Габариты приближения строений и подвижного состава к железнодорожным путям

Государственный стандарт установил габариты приближения строений в двух видах - С и Сп. Это означает предельное очертание, обозначенное перпендикулярно оси пути, внутри которого не должны находиться (кроме подвижного состава) абсолютно никакие устройства и сооружения. Исключением, которое допускает пространство, где расположены габариты приближения строений, являются устройства, предназначенные непосредственно для работы подвижного состава. Это контактные провода, вагонные замедлители и тому подобные.

габариты приближения строений

ГОСТ

Габарит приближения строений видов С и Сп имеет ГОСТ 9238-83. Первый существует для путей, устройств и сооружений общей сети железнодорожных линий и для подъездных путей до начала территории промышленных предприятий от станций примыкания. Второй габарит приближения строений - Сп - имеет меньшие вертикальные размеры и устанавливается для путей, устройств и сооружений, которые находятся на территориях предприятий транспортных и промышленных, на железнодорожных станциях, а также и между этими территориями. Настоящий стандарт действует до сих пор без изменений.

Как рассчитываются габариты приближения строений? Горизонтальные отсчитываются от оси пути, а вертикальные - от УГР (уровень головки рельса). Кривые вертикали - от внутреннего рельса. Габариты приближения строений достаточно малы, а потому воспрещается находиться за габаритом поезда, это является смертельной опасностью. По ГОСТу колеи железных дорог равняются 1520 миллиметрам, что было разработано в СССР Центральным НИИ Министерства путей сообщения.

Немного истории

Относительно расстояния между головками рельсов, то есть по ширине колеи к единому стандарту люди пока не пришли. Существуют (только из самых распространённых) восемь вариантов разных железных дорог: от 1676 миллиметров (индийская колея) до метровых "узкоколеек", которые ранее в нашей стране обслуживали в основном промышленные предприятия. Сахалинская железная дорога с колеёй в 1067 миллиметров функционирует до сих пор, а в Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии узкая колея утвердилась, кажется, навсегда, и перемены на этот счёт не ожидаются.

Поскольку согласия в этом вопросе нет, приходится преодолевать препятствия при перевозке пассажиров и транспортировке грузов. Грузы перегружаются, пассажиры пересаживаются из одних вагонов в другие. Также используется способ перестановки вагона на вагонную тележку другого размера. Технологии последних десятилетий позволяют внедрять и автоматическую перемену ширины колеи. Создаются стыковочные пункты либо прокладываются параллельно рельсы с разной шириной на многие сотни километров. Бывают и разноколейные совмещённые железнодорожные пути, где инструкция по габаритам приближения строений тоже, соответственно, не одна. От наследства СССР мы сегодня имеем железные дороги самые разнообразные. В зависимости от их функций и утверждался ГОСТ "Габариты приближения строений и подвижного состава".

габарит приближения строений

Государственный стандарт

Распространение государственного стандарта на различные габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог касается всех типов колеи в общей транспортной сети. Также указанные габариты зависят и от скорости движения поездов: если подвижной состав движется быстрее 160 километров в час, для таких случаев устанавливаются другие габаритные нормы, которые разрабатывались МПС совместно с Госстроем в Советском Союзе.

Одни и те же габариты приближения строений к железнодорожным путям действуют для колеи шириной 1520 и 1524 миллиметра и распространяются на все подъездные пути до территорий транспортных и промышленных предприятий от станций примыкания, то есть подъездных путей внешних, а также путей, которые расположены непосредственно на территориях транспортных и промышленных предприятий, то есть внутренние подъездные пути. Эти же габариты действуют и на всём расстоянии между ними.

габарит приближения строений и габарит подвижного состава

Применение

Установленные стандартом габарит приближения строений и габарит подвижного состава применяются при выполнении проекта новых железных дорог и их строительстве, включая внешние и внутренние подъездные пути транспортных и промышленных предприятий, устройств и сооружений на них. Также по стандарту выполняются реконструкции (усиления) уже существующих путей, устройств и сооружений. Это же правило действует при постройке параллельных (вторых) путей, электрификации и тому подобного.

Установленные габарит приближения строений и габарит подвижного состава необходимы и при выполнении проекта подвижного состава, его ремонте, модернизации и изготовлении. Существуют и отраслевые стандарты для отдельных случаев, когда подъездные пути транспортных и промышленных предприятий не могут выдерживать все требования установленного стандарта. А потому ГОСТ "Габарит приближения строений" здесь полностью не предусмотрен, только отдельные его типы. Также разрешаются специальные отраслевые стандарты, которые разработаны и утверждены соответствующими ведомствами и министерствами по согласованию с МПС и Госстроем.

гост габарит приближения строений

Инструкция

По применению габаритов приближения строений с пояснением особенностей отдельных норм при строительстве и эксплуатации, а также при реконструкции путей, устройств, сооружений и подвижного состава (сюда относится и то, что построено до введения стандарта в ход), существует специальная инструкция, которая утверждена в установленном порядке Министерством путей сообщения.

Данный стандарт полностью соответствует рекомендациям по СЭВ PC 5706-77, где утверждаются габариты приближения грузовых вагонов и строений, в том числе и относительно подвижного состава международных сообщений. Стандартизация вобрала в себя все положения настоящей инструкции относительно требуемых габаритов для пропуска того или иного строения, устройства, подвижного состава.

