Друзья и родные, имеющие счастье близко знать Андрея Алексеевича Попова, говорили о его человеческих качествах лишь в превосходных степенях, поражаясь его доброте, душевной щедрости, умении сострадать. Сам же актер был человеком незащищенным и ранимым.
Есть такое выражение: глаза — зеркало души, так вот, достаточно посмотреть на лицо артиста на экране и понять, что это сказано об Андрее Попове.
Андрей Алексеевич Попов — Актер с большой буквы, и это не просто слова, он очень четко определил, зачем нужна актерская профессия, зачем нужен театр и зачем в принципе нужно искусство — помочь человеку жить. И через это строил и актерство, и режиссуру, и руководство, и педагогику. Он помогал людям жить, так считает режиссер Виталий Максимов, и это правда.
Биография народного артиста СССР
Родился Андрей Попов 12 апреля 1918 года в Костроме. Отец, Алексей Дмитриевич Попов, был театральным режиссером, а мама работала врачом, но после рождения сына целиком посвятила себя семье и воспитанию ребенка.
Мальчик рос озорным, но все равно послушным, на вопрос взрослых: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» ответ был неизменным — трубочистом. Однако повзрослев, юноша решил строить жизнь, идя по отцовским стопам, последний был категорически против этого. Отец боялся, что ему не хватит таланта стать интересным, полностью отдающим себя зрителям актером.
В 1939 году юноша окончил студию при Центральном театре Красной Армии и поступил служить в театр Советской Армии, главным художественным руководителем которого был его отец — Алексей Попов. Довольно длительный период Андрей Алексеевич выходил на подмостки, играя лишь в эпизодах. Со временем его талант окреп и проявился, что не мог не заметить отец, профессиональные отношения между ними изменились. Наконец-то он доверил сыну интересные и даже главные роли, стал гордиться Андреем, и роли последовали друг за другом.
Андрей Алексеевич Попов. Семья и театр
В театре Советской Армии Андрей Алексеевич познакомился со своей будущей женой — актрисой Ириной Македонской, с которой счастливо прожил до конца своих дней. Его огорчало лишь одно — у них не было детей…
В дальнейшем, став преподавателем ГИТИСа, где ему присвоили звание профессора, он по-отечески относился к студентам, а любимого ученика Виталия Максимова и вовсе называл сыном.
А в 1960 году отец Андрея Попова, не идя на компромисс с руководством Главного политического управления, покинул пост художественного руководителя ЦТСА по собственному желанию, после него руководящую должность занял А. Л. Дунаев, а через десять лет — Андрей Алексеевич Попов.
Шекспировский герой
Андрей Попов был огромного роста, красив, обаятелен, обладал, по словам народной артистки Советского Союза Людмилы Касаткиной, обаянием интеллекта. Она была счастлива, что попала в театр, где играл Андрей Алексеевич, который стал для нее очень дорогим партнером, вместе они были задействованы в постановке «Американская трагедия» по Драйзеру, в «Укрощении строптивой» Шекспира, в «Элегии» Павловской, где он играл Тургенева.
Петруччо в его исполнении был неотразим. Американский актер Ричард Бартон, исполняющий эту же роль в американском фильме «Укрощение строптивой» совершенно не смотрелся по сравнению с Андреем Поповым. Переиграть актера было невозможно, он был настоящим Шекспировским героем.
А в жизни Андрей Алексеевич Попов, фото которого можно увидеть в данной статье, был человеком очень домашним, ценил уют и спокойную обстановку. Обладал мягким юмором, без этого чувства он вообще не существовал, юмор помогал жить и ему, и тем, кто его окружал.
Чехов в жизни актера
Помимо шекспировских героев, ему были близки и чеховские персонажи. Режиссер Леонид Хейфец пригласил актера сыграть самого Чехова в своем фильме «Ионыч», вся съемочная группа отправилась в Мелихово в дом-музей великого писателя. Андрей Попов в гриме Антона Павловича вместе с режиссером отправился в музей. Все сотрудники музея сбежались посмотреть на актера и настолько были поражены сходством с писателем, что директор музея дал ему главную реликвию музея — пенсне и фуражку Антона Павловича Чехова.
