"Харриер" - самолёт вертикального взлёта и посадки: характеристики, годы эксплуатации

Штурмовой истребитель-бомбардировщик «Харриер» – самолет, который производится в Британии. Отличается он прекрасными характеристиками, возможностью вертикального взлета и посадки, а также конструкционными преобразованиями. Первый вылет на этом агрегате был совершен в далеком тысяча девятьсот шестидесятом году. На протяжении многих лет он используется в армиях США, Испании, Таиланда, Великобритании. Летательный аппарат постоянно совершенствуется, имеет несколько модификаций.

харриер самолет

Серия GR-1: описание

Фактически «Харриер» – самолет, который впервые в истории авиации смог совершить вертикальный взлет и посадку. Первый опытный образец поднялся в воздух осенью 1960 г. Серийный выпуск начался через семь лет. В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году была сформирована первая эскадрилья военно-воздушных сил Британии, состоящая из двадцати одной единицы рассматриваемого самолета.

Основное назначение летательного аппарата этой серии – поддержка сухопутных войск. Это обусловлено высокой маневренностью и возможностью действовать в различных климатических регионах. Диапазон высот, на которые ориентирован агрегат – от трех до четырнадцати тысяч километров. В конструкции применяются материалы из алюминиевых, титановых и магниевых сплавов. Кроме того, некоторые части корпуса и узлов изготовлены из композитных компонентов и высокопрочной стали.

Оснащение

Боевой самолет Harrier GR-1 оснащен фюзеляжем клепаной конструкции с парой технологических разъемов. Носовая часть включает в себя кабину пилота. Задний ее рубеж проходит по наклонному ребру, которое служит для установки катапультируемого сидения. Силовые и сопутствующие узлы находятся в центральном фюзеляжном отсеке. Спереди расположено два топливных резервуара, каждый из которых, вмещает в себя по двести тридцать литров топлива.

Над основной стойкой имеется еще один бак, емкостью четыреста семьдесят три литра. Между соплами установлены 177-литровые емкости, а под кессонной частью крыла – на 785 л. Имеется возможность монтажа дополнительных баков, гарантирующих длительные перелеты без дозаправки.

сша морская пехота

Особенности

Рассматриваемый самолет является одним из самых популярных аппаратов, эксплуатируемых в ВВС США. Морская пехота использует его для прикрытия и совместного штурма предполагаемых целей. Истребитель в центральной секции фюзеляжа оснащен носовыми стойками шасси. Фронтальный элемент регулируется при помощи пары гидравлических цилиндров, обеспечивающих разворот на сорок пять градусов. Контрольный блок находится в заднем отсеке фюзеляжа.

Цельное поворотное оперение и киль выполнен в виде стандартной горизонтальной конструкции. Руль имеет сотовый наполнитель, выдвигается в полете на корректирующий угол до шестидесяти шести градусов. Крыло самолета неразрезного типа к фюзеляжу фиксируется в шести местах. Кроме того, каждое крыло имеет четыре точки, предназначенные для установки пилонов для боевого вооружения или дополнительных топливных баков.

Двигатель и сопутствующие агрегаты

Военные реактивные истребители США под маркой «Харриер GR-1» оборудуются турбинным реактивным силовым агрегатом Rolls Roys Bristol. Он крепится в четырех местах к шпангоутам центральной фюзеляжной части. Поворот сопел осуществляется посредством пневматического мотора. Изменение тормозного и взлетного показателя вектора тяги – это возможность изменения положения в полете не менее, чем на девяносто градусов.

Корректировка самолета в пространстве происходит следующим образом:

  • работающими четырьмя компрессорами, агрегирующими с воздухопроводом в носовой и хвостовой части;
  • тремя соплами, которые находятся в задней балке и служат управлением тоннажа;
  • парой выхлопных элементов, предназначенных для управления по каналу.

Система реактивного включения активируется при вертикальном взлете и посадке в режиме полета на малых скоростях (сопла мотора переводят режим двадцати и более градусов).

 учебно тренировочные самолеты

Характеристики

«Харриер» – самолет боевого назначения в первой серии имеет такие параметры:

  • год выпуска – 1969;
  • размах/площадь крыла – 7700/1868 метров;
  • длина/высота – 13,87, 3,43 метра;
  • вес – пять с половиной тонн;
  • предельная взлетная масса – 11, 34 т;
  • двигатель – Pegasus Mk-101 с тягой в 8160 кг/с;
  • скоростные показатели (крейсерское/максимальное значение) – 1185/1360 километров в час;
  • ресурс полета без дозаправки – 3700 км;
  • боевой радиус – тысяча двести километров;
  • состав экипажа – один пилот;
  • нагрузка в бою (максимальная) – 2270.

