Различные виды дорожных строительных работ, горные выработки в открытых карьерах, а также сооружения военных построек требуют использования определенной техники удаления грунта. Для того чтобы лишняя земля не осыпалась под своим весом, используют бермы.
Что такое бермы?
В детстве многие дети любят играть в песочнице, выкапывая лопаткой ямки и строя куличики. А сколько слез и истерик видели эти самые ямки, когда другие ребятишки засыпали их случайным движеньем.
Инженерное дело при постройке глубоких траншей и открытых карьеров, шахт предусматривает отвод отработанной породы и лишней земли особым способом. Берма – это площадка земли, которая соединяет нижний край верхнего откоса и верхний край земляной выемки.
Такой метод отвода грунта дает возможность не только повысить безопасность работающего персонала, но и улучшить способ транспортировки ценных пород в карьерах и шахтах.
Какие виды берм существуют?
В зависимости от того, в какой сфере используется берма, она может делиться на несколько видов:
- Предохранительная берма. Это способ защиты устойчивости стены карьера или открытой шахты от соскальзывания выработанной породы вниз по склону. Её ширина равна 1/3 части высоты котлована. Такая величина позволяет не только перемещаться транспорту, вывозящему породу на обработку, но и служит для очистки дороги от осыпавшихся кусков.
- Транспортная берма. Это способ постройки железных дорог, скоростных шоссе и т. д., где они соединяют используемые площадки уступов с траншеями (кюветы).
- Берма безопасности. Это способ защиты объектов, в которых размещены различные ядовитые, огнеопасные или взрывоопасные объекты.
- Бермы, используемые для соединения разных ярусов отвалов, называются соединительными.
Применение берм
Если углубиться в историю, то самыми известными карьерами при разработках, в которых использовались бермы, являются Копи Царя Соломона. Алмазная выработка велась таким же образом, как и в современных африканских странах. Жесткий сухой грунт снимался слоями, образовывались ступени, мешающие возможному оползню во время сезона дождей.
Рабочим приходилось вручную перелопачивать тонны глины и песка в поисках ценных камней. Один такой камешек мог кормить семью бедного рабочего в течение пяти лет.
В больших городах чаще всего люди сталкиваются с этой частью сооружений во время постройки дорог в виде кюветов. Для обустройства дорог отведенную под них территорию освобождают от деревьев и кустов. Чтобы шоссе имело ровное покрытие, делают насыпь до 1,5 метров. Таким образом, вода и снег не будут мешать проезду транспорта.
При обустройстве дорог следует четко учитывать ширину и длину новой трасы, так как дорожная берма будет занимать площадь не менее 1/3 части всего объема работ. Но в этих пропорциях учитывается и высота насыпи, и глубина канавы, используемой для отведения воды.
Отлично проделанная инженерная работа, правильно обустроенные водоотводные канавы – залог минимального риска возможных ДТП во время непогоды. Осадки будут отводиться с дорожного полотна, снижая скольжение.
Железная дорога
За всю свою жизнь каждый человек хоть однажды, но путешествовал поездом. Не многие замечают, что постройка железнодорожных путей требует огромных усилий. Связанно это с тем, что, прокладывая рельсы, работники учитывают множество факторов: климат, состояние почвы, возможные катаклизмы в регионе.
Земляное полотно, на которое укладываются рельсы и шпалы, имеет несколько видов. Одним из них является насыпь из песка, щебня или гравия для уплотнения. Именно для устойчивости конструкции используется берма. В случае сильной нагрузки и оползней насыпь будет в целости, что очень важно для беспрерывного движения поездов.
Берма – это часть повседневной жизни. Только люди с познаниями в инженерном деле и строительстве могут с первого раза определить, где именно она используется.