Прикоснувшись к вещам одного из великих русских писателей, Андрей Алексеевич не смог играть. Внутри мгновенно все умерло, и он попросил чеховские вещи заменить на бутафорские. Когда это сделали, он успокоился и играл уже отстраненно.
На руководящих постах
Став руководителем театра Советской Армии, Андрей Алексеевич Попов продолжал выходить на подмостки сцены как актер, ставил собственные спектакли - «Камешки на ладонях», «Бранденбургские ворота», «Неизвестный солдат». Помимо серьезных постановок, им была поставлена музыкальная комедия «Ринальдо идет в бой» и сказка «Солдат и Ева».
Многих талантливых и начинающих режиссеров Андрей Попов приглашал в свой театр. Б. В. Эрин, Д. В. Тункель, М. М. Буткевич, а затем и Мария Кнебель ставили спектакли в театре Советской Армии. Одним из ярких театральных и кинорежиссеров стал Леонид Хейфец — ученик Андрея Попова и Марии Кнебель.
Роль Ивана Грозного
Именно Хейфец, ученик Андрея Алексеевича, в 1966 году загорелся желанием поставить спектакль «Иван Грозный», где Попов должен был играть самого царя. Вначале Андрей Алексеевич долго отказывался от роли, считая, что это не его типаж, но в итоге согласившись, он сыграл одну из лучших ролей в своей жизни. Даже после ухода Алексея Попова из театра роль Ивана Грозного его преследовала, он играл и играл…
Затем был Войницкий в постановке «Дядя Ваня», Епиходов в «Вишневом саду». Прослужив верой и правдой этому театру 35 лет, Андрей Алексеевич Попов вынужденно покидает его из-за разногласий с военным руководством театра.
МХАТ Олега Ефремова
Через некоторое время его приглашает во МХАТ Олег Ефремов и сразу же дает роль Галилея по пьесе Бертольда Брехта «Жизнь Галилея». Во МХАТе актер был задействован во многих спектаклях, особенно по Чехову. Но быть таким же востребованным, как и в Театре Советской Армии, Андрею Алексеевичу не дали.
Один период Андрей Попов посвятил себя Театру имени Станиславского, приглашал своих учеников ставить спектакли, и театр действительно ожил на короткий срок. Но ученики один за другим покинули стены театра, вскоре и Андрей Алексеевич вынужденно ушел от туда.
Фильмография актера
Андрей Алексеевич Попов снимался и в кино, дебютом в этом жанре стала его работа в фильме «Крупная неприятность», снятом в 1930 году, затем, после перерыва сыграл Новикова в фильме «Палата», Адамова в «Седьмой спутник», Логунова в фильме «Укрощение огня» и так далее. В экранизации рассказа Чехова «Шведская спичка» актер сыграл Дюковского, Назанского в «Поединке» Куприна.
Заключение
Никита Михалков пригласил знаменитого актера сыграть слугу Назара в картине «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и для этой роли просил Андрея Алексеевича побриться наголо. На это пойти Попов пойти не мог, ведь ему предстояло еще играть чеховских героев в театре. Тогда Никита Сергеевич подключил «тяжелую артиллерию» — сам и несколько человек из съемочной группы побрились наголо. Видя такую самозабвенность, Андрей Попов уступил.
Многим этот замечательный человек и актер запомнился в роли старого скряги в картине «Сватовство гусара», но даже подобный одиозный персонаж вызывал сочувствие, потому что его играл Андрей Попов.
Актер Андрей Алексеевич Попов, личная жизнь и творческая жизнь которого сложилась удачно, был счастлив всю жизнь и, стоя на пороге смерти, сказал, что больше не умрет. Он имел в виду не физическое бессмертие, а духовное. Его помнят, любят и ценят до сих пор.