гост габариты приближения строений и подвижного состава

Положения инструкции

Начинается перечисление параметров с общих правил, которые уже были представлены выше: габариты приближения строений - перпендикулярные оси пути или предельные поперечные очертания, внутри которых не должно находиться никаких частей сооружения и устройства, только подвижной состав. Отдельно упоминается о лежащих около путей материалах, запасных частях и оборудовании. Здесь могут находиться только устройства, непосредственно взаимодействующие с подвижным составом - например, контактные провода, детали их крепления, все виды хоботов гидравлических колонок для набора воды и тому подобное.

И это только в том случае, если положение всех этих устройств строго увязано во внутригабаритном пространстве с подвижным составом и его отдельными частями, с которыми должны соприкасаться. С другими элементами в подвижном составе они соприкасаться не должны. В габаритах подвижного состава - перпендикулярных осях пути, поперечных очертаниях должен помещаться не только новый, но и с допустимым износом подвижной состав, не выходя наружу из положения, где он установлен на прямой горизонтальный путь. Проверяется наиболее неблагоприятное положение в колее и отсутствие боковых наклонений, а также динамических колебаний на рессорах и в нагруженном, и в порожнем состоянии.

инструкция по габарита приближения строения

Проектные и строительные очертания

Для всех сечений проектируемого состава определены проектные и строительные очертания. Между габаритом подвижного состава и габаритом приближения строений для перемещений состава и погруженных грузов установлено пространство, чтобы предотвратить касания, вызванные отклонениями в состоянии железнодорожного пути в допускаемых нормах содержания, боковыми наклонами вагона на рессорах, вертикальными колебаниями. Это пространство обязательно устанавливается с учётом обеспечения безопасности служебного персонала, находящегося там.

Кроме этого, пространство между габаритами и строительным очертанием служит для горизонтального перемещения подвижного состава, возникающего из-за конструктивных зазоров в ходовых частях при допускаемых максимальных износах, учитывая извилистость колеи, а также из-за вертикальных перемещений, которые возникают при максимальных нормах износа ходовой части, из-за статических прогибов рессор, вызванных расчётной нагрузкой. Пространство между проектным и строительным очертаниями нужно и для того, чтобы компенсировать плюсовые допуски, которые появляются при изготовлении и ремонте состава.

Обозначения

В области применения габаритов существуют установленные обозначения. С - обозначаются габариты для устройств, сооружений и путей общей сети ЖД и внешних подъездных от станции примыкания вплоть до территорий транспортных и промышленных предприятий.

Сп - габариты для устройств, сооружений и путей, которые расположены между и непосредственно на территориях фабрик, заводов, депо, мастерских, морских и речных портов, грузовых дворов, шахт, складов, баз, карьеров, торфяных и лесных разработок, электростанций и прочих транспортных и промышленных предприятий, включая МПС. Сюда же относятся и промышленные железнодорожные станции.

Обозначения для подвижного состава

В области применения габаритов и подвижной состав тоже имеет собственные установленные обозначения. Т - габариты для подвижного состава, допущенного к обращению по общей сети железнодорожных путей, а также внутренним и внешним подъездным путям транспортных и промышленных предприятий, если устройства и сооружения на таком подвижном составе отвечают требованиям стандарта габаритов приближения строений С, где неэлектрифицированные линии очерчены поверху, и требованиям стандарта Сп.

Обозначение Тц - для вагонов-самосвалов и цистерн, которые допущены к обращению по общей сети железнодорожных путей, а также внутренним и внешним подъездным путям транспортных и промышленных предприятий. Устройства и сооружения на них должны отвечать требованиям, которые перечислены в инструкции. Обозначение Тпр - для габаритов полувагонов.

Другие подвижные составы

1-Т - габариты подвижного состава, допущенного по всем путям сообщения. 1-ВМ (0-Т) - этот подвижной состав допущен к обращению по всем железным дорогам страны и целому ряду других железных дорог в колеях 1520, 1524, 1435 миллиметров (для международного сообщения).

0-ВМ (01-Т) - габариты для такого же подвижного состава, с небольшими ограничениями на некоторых участках. 02-ВМ (02-Т) и 03-ВМ (03-Т) - габариты составов для любых железных дорог, где колея 1520, 1524, 1435 миллиметров в России, а также в европейских и азиатских странах.

инструкция по применению габаритов приближения строений

Габариты С и Сп

Габарит приближения строений С должен соответствовать установленному стандарту: 670 и 760 миллиметров при размере колеи 1520 миллиметров; 672 и 762 миллиметра при ширине 1524 миллиметра. Тот же самый габарит С будет соответствовать установленному на остановочных пунктах и станциях. Ширина жёлоба на настилах переездов там, где участки пути прямые, не должна быть менее 75 миллиметров.

Высота грузовых и пассажирских платформ должна тоже соответствовать инструкции. Высокие платформы принимаются более 1100 миллиметров от верха головки рельса, грузовые платформы располагаются от оси пути минимум 1750 миллиметров, если обеспечивается безопасность движения и обслуживающего персонала. Столбы, опоры, мачты и прочие сооружения и устройства ни в коем случае не должны ограничивать дальность видимости семафоров и светофоров, установленной стандартом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.