Родители радуются, когда их малыши начинают выговаривать первые звуки, затем слоги и простейшие слова. Если обожаемое двух-трехлетнее чадо произносит «фыфка» вместо «шишка» или «лак» вместо «рак», это воспринимается как норма. А вот если ребенку уже исполнилось четыре-пять, а он до сих пор не может произносить многие звуки, коверкает слова или разговаривает так, что его трудно понять, можно с уверенностью диагностировать у него ФФНР. Эта аббревиатура расшифровывается как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение не такое безобидное, как может показаться некоторым мамам и папам. Если ребенок не в состоянии на слух отличить похожие по звучанию фонемы, это практически всегда вызывает у него трудности в правописании и чтении, а также в запоминании предложений, стихотворений. Такому ребенку сложно адаптироваться в школьном коллективе, а в дальнейшем реализовать себя в жизни. Поэтому корректировать ФФНР нужно обязательно, причем еще в дошкольном возрасте.
В этой статье предоставляется информация, отчего у детей возникают нарушения в произношении и какие существуют методики по исправлению этого дефекта.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии: что это такое?
Существует четкое определение, что представляет собой ФФНР. В логопедии это означает нарушение у человека процессов формирования произносительной системы языка, вызываемое дефектами восприятия на слух и произношения фонем. Поясним, что такое фонема. Этот термин означает минимальную смыслоразделительную единицу языка и в некотором роде соответствует понятию «звук».
Родители всегда удивляются, если их отлично слышащему ребенку ставят диагноз «нарушение фонематического слуха». Дело в том, что существует два понятия слуха – биологический (способность воспринимать органами слуха звуки из окружающего нас мира) и фонематический (способность четко различать и анализировать фонемы). Если он нарушен, дети хорошо слышат речь взрослого, но не могут отличить похожие звуки, например, «к» от «г» или «б» от «п». В результате они повторяют и запоминают не то, что им говорят, а то, как они услышали сказанное. При этом интеллект ребенка может находиться на соответствующем возрасту уровне.Классификация
Речевые расстройства могут быть в легкой степени, в средней и в тяжелой.
Легкая наблюдается, когда ребенок не может дифференцировать и произносить только некоторые, особенно сложные фонемы или их сочетания.
Средняя форма диагностируется, если нарушения звукового анализа более серьезные. В данном случае ребенок не отличает и не произносит правильно значительное количество фонем. При чтении и при письме такие дети совершают специфические ошибки, в разговоре неправильно воспроизводят слоги в словах.
Тяжелая степень характеризуется глубокими фонетическими нарушениями. Дети с такой проблемой не различают фонемы на слух, не умеют выделять их в словах, устанавливать их последовательность, формировать в словах слоги. Практически всегда при тяжелой степени ФФНР речь детей несвязна и трудно понятна окружающим.
Причины
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект, который бывает врожденным или приобретенным. Врожденный может возникнуть по таким причинам:
- некоторые наследственные заболевания;
- при беременности тяжелый токсикоз;
- разный резуз-фактор крови у младенца и матери;
- сложные роды, при которых происходят травмы новорожденного;
- асфиксия плода;
- инфекционные заболевания и эмоциональные стрессы у женщины в период беременности.
Приобретенное фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект, формирующийся под влиянием социальных, бытовых и других условий среды, где воспитывается малыш. Причины недоразвития речи у ребенка могут быть такими:
- травмы органов речевого аппарата;
- неблагоприятные социальные и, как следствие, бытовые условия, в которых проживает ребенок;
- двуязычье в семье;
- недостаточные речевые условия (ребенок целыми днями предоставлен сам себе, с ним практически не занимаются);
- дефекты в построении зубного ряда;
- психотравматические ситуации;
- заболевания слухового и зрительного аппаратов (доказано, что у большинства детей, имеющих проблемы со зрением и/или слухом, возникает ФФНР).
Симптомы
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это не только дефект разговорной речи ребенка. Такая патология может сигнализировать о серьезных нарушениях в здоровье маленького человека, таких как:
- раздвоение губы и/или нёба;
- слишком высокое нёбо (называется готическим);
- дефекты прикуса;
- задержка созревания ЦНС (не путать с ДЦП);
- заболевания органов и систем.
Дети с ФФНР могут иметь такие особенности поведения и общения:
- нечеткость артикуляции (речевой аппарат не может правильно воспроизвести фонему);
- неустойчивость внимания;
- трудности в переключении с одного занятия на другое;
- сужение объема памяти;
- затруднения в понимании и объяснении абстрактных понятий;
- сложности в раздельном произношении фонем из предложенного слова;
- ошибки в употреблении предлогов и постановке слов в нужном падеже.
При этом у детей лексический запас на их возраст достаточный.
