Смазочная продукция, необходимая для трансмиссионных механизмов, не пользуется особым вниманием. Смазку в коробках передач заменяют не так часто, как в двигателе. Масла для трансмиссий – это смазочные продукты, главная функция которых состоит в образовании защитной пленки на каждом зубчатом механизме КПП, раздаточных коробках, мостах и дифференциалах. С моторными все более-менее понятно. Давайте изучим марки трансмиссионных масел и их характеристики. Это очень полезная информация для начинающих автовладельцев.
Общая информация
Вне зависимости от марки масла для трансмиссии в основе продукта лежит экстракт, полученный в процессе селективной очистки нефтяных смазок. Также сюда добавляют различные продукты-дистилляты и присадки. В основе последних зачастую лежит фосфор, сера, дисульфиды молибдена и другие подобные вещества.
До того, как в мире начали появляться автомобили, оснащенные высоконагруженными трансмиссионными механизмами, в качестве смазочного материала использовали нигрол. Вязкость его составляла от 6 до 20 мм2/с при температуре 100 градусов. Открытые зубчатые механизмы работали за счет вязких остаточных смазок с присадками. Их вязкость составляет от 50 до 500 мм2/с при температуре 100 градусов.Зачем нужны трансмиссионные масла
Мы рассмотрели вкратце, для чего необходима смазка в системе трансмиссии. Эти продукты нужны для снижения трения в процессе работы зубчатых передач и других механизмов. За счет применения смазок значительно снижается износ деталей трансмиссии, уменьшаются потери энергии на трение. За счет масел от деталей отводится лишнее тепло. Поверхности шестерен и механизмов защищаются от коррозии. В различных странах применяют свои масла. Также их по-разному классифицируют.
Российский стандарт
Марки трансмиссионных масел и их характеристики в России строго регламентированы ГОСТами еще советских времен. В качестве главного документа, в котором систематизирована вся информация по смазочным материалам для узлов и агрегатов трансмиссий, используется ГОСТ 17479.2-85. Этот стандарт предусматривает четыре группы смазок. Они различаются по вязкости – это 9, 12, 18 и 34.
Все существующие продукты делятся на классы по результату измерений вязкости при температуре 100 градусов. Второй показатель – это минимальные температуры, при которых динамическая вязкость не больше 150 Па/с.Трансмиссионные масла, их марки и характеристики можно разделить на пять основных групп. Первая – это продукты, в составе которых отсутствуют присадки. В остальных группах эти компоненты допускаются. Эффективность и характеристики присадок возрастает так же, как и номер группы. К пятой категории относятся масла широкого спектра применения.
Первая группа
К этому классу относят материалы, которые состоят только из минеральных компонентов, и в них не содержатся присадки. Эти смазки предназначены для работы в червячной передаче, конической, цилиндрической. Допустимая предварительная контактная нагрузка – от 900 до 1500 МПа при температуре до 90 градусов.
Вторая группа
Это также масла на минеральной основе, но в них содержатся различные присадки, которые защищают узлы от износа. Эти марки трансмиссионных масел и их характеристики подходят для эксплуатации в червячных, цилиндрических, а также прочих передачах, где контактная нагрузка составляет до 2100 МПа при температуре до 130 градусов.
Третья группа
Это минеральные смазки с противозадирными присадками. Добавки в этих продуктах воздействуют умеренно. Эти смазочные материалы применяют со спирально-каноническими передачами, цилиндрическими, гипоидными. Здесь предельная нагрузка составляет до 2500 МПа и температура доходит до 150 градусов.
Четвертая группа
Это масла, содержащие противозадирные присадки с высоким уровнем действия. Они предназначены для передач, где предельная нагрузка не превышает 3000 МПа при максимальной температуре 150 градусов. Один их представителей – это трансмиссионные масла «Лукойл», характеристики которых позволяют использовать их для легковых авто.
Пятая группа
Это универсальные смазочные продукты, в которых содержатся пакеты универсальных присадок. Зачастую они многофункциональны. Предельная контактная нагрузка составляет не более 3000 МПа, а предельная температура равна не более 150 градусов.
Как маркируют отечественные продукты
Марки трансмиссионных масел и их характеристики зашифрованы в специальном коде. Он выглядит примерно следующим образом: ТМ-5-9(3). Здесь ТМ говорит, что продукт представляет собой масло для трансмиссий. Цифра 5 сообщает, что это многофункциональный продукт с противозадирной присадкой. Значения 9 и 3 указывают, что это материал с низким уровнем вязкости и содержанием загущающей присадки.
Какими характеристиками должно обладать трансмиссионное масло
Сегодня применяются самые разные трансмиссионные механизмы со своими типами передач и шестерен. Поэтому в зависимости от конструкции узла, типа передачи и других параметров определяются характеристики трансмиссионных масел.
Хороший продукт должен обладать следующим набором характеристик:
- Смазка должна иметь высокие противозадирные и противоизносные свойства.
- Также продукт обладает высокими характеристиками вязкости при любых температурах. За счет этого обеспечивается качественное смазывание, когда КПП приходится работать на холодную. Данные характеристики позволяют обеспечить продукту нужный уровень вязкости.
- Масло для трансмиссий должно обладать низким уровнем коррозийной агрессивности. Это важно для деталей, изготовленных из цветных металлов.
- Особая характеристика – это стабильность при термическом окислении. За счет этого обеспечивается постоянный уровень вязкости.
- Еще один важный параметр – высокий уровень защиты против ржавчины и минимальное воздействие на материалы уплотнителей.
Классификация по API
Марки трансмиссионных масел и их характеристики также классифицируются по системе API. Это нечто вроде российских ГОСТов. Но здесь учитывается не только сама вязкость, но и среда, для которой подходит та или иная смазка:
- API GL-1 – это базовая минеральная основа, в составе которой отсутствуют какие-либо присадки. Она предназначена для эксплуатации в ненагруженных узлах и легких условиях. Эти смазочные продукты можно применять в механических бессинхронизаторных КПП, а также в передачах – конусной и червячной.
- GL-2 – это базовое минеральное масла и присадка, защищающая от задиров. Защита эта достаточно эффективна, если она используется в механизмах со средним уровнем нагрузки. Эти смазки широко распространены для наземного транспорта и сельскохозяйственной техники.
- GL-3 содержит кроме базового масла еще и присадки для защиты от износа. Их количество составляет 2,7% от всего состава. Эти марки трансмиссионных масел рекомендуются для средних нагрузок в конусных передачах грузовиков. Не стоит использовать эти продукты в гипоидных передачах
- GL-4 – универсальные масла, предназначенные для любых нагрузок. В составе имеется базовая минеральная основа и противозадирная присадка в количестве 4%. Эти смазки широко применяются в ведущих мостах, в системах КПП без синхронизаторов. Для синхронизированных коробок переключения передач подойдут эти марки трансмиссионных масел, и их применение сделает работу коробок более эффективной. В составе смазки содержится более 50% разных защитных присадок.
- GL-5 – это специальные продукты, созданные для работы в условиях высоких нагрузок трансмиссий. Здесь имеется 6,5% присадок с усиленными характеристиками. Это универсальное масло трансмиссионное. Технические характеристики его идеальны для высоконагруженных узлов. Но продукт не подойдет для любых КПП.
Заключение
Итак, мы рассмотрели марки трансмиссионных масел и их характеристики. Как видите, существует достаточно широкая классификация смазочных продуктов. При выборе нужного трансмиссионного масла важно смотреть не только на его класс и вязкость, но и на рекомендации самого производителя.