Въездной туризм – это путешествие, организованное для иностранцев, обслуживание иностранных туристов.
«Колоритные русские усадьбы или монотонная Сибирь – иностранные туристы мало знают о России», - сожалеют профессионалы туриндустрии. Речь, конечно, уже не идёт о заблуждении иностранных обывателей из разряда: в РФ медведи гуляют по улицам, а русские их кормят с рук. Это уже рудимент представлений о России, впрочем, как и мнение, что за пятнадцать лет в стране ничего не поменялось в области туристических услуг. Въездной туризм в РФ должен в корне изменить эти суждения при условии грамотного подхода к развитию новых маршрутов.
Понятие
Синонимом понятия «въездной туризм» является английское слово «инкаминг». У данной системы свои инструменты продвижения туристических продуктов, но не такие развитые, как во внутреннем аспекте. Рынок въездного туризма включает деловые направления или познавательно-экскурсионные.
Динамика туристических потоков
Количество туристов в России росло хорошими темпами до 2014 г. Потом последовал спад, связанный со снижением делового турпотока вследствие обострения внешнеполитических отношений. Но в 2015 г. приток путешественников немного восстановился. Росстат приводит следующую динамику роста иностранных визитеров, указавших «туризм» в качестве цели визита в Россию:
- 2011 г. – 2 335 977 человек;
- 2012 г. – 2 570 469 человек;
- 2013 г. – 2 664 782 человека;
- 2014 г. – 2 583 079 человек;
- 2015 г. – порядка 3 млн иностранцев.
Почти три года назад Росстат стал считать иностранцев в России по изменённой схеме, то есть перешёл на систему учета, разработанную Всемирной туристической организацией, используемую всеми странами. Турист – тот, кто приезжает в Россию тратить деньги. По этой системе уже в 2015 г. можно было говорить о почти трех миллионах иностранцев. В 2016 г. также отметили позитивную динамику.
Что сдерживает турпоток в Россию
Эксперты туристической индустрии говорят, что иностранных туристов не стало меньше, просто они стали меньше тратить и более избирательно подходят к выбору услуг. Специалисты называют факторы, тормозящие развитие въездного туризма в России:
- недостаточное развитие международного авиасообщения;
- визовые ограничения;
- вопросы безопасности;
- высокая цена турпакета;
- низкий уровень сервиса;
- слабая инфраструктура;
- внешнеполитическая напряженность;
- недостаточно информации об отдыхе в России.
Положительные факторы
Ситуация с въездным туризмом все-таки меняется. Сегодня этот вид путешествий считается трендом, и профессионалы туриндустрии продвигают туристические возможности России в мире. Для государства очевидны преимущества въездного туризма, приносящие прямые инвестиции, а также рабочие места в субъекты федерации. К тому же устойчивый турпоток стимулирует развитие инфраструктуры туристического рынка.
Благоприятная ситуация с въездным туризмом связана с:
- введением облегчённого визового режима;
- появлением туристической полиции;
- развитием инфраструктур не только в столице, но и в регионах;
- созданием национальных туристических центров НТО Visit Russia в различных странах мира для представления имиджевой информации о России.
Востребованные маршруты
Советская туристическая компания «Интурист» в восьмидесятых, учитывая особенности въездного туризма, разработала сто маршрутов, пользующихся интересом иностранных туристов.
- Москва – Санкт-Петербург.
- Москва – Золотое кольцо России.
- Транссибирский экспресс.
- Чайный путь.
- Великий Волжский путь.
- Речные круизы.
В организации въездного туризма сегодня туроператорам остаётся возродить эти направления, однако пока востребованы только раскрученные туристические продукты. Туристические возможности регионов представлены достаточно скупо, всего два процента.
Стратегия въездного туризма
Москва и Санкт-Петербург больше не могут оставаться единственными центрами притяжения иностранцев, в том числе из-за недостаточной инфраструктуры: часто не хватает автобусов или билетов в музеи. Профессионалы туристического рынка предлагают:
- Развить новый механизм формирования туристического направления. Например, Москва или Санкт-Петербург как большие узнаваемые города и начальные точки маршрута; далее – перемещение в другие регионы.
- Создать новые брендовые маршруты, объединяющие регионы. Например, «Серебряное ожерелье России». Это направление включает одиннадцать субъектов с этнографическими, культурными и историческими точками.
- Создать единый полноценный портал туристической России, объединяющий все предложения для иностранных визитеров.
В туризме правит бренд
Современный рынок туризма предлагает не только организованные туры, но и индивидуальные решения в зависимости от цели путешествия. Чем гибче предложения, тем интереснее они туристу. Туристические потоки разные, и тонкости туризма упускать нельзя. РФ может воспользоваться спросом, создавая из культурных или природных центров бренды, наполняя их образы туристическими продуктами. Для туристов не важны границы субъектов федерации, они приезжают ради объекта.
Помимо столичных регионов, для иностранцев могут открыться Байкал, Сибирь или Камчатка; дворянские усадьбы, рыболовные водоемы или заповедники. В туриндустрии считают, что сегодня складываются благоприятные условия для продвижения России за рубежом.
Откуда в Россию едут туристы
Россия входит в десятку самых посещаемых стран мира, но сильно отстаёт от Франции, США, Испании и Турции. По количеству туристов, приезжающих в Россию, лидером является Китай.
Иностранные туристы в России:
- Евросоюз – тридцать семь процентов;
- Азия – тридцать три процента (Китай – двадцать три процента);
- Юго-Восточная Азия и Австралия – два процента;
- СНГ – пять процентов;
- Ближний Восток – двенадцать процентов;
- США – одиннадцать процентов.
