Шаталов Виктор Федорович: биография, фото, методика

Сегодня мы поговорим о Шаталове Викторе – известном российском и украинском педагоге, который предложил свою авторскую методику преподавания. Мы узнаем о биографии талантливого человека, а также подробно рассмотрим его новаторство. Несмотря на то что биография педагога довольно скудна, некоторые сведения удалось узнать.

Биографические сведения

Герой нашей статьи появился на свет в 1927 году, 30 апреля в городе Сталино (ныне Донецк). О детских годах и юности Виктора Федоровича практически ничего не известно. Мальчик рос спокойным и сосредоточенным, любил читать, часто предавался своим мыслям. Есть данные, что с 1951 года он преподавал в школе математику, а позже занял пост директора школы. Известно, что экспериментальную деятельность с учениками он начал в 1956 году. Именно она послужила в будущем созданию его уникальной методики.

Шаталов Виктор Федорович - участник Великой Отечественной войны, имеет военные награды.

шаталов виктор федорович

Карьера

В 1987 году Виктор Федорович занимает новую должность – становится заведующим лаборатории по проблемам интенсификации учебного и воспитательного процессов в НИИ. Одновременно с этим становится членом Академии Педагогических наук СССР в Донецке.

Шаталов Виктор Федорович, биографию которого мы изучаем, стал автором уникальной педагогической методики, целью которой является эффективное обучение. Метод основывается на педагогике сотрудничества, на создание окончательного варианта ушло целых 13 лет.

В 1992 году Шаталов стал доцентом Института последипломного образования.

За свою плодотворную жизнь педагог написал более 60 книг, которые были опубликованы и имели успех. Самые известные из них: «Куда и как исчезли тройки», «Точка опоры», «Педагогическая проза».

На данный момент Виктор Федорович проживает в Донецке и является профессором Донецкого института социального образования.

шаталов виктор федорович биография

Начало работы над новой методикой

Учитель Шаталов Виктор Федорович в 1956 году создал несколько экспериментальных классов в родном городе. С этого момента начался сложный процесс работы над совершенствованием методики. Для начала он решил использовать её на практике всего пару раз в неделю.

Первый класс, на котором учитель опробовал экспериментальную программу, состоял из 33 человек. Интересно то, что ученики закончили изучение полного курса школы на 2 года раньше, показав при этом большие успехи. В высшие учебные заведения поступили абсолютно все ученики, более половины из них во время учебы получали повышенную стипендию.

Все следующие годы талантливый педагог посвятил углублению своих знаний. Он писал книги, проводил семинары и рассказывал свои идеи. В период перестройки активного учителя, желающего реформировать систему преподавания, заметили. Он получил орден Знак Почета, награды Заслуженный учитель и Народный учитель.

Со временем об учениках в экспериментальных классах забыли, но Шаталов продолжал авторское преподавание. Он регулярно устраивал в Москве недельные ежегодные курсы по математике и физике. На данный момент с авторскими курсами Виктор Федорович в Москву не приезжает из-за состояния здоровья.

учитель шаталов виктор федорович

Как все начиналось

В 1971 году появилась небольшая статья С. Соловейчика в газете «Комсомольская Правда» под названием «Метод Шаталова». Эта статья стала движущей силой, которая обратила внимание всего педагогического сообщества на педагогику сотрудничества. Чуть позже автор методики публично представил на широкое обозрение дидактическую систему, следуя которой каждый учитель мог обучить любого ребенка всем предметам школьного курса. При этом уровень подготовки ребенка и материальные возможности родителей роли не играли.

шаталов виктор федорович фото

Основные постулаты

Система Шаталова Виктора Федоровича, разработанная для интенсивного обучения, состояла из множества постулатов, которые предлагали по-новому посмотреть на процесс обучения. Рассмотрим самые основные из них.

Он предлагал перейти к авторским учебным пособиями, которые бы представляли материал в вербально-графических формах. Доказано, что так информация воспринимается и запоминается гораздо легче. Также Шаталов предложил использовать принцип открытых перспектив, который стимулирует у учеников творческое независимое мышление. Суть этого принципа в том, чтобы ребенок сам искал пути решения проблемы, а не действовал по определенному алгоритму или так, как от него ожидают. Виктор Федорович внедрил принцип систематической обратной связи: при помощи разнообразных форм контроля и учета каждый ученик отдельно проверяется на уровень знаний. Это позволяет избавиться от обычных школьных дневников и журналов.

шаталов виктор федорович биография краткая

Шаталов Виктор Фёдорович методику предлагал такую: давать детям нетрадиционные домашние задания, так называемые предложения совершенно разного уровня сложности. При этом должны учитываться индивидуальные особенности каждого ученика, то есть здесь использовался дифференцированный подход. По мере приближения к окончанию курса сложность заданий достигает олимпиадного уровня, и дети легко с ней справляются.

