Затонувшие корабли в Черном море: обзор, история и интересные факты

История затонувших в Черном море кораблей велика настолько, что за ее полное и достоверное описание пока никто не взялся. Причина в том, что неизвестно даже количество останков судов, покоящихся на его дне. И сосчитать их нет никакой возможности. Технические проблемы, глубины и другие сложности по мере прохождения времени решаются и, наверняка, будут решены в будущем. Но само время и является непреодолимым препятствием, пряча корабли глубоко в ил или бесследно уничтожая их с помощью ржавчины и процессов гниения.

Причины гибели кораблей

Теплые воды Черного моря судоходны издавна. О первых мореплавателях мы узнаем из легенд Древней Греции. Стараясь держаться ближе к берегу, они разбивались о скалы во время штормов и непогоды. Доходили они и до наших берегов. Древние амфоры с вином, благовониями и маслами, которые находят наши исследователи морского дна, говорят об этом.

Самые разные корабли гибли во время военных походов, которые эти воды видели в избытке. Деревянные парусники и современные суда, получая пробоины, уходили под воду. Чаще всего вместе со своей командой. Черноморское дно – это огромная братская могила, которая продолжает пополняться в течение всей истории мореходства.

затонувшие корабли в Черном море

Но известны и иные причины гибели затонувших в Черном море кораблей. Вот несколько документальных фактов.

Затопление кораблей в Цемесской бухте

Недалеко от Новороссийского порта в июне 1918 года по распоряжению Владимира Ильича Ленина советские моряки затопили корабли. Черноморский флот не упоминается в Брестском договоре, но в силу сложившихся обстоятельств он был потребован к выдаче немецкой стороной в Севастополе. Советское руководство, вынужденное принять и это условие наряду с другими требованиями, направило в Новороссийск, где находились корабли, два приказа. Официальный приказ требовал от капитана 1 ранга Тихменева отвести суда в Севастополь и передать их представителям Германии, секретный приказ – затопить их недалеко от Новороссийска.

в Черном море затонул российский корабль

Командующий, после долгих и трудных обсуждений обоих приказов с комитетами кораблей, решил выполнить официальный вариант. Но не все команды послушались его, и 16 военных судов, среди них линкор «Свободная Россия», были затоплены. С поднятыми сигнальными флажками «Погибаю, но не сдаюсь», корабли ушли под воду.

Судьбы кораблей и людей после затопления

Ушедшие в Севастополь корабли оставались на службе Германии вплоть до ее поражения, а затем перешли в состав Русской эскадры. Тихменев воевал на стороне белых, а руководившие затоплением большевики Раскольников, Кукель и Глебов-Авилов занимали в дальнейшем видные посты в СССР, но в конце 30-х годов были репрессированы.

Судьба затонувших в Черном море кораблей была более позитивна. Спустя два года после событий в Цемесской бухте начался постепенный их подъем, восстановление и дальнейшая эксплуатация. На дне остались только два корабля: «Свободная Россия» и «Громкий».

затонувший корабль лиман в Черном море

Монумент морякам-героям с надписью: «Погибаю, но не сдаюсь!» установлен на Сухумском шоссе. На огромном гранитном камне перечислены названия всех затопленных кораблей с точными координатами мест их временного (или постоянного) пребывания. Но почти сто лет историки и моряки продолжают спорить о том, как надо было поступить в том далеком году для спасения Черноморского флота.

Гибель «Адмирала Нахимова»

31 августа 1986 года история гибели большого пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» вызвала шок и отчаянную беспомощность перед формулировкой причины аварии: «человеческий фактор». Сравнение этого события с гибелью в 1912 году «Титаника» от столкновения с айсбергом имело право на существование только потому, что на нашем корабле погибло тоже очень много людей: 423 человека из 1243 (для сравнения: на «Титанике» погибли 1496 человек). Но у нас было теплое море, и не было айсбергов. Были только решения двух капитанов и одного помощника.

«Адмирал Нахимов» (круизный пароход) выходил из Новороссийска в Сочи поздним вечером. Погода хорошая, море спокойное, пассажиры развлекались или устраивались отдыхать. Капитан Марков, человек с огромным опытом, спокойно выводил свой корабль из бухты. Единственным судном, шедшим в порт в это время, был «Петр Васев», сухогруз с капитаном Ткаченко во главе. Он сообщил, что пропускает «Адмирала Нахимова» в ворота бухты первым. В 23-00, во время этого маневра, капитан Марков, сдав вахту своему помощнику Чудновскому, покидает рубку.

В ходе расследования, которое проводилось правительственной комиссией, многое так и осталось непонятным для обычных, непосвященных в секреты, граждан. Почему же два капитана на катастрофически сближающихся лоб в лоб судах, видя это по радарам и воочию, не предпринимали ничего, чтобы спасти ситуацию. Вахтенные на обоих кораблях указывали им на приближение аварии, уточняли, кто же кого пропускает, но случилось то, что случилось.

почему затонул российский корабль в Черном море

Две огромные махины столкнулись, несмотря на отчаянные попытки изменить что-то в последние минуты. «Адмирал Нахимов» за 8 минут ушел на дно вместе со своими пассажирами, пополнив ряды затонувших кораблей в Черном море.

Команда «Петра Васева» вместе с пришедшими из порта на помощь судами вела спасательные работы. Помощник Чудновский ушел в свою каюту и остался на борту погибающего судна. Обоих выживших капитанов судили, они получили по 15 лет.

Военный корабль «Лиман»

История труднообъяснимых катастроф все не заканчивается. Совсем недавно, 28 апреля 2017 года, мир взорвался многочисленными сообщениями о том, что в Черном море затонул российский военный корабль, столкнувшись с судном-скотовозом Yozasif-H, шедшим под флагом Того. Все члены экипажа были спасены и доставлены в Россию, а корабль «Лиман» лежит у берегов Турции на глубине 80 метров.

Он был построен в 1970 году на польских верфях и первые годы работал на Балтике. В 1974 году его перевели в состав Черноморского военного флота, в отдельный разведывательный дивизион N519. В качестве разведчика он вел слежку за кораблями возможного противника, его переговорами, мог применить высокотехнологичное оружие «Игла». Для выполнения своей миссии он был оборудован комплектами специальной разведывательной аппаратуры и современной радиолокационной системой «Дон», гидроакустической системой «Бронза» и еще какими-то секретными устройствами.

в Черном море затонул российский военный корабль

Затонувший корабль «Лиман» в Черном море, находясь на боевом дежурстве, получил пробоину и через несколько часов пошел ко дну.

Диверсия или полный туман?

Когда читаешь заявленную официальными представителями военных сил причину того, почему затонул российский корабль в Черном море, испытываешь недоумение, оторопь и стыд. Именно в такой последовательности. Оказывается, напичканный секретным электронным дорогим оборудованием военный корабль-разведчик не разглядел в тумане судно-скотовоз.

Может быть, поэтому так хочется верить Движению поддержки флота, которое заявило о возможной диверсии. По их мнению, «Лиман», который эффективно работал у берегов Сирии, вызывал недовольство американских военных сил, присутствовавших здесь же. Для того чтобы помешать разведчику появиться в конкретной точке в конкретный час, ему изощренно подставили под удар скотовоз. Адмирал В. Кравченко считает гибель «Лимана» событием из ряда вон выходящим.

В том, что в Черном море затонул российский корабль, есть только один неопровержимый факт: команда жива. Наверное, мы ничего и никогда больше не разглядим в этом тумане.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.