Судостроительный завод «Северная верфь»: история, производство

ОАО «Северная верфь» входит в число ведущих отечественных судостроительных предприятий. Компания специализируется на выпуске военных кораблей класса «корвет», «фрегат», «эсминец», минных тральщиков, разведывательных и тыловых судов обеспечения. Основу гражданской продукции составляют сухогрузы, газовозы, лесовозы, научно-исследовательские суда. Располагается производство в центре Санкт-Петербурга в акватории Финского залива.

судостроительный завод Северная верфь

Возрождение ВМФ

20-й век Российская империя встретила в качестве экономически мощной державы, однако военный флот безнадежно уступал флотам потенциальных противников. Грянувшая в 1905 году русско-японская война показала как техническую отсталость кораблей, так и устаревшую тактику флотоводцев. Командование рассчитывало на легкую победу – «закидать японцев шапками», однако полный разгром в Цусимском сражении стал настоящим шоком для военачальников.

В это же время Англия, Франция, Италия, Германия устроили гонку вооружений, строя все более и более мощные корабли. Стало очевидным, что без создания военных судов нового поколения гарантировать безопасность империи будет сложно.

Во славу отечества

14 ноября 1912 года в Петербурге, в удобной глубоководной акватории Финского залива, состоялось открытие судостроительного завода «Северная верфь» (СЗСВ), в то время именовавшегося «Путиловской верфью». Изначальной целью основания предприятия было пополнить ВМФ Российской империи новыми современными кораблями, способными противостоять региональным флотам соседних стран, прежде всего Германии. В проектировании и оснащении производства участвовали лучшие европейские инженеры, широко использовался мировой опыт судостроения.

За считанные годы «Северная верфь» стала одной из главных площадок строительства современного военного флота. Предприятие гордится первым отечественным паротурбинным эскадренным миноносцем «Новия» (1913 года постройки), уникальным судном «Волхов» (1915), разработанным для спасения подводных лодок, судном «Коммуна» (1922), старейшим в рядах ВМФ.

Северная верфь

Трудовой подвиг

Самое серьезное испытание на прочность завод «Северная верфь» прошел в годы ВОВ. С началом войны заводчане в ускоренном темпе осуществляли ремонт, строительство, переоснащение кораблей под нужды флота. 23 июня 1941 г. предприятие приступило к переоборудованию теплохода «Андрей Жданов» из пассажирского в госпитальное судно.

Одновременно форсировались работы на кораблях с высокой степенью готовности. К 9 июля удалось завершить государственные испытания эсминца «Статный», 18 июля вступил в строй «Скорый». К 30 августа удалось подготовить к боевым действиям недостроенные «Строгий» и «Стройный». Эти корабли сразу же включились своей артиллерией в оборону Ленинграда.

За полтора года через Кировский райвоенкомат с верфей в Красную армию направились 1360 работников. После ухода на фронт призывников и ополченцев оставшаяся часть коллектива продолжала достраивать и ремонтировать корабли, выполнять срочные фронтовые заказы. Ушедших мужчин заменили женщины и подростки.

Фронт приближался, и предприятие стало основной мишенью для артобстрелов. На его территорию враг обрушил в общей сложности тысячи артиллерийских снарядов и авиабомб. Впрочем, это не сломило дух коллектива. Работники сосредоточились на изготовлении полковых орудий и боеприпасов, осуществляли ремонт поврежденных кораблей.

завод Северная верфь

Наши дни

«Северная верфь» сегодня является важнейшим для Минобороны поставщиком военных судов и главным экспортером кораблей российского производства. В 2011 году командование сообщило о заключении с заводом контракта на изготовление 12 корветов и фрегатов вдобавок к 5 ранее заказанным судам. Таким образом, ВМФ позволил загрузить производственные мощности до 2020 года, портфель заказов составил рекордные 200 млрд рублей. Это самый масштабный контракт с Минобороны в истории верфи.

На верфи освоено производство малых и средних военных кораблей, сухогрузов, паромов, пассажирских, научно-исследовательских, разведывательных судов, плавсредств для сопровождения и обеспечения флотов ВМФ России. Помимо сборки, коллектив занимается ремонтом судов различной степени сложности, их техническим обслуживанием, заменой устаревших компонентов новыми. На заводе активно внедряются инновационные технологии, совершенствуется технологический процесс.

ОАО Северная верфь

Виды деятельности

«Северная верфь» входит в список наиболее крупных судостроительных предприятий России. Здесь осуществляют:

  • Изготовление, модернизацию, техобслуживание и ремонт военных кораблей надводного положения.
  • Изготовление и ремонт судов: морских, речных, вспомогательных, класса «река-море».
  • Утилизацию всех типов судов, включая военные.
  • Производство средств технического оснащения.
  • Разработку специальных технологий.
  • Производство химического оборудования.

«Северная верфь» - одно из ключевых предприятий судостроительного кластера в Петербурге. Заводчане выполняют 75 % всей отечественной программы надводного кораблестроения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.