Почему говорят, что Москва - порт пяти морей?

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали выражение о том, что Москва – порт пяти морей. Но если взять в руки карту Московской области, то никто не найдёт поблизости ни одного моря. Почему же так стали говорить? Начнем по порядку.

Хождение кораблей

В давние времена не существовало ни автомобилей, ни поездов, ни самолетов, а доставлять пищу и другие различные грузы в города нужно было всегда. На помощь пришёл флот. Конечно, корабли в древности были не такие, как сейчас. Сегодня они могут плыть против течения при помощи двигателя, а раньше суда тащили на канатах. Эту работу выполняли лошади. Человек запрягал и вел их по линии берега. Однако лошадям было тяжело, но человеку выполнять такую работу было еще сложнее.

Подтверждением этому факту служит картина Ильи Репина под названием «Бурлаки на Волге». На ней художник изобразил толпу измученных тяжким трудом мужиков-бурлаков, которые тянут корабль на веревках. Их лица сгорели от палящего солнца, лбы покрыты потом, одежда превратилась в клочья от тяжкого труда. Страшно подумать, сколько сил и здоровья было отдано этими людьми для того, чтобы перевезти груз туда, куда необходимо. Порой человеку приходилось таким способом перемещать груженые корабли даже по лесам и лугам для того, чтобы судно продолжило свой путь по реке. С тех пор и пошло выражение, что корабли не плавают, а ходят.

Москвичи знают, что в их области есть городок Волоколамск. Название этого города состоит из двух корней «волок» и «лама». Этот населенный пункт возник именно в том перевалочном месте, где корабль вытаскивали из воды реки Ламы и перетаскивали по земле до русла Волошни. Такое хождение кораблей продолжалось ещё много веков, но в XVIII веке императору Петру Великому пришла в голову мысль о том, чтобы построить специальный канал. Но первое упоминание о порте пяти морей в истории будет еще позже.

порт пяти морей

Рукотворные реки

Государь Пётр Первый придумал возможность сократить водный путь для корабля. Представьте, что от Москвы до Рязани кораблю плыть нужно не 200 километров, как автомобилю, а гораздо больше. Всё дело в том, что реки очень извилистые, у них много изгибов и поворотов, поэтому водный путь длиннее, чем автомагистраль.

Наш император придумал выкопать глубокий желоб в тех местах реки, где она очень сильно изгибается, затем закрывать у реки старое русло, не пропуская туда воды, а новый желоб ею наполнять. Вот так идея Петра выпрямила некоторые реки!

И действительно, такая дорога была удобнее и короче прежней. Удивительно, но подобная задумка позволила строить водные пути в тех местах, где их никогда не было. Чтобы человеку не пришлось таскать на себе корабли, достаточно было прокопать глубокий канал, и магистраль для флота была возведена.

Возможно, вы удивитесь, но активный государь всё-таки воплотил в реальность такой проект. Под его руководством был построен Вышневолоцкий канал. Этот водоем соединил две реки: Тверцу и Цну. Так из Волги корабли попадали в Балтийское море. Порт пяти морей чуть позже возводили аналогичным образом.

Нереализованные планы

Государь Петр Великий в свое время задумал соединить Москву-реку и Волгу. Но этим планам не суждено было исполниться. В XVIII веке император отдал приказ составить смету на строительство, и когда она была подготовлена, ознакомившись с ней, Пётр Первый разочарованно сказал: «Однако!»

Строительство такого канала на тот период оказалось очень дорогим и долгим, так как не было техники, которая могла бы сделать это быстро и без человеческих жертв. А мы с вами все ближе подходим к ответу на вопрос: почему Москву называют портом пяти морей?

москва город порт пяти морей

Столица хочет пить

Каждый из нас знает, что питьевая вода в кране есть благодаря тому, что город построен на берегах реки. Так было и с Москвой. На пороге ХХ века столица начинает развиваться настолько быстро, что горожане испытывают нехватку чистой воды. Властям города срочно нужно было предпринимать какие-либо меры.

И вот в 1931 году было решено соединить главную реку столицы с Волгой. Только она могла помочь Москве в этой ситуации. На следующий год началось возведение Великого Московского канала. Грандиозная стройка длилась 5 лет, а весной в 1937 году канал был успешно возведен.

Его длина составляла 128 километров. Этой же весной 23 марта Волгу остановили на 3 минуты, а канал заполнили волжской водой. Иваньковское водохранилище наполнилась, 18 апреля вода из Волги напоила столичных жителей!

Оказывается, не все москвичи знают о том, какой длинный путь преодолела вода, которую они пьют.

почему москву называют портом пяти морей

Москва – город-порт пяти морей

Вот и ответ на вопрос. Открытие канала было в годы правления Иосифа Сталина. Это выражение и прозвучало из уст руководителя советского государства. Смысл этой фразы заключался в том, что после возведения каналов Московского и «Волга-Дон» из главного города по ним можно добраться до:

  • Чёрного моря.
  • Азовского моря.
  • Белого моря.
  • Балтийского моря.
  • Каспийского моря.

первое упоминание о порте пяти морей

Статус «порт пяти морей» можно присвоить не только Москве, но и всем тем городам, у которых есть водное сообщение со столицей. К этим городам можно отнести Углич, Волгоград, Казань и так далее. Генералиссимусу Советского Союза было свойственно возводить подобные масштабные проекты, поэтому сделать порт пяти морей в Москве пришло в голову именно Сталину.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.