Ракульская роспись: основные элементы, история. Русские народные промыслы

Вряд ли ракульская роспись - это известный вид русского промысла. Несмотря на это, такая роспись очень красивая и профессиональная, ведь над ней работали мастера своего дела, которые точно знали, к какому результату стремятся.

Народный промысел

Ракульская роспись является только одним из видов русских народных промыслов – форм народного творчества, которые зародились много столетий назад. Изделия мастеров сочетают национальный характер и неповторимость каждого мастера. Русские народные промыслы делятся на роспись, изделия из ткани, игрушки и металлические изделия.

ракульская роспись

Роспись по дереву

Ракульская роспись по дереву – это самобытное явление, которое зародилось при непонятных обстоятельствах, но дало глубокие корни в русской культуре. Роспись по дереву – это русское мастерство, которое стало популярно много веков назад. Оно прижилось, поэтому русские женщины имели в быту множество деревянных предметов, которые нынче сошли бы за музейный экспонат.

народный промысел

Конкретно ракульская роспись отличается тем, что она многоцветная, но при этом не яркая. Этот вид росписи появился очень своеобразно, и точно так же вышел из моды. Но он все равно оставил свой след в истории русских народных промыслов.

Что такое ракульская роспись?

Попробуем подробнее разобраться в теме нашей статьи. Ракульская роспись – это народный русский промысел, который зародился в Красноборском районе Архангельской области России. Своё название красивая и старинная роспись получила от глубокой полноводной реки Ракулки, которая является притоком Северной Двины. Культурным центром этого промысла считается Ульяновская деревня. Эта роспись, вместе с ещё двумя видами, входит в группу росписи северодвинского типа. Возникла она в середине XIX века, а к 1930-м годам стала понемногу исчезать из культуры. Считается, что этот промысел возник и передавался из поколения в поколение в семье Витязевых.

Зарождение

На протяжении всего своего развития роспись приобрела характерные особенности, которые присущи только ей. Стоит отметить, что ракульская роспись очень отличается от промыслов, которые процветали в округе. Во времена своего пика по художественным качествам промысел не уступал популярному пермогорскому промыслу. К сожалению, наибольшей популярностью роспись пользовалась только в Черевковском районе.

В самых первых работах, которые выполнены ещё в начале XIX века, можно проследить тенденцию, которая приближала художественную роспись к миниатюрам поморских росписей, что были изготовлены на реке Выг.

ракульская роспись по дереву

В уже знакомой нам деревне Ульяновской росписью набирух (для сбора ягод) и прялок занималась всего лишь одна семья. Витязевы передавали свое мастерство через поколения. При этом удивителен сам факт того, что никто в деревне больше не занимался этим видом росписи. Ведь тогда вполне возможен тот факт, что семья Витязевых была старообрядцами, которые жили скрытно и закрывались от общения с другими людьми. Этот домысел вполне мог оказаться правдой, ведь старорусские деревни – это общение, обмен опытом и знаниями, общие занятия. Возможно, скрываясь от различных гонений, семья была вынуждена оставить свои обычные занятия, такие как переписки и оформление книг для того, чтобы посвятить себя бытовым вещам, и сохранить традиции древнерусского искусства.

Описание

Народный промысел отличался золотисто-охристыми и черными цветами. Чаще всего они выступали в ансамбле с насыщенным зеленым и красно-коричневым цветом. Особенностью орнамента является то, что он всегда довольно крупных размеров. Главные декоративные элементы – это листья. Черный цвет обычно используют для придания контура. В ракульской росписи его также используют для разукрашивания различных деталей, таких как усики, завитки и прожилки. Некоторые отдельные образцы росписи могут похвастаться орнаментом белых полукружий. При этом ракульская роспись имеет свою четкую структуру и схему. Базовая сторона прялки делится на три основные части. Нижняя часть заполняется орнаментом в виде вертикальной ветки с симметричными и крупными листьями, а также с насыщенно-черными усиками. Выше расположен квадрат, в котором традиционно размещалась птица, что по внешнему виду напоминает нечто общее между сорокой и курицей. Верхнюю часть занимает ветка с очень массивными листьями, которые чередуются сдвоенной и трехлистной формой. Роспись внутренней части практически является повтором базовой, особенно в нижней и средних частях.

Элементы

Ракульская роспись, элементы которой многочисленны, состоит из капелек, усиков, брызг, завитков или полукружий. Главное назначение этих элементов состоит в украшении изделия. Все завитушки выполняются, в основном, в черном цвете. Если эти завитки располагаются на цветастом фоне, то они выполняются в белых цветах. Некоторые фрагменты необходимо прорисовывать при помощи кисти. Также стоит отметить, что ракульская живопись относится к графическому типу.

