Звукопроизношение у детей: особенности и коррекция

Формирование звукопроизношения у детей должно завершиться к 5-6 годам. Однако, судя по отзывам педагогов, многие первоклассники имеют те или иные логопедические проблемы. Это существенно затрудняет их общение с другими людьми, приводит к появлению специфических ошибок при освоении письма. Как вовремя заметить нарушение у своего ребенка? Какие речевые дефекты пройдут со временем, а с какими нужно немедленно обращаться к специалистам?

Нарушения звукопроизношения

Речь малыша активно формируется в дошкольном возрасте. Довольно долго в ней могут наблюдаться следующие дефекты:

  • Отсутствие звука. Он просто пропускается ("ошка" вместо "ложка", "учка" вместо "ручка").
  • Замена одних звуков на другие, более легкие ("йыба" вместо "рыба", "сал" вместо "шар").
  • Искажение звука (картавость, гнусавость).
  • Смешение фонем, которые произносятся правильно. Ребенок говорит то "машина", то "масина", постоянно путаясь.

Различные дефекты в звукопроизношении у детей могут сочетаться другими проблемами: отсутствием фразовой речи, маленьким словарным запасом, использованием неправильных грамматических форм. Это может свидетельствовать о сложном расстройстве, при котором нельзя ограничиваться лишь работой со звуками.

мама с ребенком

Причины нарушений

Некоторые родители пытаются исправить имеющиеся у ребенка дефекты, постоянно поправляя его речь и делая замечания. Это приводит к резкой негативной реакции малыша, а иногда и к заиканию. Исправление звукопроизношения у детей - непростой процесс. Начинать его нужно не с замечаний, а с выявления причины дефектов. Ими могут быть:

  • Проблемы со слухом.
  • Нарушенная дифференциация, при которой малыш не различает близкие по акустическому звучанию фонемы (например, "д" и "т").
  • Неправильное анатомическое строение языка, неба, челюсти, различные дефекты прикуса.
  • Ограниченная подвижность речевого аппарата (особенно губ и языка).
  • Неправильное воспитание, когда родители слишком долго "сюсюкаются" с ребенком или, наоборот, не уделяют ему внимания, засадив перед телевизором.
  • Постоянное общение с людьми, имеющими речевые дефекты. Проблемы могут возникнуть и в том случае, когда родители говорят очень быстро и неясно.
  • Двуязычие. Малыш путается в особенностях произношения, что приводит к искажению звуков по подобию другого языка.

Младшие дошкольники

Артикуляционный аппарат малыша развивается постепенно. Поэтому, добиваясь правильной речи, не забывайте об особенностях звукопроизношения у детей.

пальчиковый театр на занятии с логопедом

Нормально, если в 3 года:

  • ребенок смягчает согласные ("л'озицька" вместо "ложечка");
  • свистящие и шипящие фонемы пропускаются, заменяются, путаются или выговариваются нечетко;
  • в речи нет звуков "л" и "р";
  • звонкие фонемы оглушаются ;
  • вместо заднеязычных звуков произносятся переднеязычные ("дород" вместо "город", "тарандаш" вместо "карандаш").

Дети могут четко произносить звук, но не выговаривать его в сочетании с другими, переставлять слоги в словах, пропускать согласные, если они стоят рядом. Насторожиться родителям стоит в том случае, если малыш неохотно идет на контакт, не понимает простейших просьб и вопросов, обходится словами-фрагментами (говорит "ма", а не "мама", "ако", а не "молоко").

Средние дошкольники

В возрасте 4-5 лет развитие звукопроизношения у детей протекает очень активно. Смягчение звуков почти исчезает. Дети начинают выговаривать шипящие, у большинства появляется звук "р", но произношение их еще не автоматизировано. Ребенок может сказать одно слово правильно, а в другом допустить ошибку. При этом звуки уже не пропускаются, а заменяются другими.

мама и сын разговаривают

Иногда, научившись выговаривать фонемы "ш", "р", "ж", малыш вставляет их во все слова ("горубь" вместо "голубь", "жуб" вместо "зуб"). Но в целом речь становится чище, дети реже переставляют слоги, почти не сокращают слова. Считается нормальным, если малыш неправильно выговаривает свистящие, сонорные ("р", "л") и шипящие звуки. В остальных случаях проконсультируйтесь с логопедом.

Старшие дошкольники

Логопеды утверждают, что к 5-6 годам правильное звукопроизношение у детей должно быть полностью сформировано. Однако примерно у 20% детей в речи встречаются искажения.

Они могут быть связаны:

  • С недостаточной автоматизацией шипящих звуков, а также фонем "л" и "р". У некоторых ребятишек формируется привычная картавость или шепелявость.
  • С заиканием и дислалией, требующих помощи специалистов.
  • С небрежным произношением, когда ребенок торопится, проглатывает окончания, нечетко выговаривает звуки.
постановка звука

Так как поступление в школу неумолимо приближается, работе над чистой речью должно уделяться повышенное внимание. При возникновении сомнений лучше прийти к логопеду и пройти тщательную диагностику.

