Диагностика обученности - это контроль и оценка знаний и умений обучаемых

Обученность по предмету – это факт овладения учеником некоторой программой, предусмотренной курсом обучения. Знания расцениваются как систематизированный объект для усвоения. Нередко мониторинг обученности учащихся предполагает проверку специфических умений, связанных с полученной новой информацией. В классическом случае внимание уделяется данным, получаемым в процессе обучения. При этом под обученностью принято понимать итоги обучения, одновременно термин обозначает и условие, делающее успешным обучение в будущем. Есть даже общепринятая формула обученности, показатель по которой вычисляется как соотношение количества оценок с «отлично» до «удовлетворительно» к числу учащихся. Этот показатель важен для понимания качества процесса преподавания.

диагностика обученности это

Важные особенности

В рамках методологии преподавательского процесса выявлено, что обученность напрямую определяется объективными факторами. Это зависит от уровня программы, используемой для обучения, от технологий рабочего процесса и мастерства преподавателя.

Диагностические тесты, позволяющие оценить качество обучения, также показывают зависимость от субъективных показателей – это способность учеников к обучению и их мотивация. Свою роль играет работоспособность аудитории, состояние здоровья.

Понятие и характеристики

Понимать, что это – диагностика обученности, должны все современные преподаватели, заинтересованные в качественном преподавании материала ученикам. Для этого нужно знать, что обученность представляет собой параметр, характеризующий уровень образованности каждого присутствующего в аудитории. Дифференцированный процесс преподавания знаний всегда сопровождается определенными показателями обученности. Обычно в качестве таковых выбирают уровни, отражающие эффективность усвоения новой информации, умений аудиторией. Разные специалисты, разрабатывавшие методологию преподавания, предлагают применять разные параметры для выявления уровня обученности.

уровень обученности

Систематизированно и последовательно

Оптимальный подход предполагает выбор одной системы параметров, методики измерения показателей. Это позволяет при контроле уровня обучаемости получать сравнимые, сопоставимые данные, а также информацию, достоверную с точки зрения статистики. Данные помогут сформировать стандарты образования на уровне школы, района, региона, усовершенствовать программы, предметы, нуждающиеся в этом. Стандартом принято обозначать такой уровень усвоения, который считается достаточным. Необходимо не только количественное описание, но и параметры, позволяющие охарактеризовать качество процесса обучения.

Контроль учеников

Самая простая диагностика обученности и обучаемости – это регулярное проведение контрольных работ. Одним из современных подходов считается поуровневый, в рамках которого можно относительно каждого члена аудитории оценить не только эффективность усвоения программы, но и его интеллектуальные умения. С одной стороны, это позволяет продиагностировать всю аудиторию, одновременно с этим помогает понять, как точно усвоена информация, насколько высока воспроизводимость.

Контрольные поуровневые работы – это метод диагностики обученности младших школьников, учеников средней школы, старших классов и слушателей образовательных программ в высших учебных заведениях. Такой метод можно использовать при работе с самыми разными предметами.

тест по английскому

Можно ли упустить из виду?

Некоторые современные преподаватели, преимущественно начинающие, интересуются, есть ли пути обхождения обязательной диагностики обученности. Это, как отмечают именитые специалисты методологии, крайне нежелательно и неразумно. Известно, что большая часть способов контроля вызывает неприязнь, отторжение учащихся и усложняет их отношения с преподавателем, тем не менее невозможно обойти этот элемент системы преподавания. Конечно, тест по английскому может вызывать страх у учеников, но только он покажет действительно точно, насколько хорошо усвоена программа, могут ли ученики применять навыки, переданные им учителем.

Диагностика – слово, пришедшее к нам из древнегреческого языка, и в оригинале означает способность распознавать. Педагогика предполагает, что диагностика обученности – это прояснение обстоятельств дидактического процесса и выявление результативности с высоким уровнем точности.

Результаты и процесс

Фактически диагностика обученности – это метод контроля, фиксирования результативности процесса передачи информации на момент выявления показателей. А вот диагностирование обучаемости предполагает определение каждого представителя аудитории как способного (или нет) усвоить информацию, которую планируется передать.

диагностика обученности в педагогике

При работе в высшей школе для преподавателей на первое место выходит диагностика обученности, а вот сопряженная с ней мера по выявлению уровня обучаемости реализуется достаточно редко. Обычно она необходима только на момент определения, насколько пригодны представители аудитории к получению специальности.

Комплексное понятие

Диагностика в педагогике обученности, обучаемости представляет собой сложное понятие, сформированное несколькими составными элементами. Наиболее значимыми являются контроль, проверка, оценка, учет умений, знаний. Если обратиться к словарю, тогда диагностика обученности растолковывается как накопление статистической информации либо стремление выявить факт наличия некоторого объекта, для чего проводится опись и подсчет. Контроль понимают как проверку и наблюдение с целью ее проведения.

