Китае намного суровее.
Расстрел – высшая мера для коррупционеров
Высшей мерой наказания для чиновников, которых поймали на взятке, является расстрел. Однако существует много мифов, которые распространены у нас в стране. Первый из них – в Китае всех поголовно ставят к стенке за воровство. Это, мягко говоря, не совсем так.
Борьба с коррупцией в Китае: казнили 10000 человек
Действительно, за весь период антикоррупционной политики государства за 16 лет к высшей мере наказания приговорили более 10 тыс. человек. Однако цифры эти нуждаются в комментариях:
- Китай содержит 70 млн. чиновников. Для огромного населения эта цифра небольшая. Китай находится на 26 месте в рейтинге по проценту количества чиновников от всех трудоспособных граждан – 8.8%. Для сравнения Россия входит в первую пятерку с результатом в 30%. Для огромного 70-миллионного штата чиновников, привыкших к традиционным видам подарков, поощрений расстрел 10 тыс. за 10 лет кажется ничтожной цифрой.
- Для примера, только за один год борьба с коррупцией в Китае (2015) привела к тому, что было заведено более 330 тысяч дел. Т.е. только за один год должны были расстрелять треть от десятилетнего показателя.
Приговорить не значит расстрелять
Нельзя забывать одно обстоятельство в китайском законодательстве: приговорить к расстрелу - не значит расстрелять. Предусмотрено, что исполнение приговора можно отложить. Сроки исполнения, при этом, не регламентируются. Это значит, что получив высшую меру наказания, можно всю жизнь ожидать расстрела, так и не дождавшись его. «Кровавый» опыт Китая в сфере борьбы с коррупцией за время правления Си Цзиньпина показал, что за воровство не расстреляли ни одного «тигра», т.е. чиновника высокого ранга. В среднем, чиновники-взяточники получают около 12-16 лет за свои преступления.
Отсюда вывод: массовый расстрел всех нечестных чиновников в Поднебесной является мифом. Смертная казнь, конечно, применяется, но только в исключительных случаях, как правило, в качестве показательных уроков для остальных.
Высшая мера не значит расстрел
Сегодня в Китае редко применяется именно расстрел. Его заменяют инъекцией. Это связано с двумя причинами:
- Гуманностью. Китай часто обвиняли в жестокости.
- Донорством. Часто китайцы после расстрела везли трупы в медицинские учреждения, в которых изымались органы. Этот бизнес процветает в стране. Органы покупают в других странах за солидные суммы. Укол зачастую не дает возможности изымать сердце и другие важные органы.
Причины показательной борьбы с коррупцией
Антикоррупционная политика не случайно связана именно с началом 2000-х гг. Это произошло по двум причинам:
- Экономический рост к этому времени замедлился. Выяснилось, что за пышной Олимпиадой в Пекине, Азиатскими играми в Гуанчжоу, Универсиадой в Шэньчжэне скрываются глубинные кризисные проблемы, главной причиной которых является масштабная коррупция.
- Рост Интернета. В эпоху «глобальной деревни», как называют Сеть многие журналисты и политики, скрыть коррупционные «проколы» очень трудно. Люди не поверят заветам Мао, Ленина, Конфуция, если за их лозунгами скрываются миллиардные счета в банках у чиновников. Любой неудачный фотошоп несуществующих проверок, авария на дорогом автомобиля сына чиновника с низкой зарплатой, отдых на дорогих яхтах в окружении фотомоделей – все это выносится на всеобщее обозрение.
Война с коррупцией или с оппозицией?
Людям, которым призывают ввести расстрел за коррупцию в нашей стране, необходимо задуматься, а действительно ли за расстрелами будут скрываться нечестные чиновники? Не приведут ли эти меры к легальному способу избавления от политической оппозиции? По крайней мере, именно к этому склоняется большинство политологов, изучающих опыт борьбы с коррупцией в Китае.
Лозунг «бить мух и тигров», провозглашенный Си Цзиньпином, показал, что под расстрел может попасть любой человек, независимо от его доходов. Перед пулей все равны. В мздоимстве замешаны практически все чиновники в Поднебесной. Часто приговоры получают именно политические конкуренты.
Медийность как метод борьбы с коррупцией
На одном из недавних выступлений нашего президента прозвучала мысль, связанная с громким делом Улюкаева. Путин заявил, что не нужно создавать шоу в СМИ из коррупционных дел.
Опыт борьбы с коррупцией в Китае показывает, что, наоборот, широкая огласка в СМИ дает положительные результаты. Вся антикоррупционная компания в Китае решает две задачи:
- Довести до всех чиновников, что может «не пронести», и именно они могут стать следующими в списке расстрелянных.
- Вернуть в обществе доверие к власти.
Исходя из перечисленных целей, главная задача – сделать вокруг коррупционных дел ауру телевизионного шоу. Чиновников открыто снимают со всех постов, в СМИ публикуются статьи про их «грязные дела», ведутся репортажи из шикарных особняков, представляются широким массам роскошные автомобили, которые невозможно купить на обычную зарплату. В финале это заканчивается показательными казнями. Конечно, массовые расстрелы по телевизору уже редко увидишь, как это было ранее, да и сам расстрел редко практикуется. Его заменяют смертельной инъекцией. Для этих целей построили много специализированных медицинских учреждений.
Результаты борьбы с коррупцией
Итак, что дала борьба с коррупцией в Китае? Статистика только за 2015 год показывает, что выявленных нарушений было около 34 тыс. Из них более 8 тыс. дел передали в суд за использования служебного положения в личных целях, более 5 тыс. – за получение ценных подарков. До суда доходят и нарушения, связанные с использованием служебного транспорта в личных целях. Таких дел за 2015 год насчитывалось около 5.5 тыс. Около 4.5 тыс. чиновников были наказаны за организацию слишком пышных банкетов, свадеб, похорон родственников и т.д. Более 500 тыс. человек пострадало за организацию увеселительных заведений, клубов. Более 2.5 тыс. ответили перед законом за свои поездки по стране за счет бюджетных средств.
Борьба с коррупцией в Китае: 2016 год
За 2016 год пока нет точных результатов. Однако эффективность налицо. Борьба с коррупцией в 2015-2016 году обрушила экономику крупнейшего города Макао – крупнейшего центра игорного бизнеса в мире. Антикоррупционная политика привела к тому, что чиновники либо потеряли реальный доход, либо просто опасаются быть замеченными среди «финансовых воротил».
4 июля 2016 года к пожизненному заключению приговорили «тигра» Лин Цзихуа – бывшего начальника канцелярии КПК за получение взяток, злоупотреблением властью, нарушение партийно-государственной дисциплины. Арест такого чиновника, являющегося чуть ли не третьим человеком в стране, всколыхнуло все китайское общество.
Вывод
Расстрелы в Китае за взятки не носят массовый характер. Однако нельзя не признать, что многих приговорили к пожизненному заключению, еще больше тех, кто получил солидный срок в 10-15 лет. Все это позволило сэкономить значительные суммы в бюджете. Также такие меры позитивно повлияли на развитие экономики, так как деньги идут в инвестирование, а не в карманы чиновников.
Хочется верить, что в России, наконец, тоже заработает активно антикоррупционное законодательство, и аресты будут не единичными, а массовыми. Конечно, искоренить полностью это явление невозможно. Однако ситуация, когда министры финансов в открытую утверждают, что вкладывать деньги в развитие бесполезно, так как "разворуют", а по федеральным каналам удивляются тому, что была построена одна трасса, и не украдено ни рубля, кажется безысходной. Только системные и решительные меры по борьбе с коррупцией принесут результаты.