Обследование звукопроизношения у детей

Приступая к диагностике, логопед тщательно проверит строение речевого аппарата маленького пациента. Малыша попросят выполнить различные движения челюстью, губами и языком. Так выявляется их подвижность.

Чтобы исследовать особенности звукопроизношения у детей, их просят выговорить звук изолировано. Проверяется, насколько быстро происходит артикуляционное переключение. Малыши повторяют слоги ("пак-кап") или цепочки из них ("мна-мну-мно").

диагностика звукопроизношения по картинкам

Затем показываются картинки. В названии предметов, изображенных на них, есть исследуемый звук. Он стоит в разных позициях и сочетаниях. Если ребенок допускает искажения, логопед просит повторить слово вслед за ним, произнести слоги с проблемным звуком. Важно подбирать для обследования не только легкие, но и многосложные слова.

Иногда названия картинок малыш выговаривает правильно, а в обычной речи заменяет одни фонемы другими. Проверить это помогает произнесение чистоговорок, потешек, где часто встречается исследуемый звук, беседы по сюжетным картинкам.

Обследование фонематического слуха

Помимо диагностики звукопроизношения, у детей проверяется способность к различению фонем. Внимание следует сосредоточить на следующих парах звуков: "шипящий + свистящий", "твердый + мягкий", "глухой + звонкий", "р + л". При этом используются следующие виды заданий:

  • повторить за логопедом оппозиционные слоги ("ри-ли", "уч-ущ");
  • воспроизвести ряд из 3-4 элементов ("вля-пля-мля-для");
  • выполнить движение (хлопок, прыжок), услышав заданный слог;
  • выбрать те картинки, названия которых начинаются с указанных звуков;
  • объяснить значение схожих по звучанию слов (например, "лак-рак") или показать нужную картинку.
малыш у логопеда

Коррекция звукопроизношения у детей

Логопедическая работа включает в себя три этапа. Перечислим их:

  1. Подготовительный этап. Ребенка учат различать на слух формируемую фонему. Мышцы губ и языка должны освоить новые для них движения. Для этого используются артикуляционная гимнастика, упражнения для формирования правильной воздушной струи. Ребенок занимается перед зеркалом, все движения делаются в медленном темпе. При возникновении трудностей можно помочь язычку руками (например, приподнять его или свернуть в трубочку). Эту часть работы могут взять на себя родители, посоветовавшись с логопедом или прочитав соответствующие книги.
  2. Постановка звуков. Эту часть работы лучше доверить логопеду, знакомому со специальными приемами. Он в игровой форме научит дошкольника произносить требуемый звук в изоляции от других.
  3. Автоматизация фонемы в речи. Чтобы звук произносился на автомате, его нужно много раз повторить. Сначала малыш произносит его в слогах различных типов, потом в словах, причем отрабатываются различные позиции. Только после этого можно переходить к предложениям, коротким стихам и чистоговоркам. В них не должно быть звуков, которые ребенок еще не умеет выговаривать. На последнем этапе используется пересказ коротких историй, описание сюжетных картинок.

Иногда дети, научившись выговаривать звук, упорно смешивают его с другим. В таком случае проводится работа по их дифференциации. Малышу предлагается найти отличия в артикуляции при произнесении каждого из звуков. Затем фонемы отрабатываются в слогах, похожих словах, и, наконец, в скороговорках.

Организация занятий

Воспитание звукопроизношения у детей - процесс не быстрый. Тем более если выявлено искажение большого числа фонем. Ставить их приходится постепенно, начиная с самых легких. Одновременно не должны отрабатываться звуки, при произнесении которых органы речи занимают противоположное положение. Например, "с" требует широкого языка с образование желобка посередине. Его не стоит ставить вместе со звуком "л", для произнесения которого необходим узкий язык.

упражнения для языка

Занятия с логопедом должно проводиться систематически, 2-3 раза в неделю. Чтобы заинтересовать дошкольников, широко применяются игрушки, картинки, настольные игры (лото, домино). Однако работа над звукопроизношением должна продолжаться и дома. Логопед обычно дает родителям домашние задания. Чаще всего это комплекс артикуляционной гимнастики, который рекомендуется выполнять ежедневно. Для формирования правильного речевого дыхания полезно петь гласные, сдувать бумажки с языка, пускать мыльные пузыри.

Развитие речевой функции неразрывно связано с формированием мелкой моторики. Поэтому, если у вашего ребенка имеются проблемы со звукопроизношением, познакомьтесь с пальчиковыми играми. Старайтесь каждый день лепить, рисовать, вырезать фигурки из бумаги, делать украшения из бусин, собирать мозаики или конструкторы.

Звукопроизношению у детей дошкольного возраста должно уделяться самое пристальное внимание. Ведь недостатки, укоренившиеся с раннего детства, впоследствии выправляются с большим трудом. Чтобы предупредить их, родители должны внимательно следить за своей речью, четко выговаривать все звуки и не откладывать визит к логопеду при появлении тревожных симптомов у малыша.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.