В целях развития у детей продуктивного мышления и сокращения времени на выполнение задач особой сложности педагог предложил ввести систему взаимопроверки учащихся.

Экзамены

Шаталов Виктор Федорович, фото которого мы видим в статье, предложил одну серьезную идею относительно реформирования самого понятия «экзамен». Вместо традиционной проверки знаний он предложил использовать листы группового контроля. Они позволяли бы ученикам самостоятельно оценивать свой уровень знаний и контролировать успехи на каждом этапе обучения.

Эмоциональная атмосфера

Большое внимание педагог уделял вопросу эмоциональной атмосферы в коллективе. Чтобы обучение было продуктивным, в классе должны царить спокойствие и бесконфликтность. Спорные ситуации возникать могут, но решать их надо головой, а не эмоциями. Для закрепления этого принципа Шаталовым были введены игровые формы обучения.

Базовые принципы методики Шаталова используют не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, которые хотят донести сложное простым языком.

система шаталова виктора федоровича

Школа Шаталова

В Москве в 2000 году открылось учебное заведения дополнительного образования, которое через время стало называться «Школой-студией Шаталова». Занимательно, что здесь работают бывшие ученики и последователи Виктора Федоровича. Руководителем школы является Сергей Виноградов.

Обучение здесь ведется во время каникул и по выходным. Средняя продолжительность курса – 7 дней. Обучение полностью открыто – родители могут дистанционно наблюдать за процессом. Курсы разработаны с учетом всех возрастных групп, то есть обучаться здесь могут как дошкольники, так и одиннадцатиклассники.

По всем предметам общеобразовательной школы выпускаются авторские материалы в виде видеозаписей с участием С. Лысенковой, Ш. Амонашвили и В. Шаталова. Школа выпускает свою литературу и учебные пособия.

Награды

Шаталов Виктор Федорович обладает множеством наград. Он прожил насыщенную жизнь, поэтому перечисление всех его званий и наград заняло бы всю статью. Мы упомянем только самые значимые из них. На Украине Шаталова награждали орденом «За мужество» III степени, юбилейной медалью «60 лет освобождения Украины от фашистских захватчиков», медалью «Защитнику Отчизны». В России Виктор получил медаль Жукова, орден Дружбы, три юбилейных медали в честь Победы в Великой Отечественной войне.

Виктор Фёдорович имеет орден Отечественной войны II степени и множество медалей СССР («Ветеран труда», «За победу над Японией», Юбилейные медали Вооружённых Сил СССР, Советской армии и флота, медаль Макаренко, медаль Н. Крупской).

шаталов виктор федорович методика

Итак, мы узнали, кто такой Шаталов Виктор Федорович. Биография (краткая, но насыщенная) доказала нам, что он человек ответственный и талантливый. Методика его обучения заставляет под другим углом посмотреть на процесс обучения, а потрясающие результаты впечатляют. Несмотря на то что метод очень необычен, его восприняли с большим интересом. По сей день многие следуют его советам - и не только учителя, но и ученики, которые желают более продуктивно получать и использовать знания.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что Виктор Федорович заслужил уважение и почет. Он создал уникальную методику, которая, к сожалению, не стала настолько распространённой, как хотелось бы. При этом педагог сделал вклад, который, возможно, положит начало серьезным реформам в сфере обучения. Чем большее количество людей узнает о его системе обучения, тем больший будет отклик, многие педагоги и ученики заинтересуются системой и будут использовать ее.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Прочитал его книгу "Эксперимент продолжается" ещё в начале 90-х годов. Методика действительно впечатлила. Пытался использовать её в работе, но скоро убедился, что она совершенно не вписывается в нашу крайне забюрократизированную систему образования. Меня интересует его биография. Ведь что-то великое не может появиться из ничего. Неужели никто не знает подробностей его детства, юности, первых шагов в педагогике?
Копировать ссылку
1
Я ученик Шаталова! Мне 56 лет,но всю жизнь запомнил ВИКТОРА ФЁДОРОВИЧА! У меня двое внуков, довольно часто использую приемы Виктора Федоровича в воспитании внуков. На всю жизнь - вместо бюретка написал брюнетка. Хохотала вся школа. Игорь Киба средняя школа № 13, город Донецк УССР.
Копировать ссылку
2
Елена, спасибо за статью. Как можно связаться с Виктором Федоровичем Шаталовым? Мне, как учителю математики, очень бы хотелось поговорить о его методике преподавания математики и своих исследованиях в этой области.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.