Истребитель-бомбардировщик Harrier оснащен пятью узлами подвески, на которых размещается штатное вооружение. К нему относится:

  • тридцатимиллиметровая пушка «Адэн»;
  • две управляемые ракеты AIM-9D;
  • аналогичные снаряды класса «воздух-земля»;
  • бомбовые кассеты, зажигательные аналоги, 450-килограммовые бомбы;
  • другой боекомплект, взаимозаменяемый с названными приспособлениями

Кроме того, летательный аппарат может оснащаться пусковыми установками Type, вооружением типа НУР или блоком с разведывательной системой.

Harrier GR-3: краткий обзор

Истребитель многоцелевого предназначения отличается от предшественника усовершенствованным мотором. Его взлетная тяга находится в пределах 9753 килограмм. Фюзеляж остался практически без изменений. Расход топлива для всех классов рассматриваемого самолета довольно большой, что характерно для аналогичных аппаратов с вертикальным взлетом.

лучшие военные самолеты мира

В штатное оснащение реактивной машины входит система дозаправки в воздухе, дальномер лазерного типа, лобовые датчики. К особенностям истребителя относится следующее:

  • на вооружении – пара тридцати миллиметровых пушек «Адэн», расположенных под фюзеляжем;
  • возможность установки реактивных боеприпасов «Матра»;
  • прицельно-навесное оборудование Ферранти»;
  • оснащение радиостанциями с приемом различных волн.

В США морская пехота укомплектовывалась рассматриваемыми самолетами с тысяча девятьсот семидесятого года. Кроме того, этот аппарат освоили воздушные эскадрильи Великобритании и Германии. В серийном производстве машины пробыли около двух десятков лет.

ТТХ самолета GR-3

Рассмотрим тактико-технические параметры штурмового истребителя:

  • год принятия на вооружение – 1970;
  • высота/длина – 3, 45/13,87 метра;
  • крыло (размах/площадь) – 7,7 м/18,68 кв. м;
  • взлетный вес по максимуму – одиннадцать с половиной тонн;
  • боевая нагрузка – 2300/3600 кг;
  • внутреннее топливо (масса) – 2,29 тонны.

Боевой самолет «Харриер GR-3» способен разгоняться свыше одной тысячи трехсот километров в час, при практической дальности полета 3425 км. В экипаж по-прежнему входит один летчик, возможность боевого поражения составляет пятьсот двадцать километров.

истребитель бомбардировщик

Серия GR-5

В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году ВВС Британии пополнились истребителями «Харриер» пятой версии. Основным отличием от предыдущей модификации стала увеличенная боевая нагрузка и радиус действия. Самолет предназначен для ведения разведки по воздуху и непосредственной помощи сухопутным войскам. Вертикальный взлет и посадка осталась неизменной, как и общая структура машины.

Аппарат представляет собой моноплан свободнонесущего типа, который оснащен крыльями с высоким размещением, велосипедным шасси, однокилевой хвостовой отделкой. При создании данной модели активно использовались композиционные материалы. Крыло неразборного типа имеет утолщенный и устойчивый к критическим нагрузкам профиль. Увеличен размах крыла и его площадь. Эти элементы агрегируют со свисающими элеронами, которые отклоняются соответственно положению сопел.

Конструкционные изменения

Истребители США и Британии этой серии имеют усовершенствованную конструкцию крыла, которая увеличивает лобовое воздушное сопротивление и снижает максимальную скорость самолета. Однако этот недостаток компенсируется за счет изменения элементов, сопряженных с фюзеляжем и обустройства заборников воздуха.

Основные наружные части изготовлены из графитных, эпоксидных, алюминиевых сплавов. Защита под фюзеляжем и плоскость перед лобовым стеклом имеют титановую основу. Между стойками шасси предусмотрено место для монтажа специальной коробки, которая состоит из поперечного трансформирующегося щитка, продольных фиксированных гребней. Она служит в качестве отражателя выхлопных газов при взлете. Такое решение позволило увеличить подъемную силу почти на полтонны. Кабина самолета Hawker Siddeley Harrier рассчитана на одного пилота, имеет систему кондиционирования, высокое расположение кресла и обзорный прожектор.