К туризму в России растёт интерес граждан Ирана и Индии. Стратегические интересы РФ в сегменте въездного туризма направлены на Иран, Индию и Вьетнам.
Доход от иностранных туристов
Всемирная туристическая организация ежегодно публикует данные о доходах стран от въездного туризма. Из них следует, что Россию опережают страны, меньшие по размеру. Причем в некоторые добраться гораздо сложнее, чем в РФ:
- США – двести четыре миллиарда долларов;
- Германия – практически тридцать семь миллиардов долларов;
- Франция – почти сорок шесть миллиардов долларов;
- Испания – пятьдесят шесть с половиной миллиардов долларов;
- Россия – восемь с половиной миллиардов долларов;
- Китай – сто четырнадцать миллиардов долларов;
- ЮАР – чуть более восьми миллиардов долларов;
- Новая Зеландия – почти девять миллиардов долларов.
Российские туристы тратят в четыре раза больше, чем иностранцы в России. Конкуренция со странами, которые давно осознали выгоду въездного туризма, делает необходимым увеличение средств в этот сегмент.
Региональные рынки для иностранных туристов
Предлагая развивать въездной туризм за пределами столичных регионов, эксперты туризма отмечают неспособность субъектов предлагать качественные услуги иностранным туристам. Это касается не только развития маршрута, но и элементарных мелочей. Региональный туризм должен быть дополнен персоналом - особенно гидами, знающими хотя бы английский язык.
Сегодня же в субъектах, привлекательных для туристов, редко можно встретить двуязычные меню или гостиничные буклеты для иностранцев.
В каких регионах больше иностранных туристов
Доля иностранцев в гостиницах РФ составляет больше одиннадцати процентов, т. е. около шести миллионов человек. Однако распространение туристов по городам неравномерно. Больше половины проживают в Москве - тридцать пять процентов от общего числа гостей, чуть более двух миллионов человек. Доля иностранцев в Санкт-Петербурге – тридцать три процента от общего числа гостей, больше миллиона человек. Любопытно, что количество иностранных туристов не всегда пропорционально внутреннему турпотоку.
Регионы, интересные иностранцам
Если сопоставить показатели внутреннего и въездного туризма, то итоги будут такими:
- Приморский край: россияне – 813 511, иностранцы – 145 483;
- Иркутская область: россияне – 848572, иностранцы – 124 901;
- Свердловская область: россияне – 1 079 998, иностранцы – 79 997;
- Татарстан: россияне – 1 680 475, иностранцы – 101 980;
- Владимирская область: россияне – 535, иностранцы – 88 845;
- Ярославская область: россияне – 633 984, иностранцы – 48 845.
Инструменты привлечения турпотока
На увеличение туристических потоков влияют: развитая отельная база, современные аэропорты и активное продвижение на международном уровне туристических предложений, в том числе в период крупных мировых событий.
В 2018 г. таким событием станет Чемпионат мира по футболу, который принимает Россия. И уже в этапах подготовки к нему начинается продвижение страны для туризма.
Игры будут проходить на двенадцати стадионах в одиннадцати городах Российской Федерации. По оценкам экспертов, Чемпионат мира по футболу может привлечь до 1,5 млн иностранцев, в том числе благодаря безвизовому въезду по паспорту болельщика и списку FIFA. Каждый турист может потратить в России в среднем около тысячи долларов.
Специалисты созданных в мире офисов туристических центров НТО Visit Russia проводят серии презентаций о стране, разрабатывают программы информирования иностранцев о туристических возможностях России. Чемпионат ставит новые задачи для туристического бизнеса, это уникальная возможность рассказать о российских городах и сделать туристическую рекламу всей стране.
От Балтики до Курил, от Арктики до гор Кавказа
О российском туризме в неведении не только иностранцы. В основном и россияне знают лишь о знаковых туристических маршрутах, не представляя, насколько много в России мест, от которых дух захватывает:
- Кунгурская пещера в Пермском крае – 148 вертикальных сквозных шахт.
- Долина лотосов на Волге.
- Бункер Сталина в Самаре – 12 этажей, есть лифт.
- Танцующий лес с экологической тропой.
- Каргополь – древний город, украшенный 11 белокаменными храмами.
- Затонувший город Молога в 32 км от Рыбинска.
- Вулкан Алаид на острове Атласова.
- Остров Врангеля – заповедник, в котором около четырёх десятков растений и животных, не встречающихся больше нигде.
- Капова пещера – около 200 рисунков первобытных людей.
- Остров Чамп с круглыми камнями.
- Китовая аллея на Чукотке – древнее эскимосское святилище.
- Столпы выветривания в Коми.
- Чарские пески с грядами дюн высотой до 25 метров.
- Музей мирового океана в Калининграде.
За последние три года рынок внутреннего туризма значительно изменился: сформировались туристические ниши, определились основные игроки туристического бизнеса, в регионах возникают новые туристические продукты. Внутренний и въездной туризм могут развиваться в одном направлении, в единой инфраструктуре, но нацелены они должны быть на разных путешественников – отечественных и иностранных. Это касается не маршрутов, говорят эксперты, а тонкостей туризма, например языковых условий и облегчённого визового режима. Другие факторы продвижения туристических продуктов России, как обеспечение безопасности и комфортных пассажирских перевозок, одинаково необходимы потребителям данного комплекса услуг, предлагаемого путешественникам из разных уголков планеты.