Карликовая планета Плутон

Что для нас становится самым интересным, а порой и пугающим? Тайна. Неизведанность. Необъяснимость. И это касается абсолютно любой области. Даже космоса. Или, скорее, особенно космоса. Поскольку именно космос таит в себе несметное количество неотвеченных вопросов и пугает нас своей непредсказуемостью и неизученностью. Одной из таких, притягивающих загадок, является планета Плутон - планета, наиболее удаленная от нашей, Солнечной системы, открытая еще в 1930-ом. Хотя позже, изучая более старые фотографии, датированные 1914 годом, эту планету увидели вновь.

Наблюдения, которые сейчас ведутся, на дают достаточно знаний для того даже, чтобы определить: Плутон - планета, или нет? Выглядит, как звезда с пятнадцатизвездной величиной. Марс, пожалуй, тоже имел бы подобный блеск, находись он на таком же расстоянии от нас. А это значит, что Плутон, возможно, имеет размеры Марса. Более точную оценку диаметру планеты дали 1950-ом. Дж. Койпер умудрился измерить угловой диаметр, равный, по его показаниям, 0",23. Если "перевести" на наши мерки, то диаметр составит 2900 км.

В 1968 году, с 28 апреля на 29-е, 12 обсерваторий ждали, пока Плутон пройдет мимо другой звезды, равной ему по величине. По идее, если Койпер не ошибся в размерах, Плутон должен был ее закрыть. Но блеск так и не ослабел. А это говорило о том, что Плутон в диаметре не более 5500 км. Массу Плутона было вычислить еще сложнее. Спутников он не имел, кометы около него не проходили.

Американскими астрономами Р. Данкомбом , П. Сейдельманом , Э. Джексоном и польским астрономом В. Клепчинским была проделана громаднейшая работа: они обработали 5426 наблюдений по положению Нептуна за период с 1846 по 1868 годы и выяснили: масса Плутона, по отношению к земной, составляет 0,11. Такова же масса Марса, однако Плутон менее Марса. Приняв для него для него вычисленную массу, диаметр около 5500 км , получим и среднюю плотность Плутона - 8 г/см^3 , а ведь это получается слишком много. В 1978 году Дж. Кристи делает неожиданное открытие: он обнаруживает на старых снимках спутник Плутония. Открытие подтвердил четырехметровый рефлектор обсерватории в Серро-Тололо. Именно обращение спутника и помогло определить массу самого Плутона: 1,1 10^25 г, а это - 1/500 массы нашей Земли! И именно эти расчеты позволили сделать новое заявление: планета Плутон среди планет нашей системы является самой маленькой!

Ну а температура, по идее, должна быть на нем приблизительно 40 К. При этой температуре идет конденсация метана. А значит, метановый лед вполне может быть на Плутоне. Наблюдения 1977 года подтвердили предположение: инфракрасный спектр позволил, наконец, рассмотреть характерные полосы. Чуть раньше, в 1970-м, с помощью 60-сантиметрового рефлектора были обнаружены полосы, похожие на следы поглощения железа. В 1930-ом, 12 марта появилось еще одно сообщение: многолетние поиски и исследования Лоуэлла интересующей планеты, находящейся за Нептуном, привели, наконец, к открытию нового, неизвестного объекта, траектория и скорость движения его семь недель соответствовала телу, последовательно находилась за орбитой планеты Нептун, на расстоянии, указанном Лоуэллом, звездная величина - пятнадцатая. Вскоре астрономическим миром было принято решение дать для планеты название - планета Плутон, наиболее ей подходящее, поскольку движение планеты происходило в неосвещенных, внешних областях нашей Солнечной системы. Первые две буквы, используемые в названии - инициалы Персивалля Лоуэлла, который и утверждал о существовании неизвестной еще планеты, умершего спустя год после опубликованного предсказания.

Открытие Плутона могло состояться еще в 1919 году. Вмешалась случайность. Тогда Милтоном Хьюмансоном были произведены вычисления возможного положения планеты, сфотографирована область возможного ее положения и получены изображения этой планеты. На часть изображений попала эмульсия и доказать наличие небесного тела уже не представлялось возможным. Планета Плутон ждала своего открытия... Уже в 1930-ом, достоверно зная о существовании Плутона и его орбите, появилась возможность отождествить изображения, полученные ранее.