Топливная и моторная система

Рассматриваемая модификация оснащена турбинным реактивным силовым агрегатом, который имеет опцию изменения направления тягового вектора. Статическая тяга по максимуму составляет 9870 кг/с. Функционирует четырехсекундный прерыватель работы двигателя в случае вертикальной посадке при повышенной температуре. Бортовая кислородная система, узел управления полетом и герметизация агрегируются с компрессором, работающим на сжатом воздухе.

Истребители США и Британии марки «Харриер» имеют топливный блок, который мало чем отличается от предшественника. За счет увеличения вместимости резервуаров, баки могут вмещать в себя до четырех тысяч литров каждый. Также на рассматриваемой модели предусмотрено дополнительное обеспечение горючим в воздухе и возможность монтажа добавочных емкостей подвесного типа.

вертикальный взлет и посадка

Техническая сторона летательного аппарата GR-5

Истребитель оснащен парой подфюзеляжных пушек «Адэн» двадцатипятимиллиметрового калибра (боекомплект включает в себя двести зарядов). Остальное вооружение размещается на нескольких точках подвески. В комплект могут входить бомбы и ракет разного типа.

Характеристики:

  • пуск в эксплуатацию – тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год;
  • параметры крыла – размах (9,25 м)/площадь (21,37 кв. м);
  • длина/высота – 14,1/3,5 метра;
  • боевая нагрузка по максимуму – четыре тонны;
  • вес порожнего самолета – 6,25 тонны;
  • боевой радиус – пятьсот метров;
  • предельная скорость – 1150 километров в час;
  • дальность практическая – 3 825 км.

Учебно-тренировочные самолеты этой марки имеют аналогичные характеристики, за исключением полного боевого комплекта.

Модификация GR-7

«Харриер-2» под индексом GR-7 является самой распространенной моделью, входящей в состав вооруженных сил великой Британии. Машина изготавливается совместно английской и американской компаниями.

Технические параметры самолета:

  • длина/высота – 14,53/3,55 метра;
  • размах/площадь крыла – 9,25 м/21,37 кв. м;
  • двигатели – Rolls-Royce-Pegasus Mk-105;
  • предельный вес при взлете – десять с половиной тонн;
  • практическое перемещение – 15 с четвертью километров;
  • состав экипажа – один летчик;
  • боевая дальность – 2,7 км;
  • запас горючего – почти девять тысяч литров.

Кроме того, самолет имеет на вооружении пару пушек «Адэн», девять узлов подвески для дополнительного боекомплекта и пусковые установки под управляемые ракеты.

«Харриер GR-9»

Эта модификация получила два основных отличия от предшественников. Усовершенствована программа комплексного вооружения, которая рассчитана на использование широкого спектра высокоточного оружия разного калибра. Кроме того, появился мощный двигатель от того же Rolls-Royce под номером Мк-107.

«Харриер» – самолет, который в последней модификации построен с учетом новейших систем вооружений и защиты ПВО, оснащен предельно информативной приборной панелью и системой оповещения о сближении с посадочной площадкой. Первый вылет на рассматриваемом аппарате был совершен в две тысячи первом году. Имеются разработки двухместных машин, оснащенных не таким мощным мотором с системой IWP.

Характеристики GR-9

Данный самолет имеет следующие параметры:

  • длина/высота – 14,3/5,5 м;
  • размах крыла – девять метров;
  • площадь крыла – двадцать один квадратный метр;
  • вес истребителя (максимальный) – четырнадцать тонн;
  • тяговое усилие – 10,75 т;
  • предельная скорость на максимальной высоте – 1198 км/ч;
  • боевая дальность – две тысячи семьсот километров.

Самолет оснащен стандартным для этого класса вооружением, а также бомбами с оптическим наведением и разведывательными комплексами типа ПУ НУР.

hawker siddeley harrier

В заключение

Штурмовой истребитель «Харриер» по праву входит в категорию «лучшие военные самолеты мира». Он имеет вертикальный взлет и посадку, обладает большим запасом прямого перелета и имеет отличное вооружение. Если сравнивать его с отечественным аналогом «Як-38». То можно отметить, что британский аналог превосходит соперника по многим параметрам. Если учесть первые серии машин, то в некоторых аспектах «Як» выносливее и маневреннее. Усовершенствованные версии британского самолета практически не испытывают конкуренции среди равных по типу летательных аппаратов.

В пользу рассматриваемого самолета дополнительно свидетельствует интерес к нему самых развитых военно-воздушных сил в таких странах, как Германия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Многофункциональность, надежность, хорошее оснащение и высокая скорость – определяющие факторы успеха истребителя «Харриер».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.