Орнамент

Река Ракулка дала для мастеров много сюжетов, и главный из них – бегущий орнамент, который напоминает игривые узоры реки. Следует отметить пластичность каждого элемента, ведь, несмотря на строгую структуру, формы остаются плавными и округлыми. Орнамент ракульской росписи состоит из растений-лиан, которые украшены крупными листьями, крепящимися к стеблю. Что же отличает этот орнамент от борецкого, пермогорского и пучужского мастерства? Первая особенность – это растительная тематика, которая преобладает во всех рисунках. Даже там, где изображены животные, всегда можно найти много растительных элементов. Листья выполняются преимущественно в каплевидной форме, которая лаконична и кругла. При этом стоит отметить некую скупость на цветовую гамму, ведь разнообразия красок на ракульских прялках не найти. Также следует отметить такой важный элемент, как экономное использование крохотных элементов, которые являются резкой отличительной чертой от других географически близких видов росписи.

ракульская роспись элементы

Растительные сюжеты

Также следует отметить фантастичность растений. В этом проявляется народная символика, которая была присуща народам Русского Севера. Фантастические, цветные, переливчатые цветы означали радость в доме, неиссякаемое богатство, богатые урожаи. Рисунки направлены к матери-природе, у которой народ просит благоволения и плодовитости. Также можно отметить характерное изображение птичек, технику выполнения которых мы рассмотрели выше. Маленькие, но удаленькие птички со вздернутым хвостиком – вот та самая «изюминка» ракульской росписи.

Техника

Ракульская роспись – урок ИЗО для тех, кто только начинает в ней разбираться. Рассмотрим на примере, как следует рисовать птицу. Для начала опишем птиц, которые чаще всего изображаются на различных предметах быта. Обычно это маленькая птичка с ещё меньшей головкой, которая украшена цветным хохолком. Тело птичке небольшое, но грузное. Одно крыло приподнято вверх. Рисуется крылышко в виде тонкой изогнутой линии с множеством штрихов, которые изображают перья.

история ракульской росписи

Рисунок обводится черным контуром. Мелкая штриховка не должна быть видна, поэтому её следует использовать только на внутренних частях изображений. Если выбранная птица – сорока, то черный и белый цвета должны гармонично сочетаться. Если же изображается курица, то рисунок должен быть не только крупнее, но и много ярче.

Последовательность этапов

Теперь обсудим последовательность рисования птиц. Сначала следует изобразить клюв птицы и ее грудку на приблизительно одном уровне. Затем рисуется маленькая головка, которая плавно переходит в грузное тело. Далее следует аккуратно наметить крыло и вырисовать его. За этим этапом следует самое интересное – закрашивание туловища. После этого следует вернуться к хохолку и доработать его, а затем прорисовать лапки и хвостик.

народные промыслы архангельской области

Если на фоне есть цветы, то они рисуются и раскрашиваются в последнюю очередь. При этом следует помнить, что листья могут быть окрашены только в 2-3 оттенка. Они могут быть обведены черным или белым контуром, в зависимости от общей картины.

Народные промыслы Архангельской области

История ракульской росписи невозможна без других промыслов. Несмотря на тот факт, что она развивалась отдельно от других видов искусства, все же её развивали люди, которым были близки мотивы их родного края. Архангельский край славен борецской, пермогорской росписью, козулями, мезенской росписью по дереву, тетёрами, деревянными и каргопольскими игрушками.

Борецкая роспись, если вкратце, характеризуется яркими цветами, а также геометрическими формами. Весь рисунок обводится насыщенно-черным контуром. Жанровые сцены довольно просты, так как демонстрируют бытовые занятия народа. Бессюжетные рисунки изображают огромный цветок, вокруг которого располагаются ягоды, листья, завитушки и птицы.

Карпогольские игрушки – это ответвление гончарного мастерства. Сначала изготовляли обычные предметы быта, но после гончары увлеклись и стали создавать милые игрушки в виде фигурок людей и животных. Этот промысел был семейным, и секреты передавались из поколения в поколение.

ракульская роспись урок изо

Козули – это изделия из теста, которые пекутся в виде разных фигурок. Изначально их готовили только на Рождество, но потом козули стали частым лакомством. Мезенская роспись по дереву была развита только на бытовом уровне, но это вовсе не принижает её художественной ценности. Особенностью этой росписи является то, что она богата различными мелкими деталями, которые очень четко прорисованы. Деревянная игрушка в виде птицы счастья была очень популярна у поморского народа. Их изготавливали для везения, чтобы они приносили хорошие вести.

Тетёры – это пряничное изделие, которое носило обрядовый характер. Печенье пеклось в специальные церковные дни, в основном на День Сорока Мучеников, который праздновался в день весеннего равноденствия, 22 марта. Пермогорская роспись характеризуется растительными сюжетами. В рисунках преобладает белый фон и красные узоры.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что ракульская роспись – это старый, но очень красивый вид искусства, который был создан отдельной семьёй, где и передавался из поколения в поколение. Такие жемчужины художественного творчества следует собирать по крупицам и бережно хранить в памяти народа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.