Какие бывают виды ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников и младших школьников проявляется такими нарушениями звукопроизношения:
- постоянная замена трудного для них звука более простым (не «картина», а «калтина», не «жук», а «зук»);
- перестановка в словах звуков (не «пока», а «копа»);
- упрощение слов путем исключения из них отдельных слогов (не «часовщик», а «чащик», не «поднимать», а «помать»);
- «проглатывание» отдельных звуков в словах (не «ракета», а «акета», не «компот», а «копот»);
- неустойчивое употребление фонем (в одних случаях ребенок может произносить их правильно, в других - с ошибками);
- смешение звуков;
- замена сразу нескольких звуков одним (например, звук «ш», а также «с» и «ч» произносятся как «т»).
- замена слогов с труднопроизносимыми фонемами (не «шапка», а «сяпка», не «чашка», а «сяська»).
Речь детей с ФФНР как бы смазана, их дикция нечеткая. В дальнейшем у них наблюдается дисграфия, то есть они пишут не так, как правильно, а как слышат.
Диагностика
Нарушение звукопроизношения у детей без лечения может стать серьезной проблемой, и относиться к нему нужно серьезно. При наличии такого дефекта ребенок должен пройти комплексное обследование с посещением врачей логопеда, ЛОРа, окулиста, невролога и педиатра. На маленького пациента заводится специальная речевая карта, где врач отмечает сведения о протекании беременности у его мамы, особенностях родов и развития первых месяцев жизни.
ЛОР дает заключение о состоянии слухового аппарата, окулист отмечает, есть ли проблемы со зрением, а педиатр - наличие либо отсутствие сопутствующих заболеваний.
Кроме того, исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата пациента и оценивается состояние голосовых и дыхательных функций.
Логопед проводит тесты, определяющие, какие именно нарушения звукопроизношения имеются у ребенка (замена звуков, их смешение, искажение и так далее).
Лечение
При постановке диагноза "ФФНР" детей садиковского возраста зачисляют в специальную логопедичесую группу, где с ними занимается логопед. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи выполняется в три этапа:
1. Подготовительный. Преподаватель проводит ряд занятий, закрепляющих у ребят произношение уже освоенных ими звуков (гласных и согласных, твердых и мягких), предлагает задания в игровой форме, развивающие у детей фонематическое восприятие этих звуков, их анализ.
2. Дифференцировочный. На этом этапе ребенку предлагается сравнивать на слух хорошо усвоенные фонемы с близкими по звучанию. Особое внимание требуется уделять гласным звукам, от правильного произношения которых зависит четкость речи в целом.
3. Заключительный. Этот этап самый сложный. Ребенок учится понятиям "слог", "звук", "слово", изучает, какие бывают звуки, определяет их количество в слове, выполняет анализ и синтез слогов, учится изменять слова, заменяя в них гласные или согласные (например, «мак» - «лак», «вол» - «вал»).
Моторика рук в помощь детям с ФФНР
Абсолютно достоверно установлено, что степень сформированности точных и тонких движений пальцами рук непосредственно влияет на ФФНР в логопедии. Что это значит? Человеческая речь является результатом согласованной работы многих отделов головного мозга, который отдает приказы артикулярным органам. Ученые установили, что у детей, мелкая моторика пальцев которых соответствует возрасту, развитие речи также отвечает нормам. Поэтому детям с ФФНР обязательно проводятся занятия, развивающие моторику:
- игры с пальчиками;
- гимнастика для кистей рук и пальчиков;
- специальные упражнения (складывание фигур мозаики, нанизывание бусинок, лепка из пластилина, раскрашивание картинок).
Артикуляционная гимнастика
Целью таких занятий является укрепление мышц артикуляционных органов ребенка (языка, губ, мягкого нёба), развитие их подвижности и обучение их дифференцированным движениям. Очень удобно выполнять упражнения перед зеркалом либо с использованием специальных предметов (медицинского шпателя, обычной ложки, соски и других). Например, звук «ш» можно научить произносить с помощью таких упражнений:
1.«Заборчик» (растянуть в улыбке губы так, чтобы были видны зубы верхние и нижние, затем их зажать).
2. «Окошко» (раскрыть рот, чтобы были видны и верхние зубы, и нижние).
3. «Лопаточка» (приоткрыть рот, на нижней губе распластать язык и произнести «пя-пя-пя». Широкий язык удерживать до счета 10).
4. «Чашечка» (необходимо открыть рот пошире, поднять язык, чтобы он не касался зубов, и постараться приподнять его края и кончик).
5. «Вкусное варенье» (широко открыв рот, облизать губы, двигая языком не влево-вправо, а вверх-вниз).
Прогноз и профилактика
Чтобы не было отклонений в развитии речи ребенка, нужно регулярно проводить с ним занятия. В первые месяцы жизни они состоят в массаже пальчиков, в постоянном разговоре с ребенком. В дальнейшем добавляются различные игры, соответствующие возрасту, чтение книжек и так далее. Важным пунктом является регулярное посещение педиатра и узких специалистов с целью выявления возможных отклонений на ранних этапах. Если коррекция речи ребенка начата вовремя, как правило, недостатки полностью устраняются.