Проверка в современном понимании, в том числе в дидактических материалах для преподавателя, рассматривается как процесс, имеющий два существенно отличающихся значения. С одной стороны, в более широком смысле ее можно считать синонимичной контролю, но более узкая трактовка термина предполагает определение результативности контрольных мер.

Процесс и результат

При выявлении уровня обученности мало просто провести тест по английскому, русскому, математике или любому другому предмету, нужно еще и зафиксировать полученные при этом результаты. Одновременно оцениваются качественные показатели не только полученной учениками информации, но и приобретенных ими навыков, умений. Общепринятое отражение качественного показателя – количественный, то есть оценка, которая для школьников начального, среднего звена фактически равноценна отметке.

Если обратиться к истории совершенствования методологии преподавания, можно заметить, что некоторые теоретики предлагали ввести различие этих двух терминов. Особенно много информации можно извлечь, изучая работы психолога, педагога Амонашвили. Именно он указал, что отметка – это лишь количественный параметр оценки, в то время как оценка – более сложный и емкий термин, включающий в себя еще и словесную передачу мнения о выполненной работе, описательную форму. Как отмечал этот выдающийся автор, оценка – обязательный элемент процесса диагностики обученности, а вот отметка при ряде условий факультативна.

диагностические тесты

Контроль: никуда не деться

Систематизированный контроль дает возможность оценить результативность передачи данных аудитории, определить степень обученности и понять, по какой причине навыки, знания усвоены с пробелами. Считается, что диагностика обученности – это эффективная методика выявления уровня учебной работы, что сопряжено с повышением качества преподавательской работы. Учитель, адекватно анализирующий полученную по результатам контроля информацию, может понять, какие средства, методы влияния на аудиторию помогут ему улучшить результаты работы.

Контроль обучаемости важен для обеих сторон процесса. Преподаватель, проводя контрольную работу, позволяет аудитории осознать, насколько велики знания, какой уровень навыков уже получен. На основании этого школьники, студенты могут сделать корректные выводы относительно подготовленности к освоению большего объема данных по предмету. Впрочем, важно учитывать, каков возраст обучаемых: для студентов, к примеру, осознание результатов контроля значимее, нежели для проходящих курс школьной программы.

Возраст и учеба

Проходящие обучение в стенах университета молодые люди, как говорят психологи, постепенно переходят от юного возраста к зрелому. При этом детский период, отрочество, юность в первичном этапе – временные промежутки, когда нет психологического прошлого, требующего оценки, планирования текущего момента и будущего. Немов в своих работах отмечал, что люди, не преступившие границу юности, просто не осознают будущего и не имеют его, а настоящее не связано с прошлым или тем, что придет позже.

диагностика обученности и обучаемости

Студенты – аудитория, которая осознает свою взрослость постепенно. Для этого процесса характерно установление психологических связей между накопленным опытом, происходящими и запланированными событиями. Поэтому контроль знаний для любого студента намного важнее, чем для школьника, так как помогает сформировать тактику применительно к дисциплине. Многие на основании промежуточного и итогового контроля формулируют для себя, насколько они пригодны к профессии или же необходимо изменение выбранного жизненного курса. Это накладывает особенную ответственность на работающих с ними преподавателей – необходимо уметь адекватно, беспристрастно оценивать аудиторию, в то же время поддерживая каждого отдельно взятого индивидуума, вынужденного бороться с непростой ситуацией осознания связей прошлого, текущего, приближающегося.

Рубить ли с плеча?

Известно довольно много случаев, когда первые проверочные работы на практикумах по выбранной специальности были для студентов поводом бросить выбранное направление и перевестись на другой факультет или вообще оставить учебу в высшем учебном заведении. Многие понимали, что в настоящий момент они еще не подготовлены в нужной степени, чтобы получать квалификацию. Задача преподавателя – разглядеть потенциал в каждом присутствующем на занятиях, особенно на практикумах, оказать посильную поддержку, если это необходимо и может дать положительный результат.

Одновременно с этим важно учитывать, что некоторые студенты гораздо выше оценивают факт получения хорошей оценки, нежели реальное накопление информации. При работе с такой аудиторией контроль не всегда может показать реальный уровень освоения обучающимися навыков и информации, в то же время именно оценка – основной стимул для ученика понять, запомнить данные, предполагаемые проходимым им курсом.

Диагностика и контроль: есть ли разница?

В некоторых теоретических работах эти два термина принято объединять в одно понятие, но определенная группа методистов настаивает, что необходима дифференциация. Дело в том, что диагностика в общем случае – это не только контроль, но и формулирование оценки, проверка и накопление информации по успешности обучения. Данные, которые преподаватель получает относительно своей группы, анализируются для выявления тенденций, динамики процесса, на основании чего можно сделать выводы, каким образом события будут развиваться, как можно повысить уровень обучаемости. Как обращают внимание некоторые методисты, диагностика – это гораздо более глубокое понятие, нежели простая проверка.

показатели обученности

Диагностика включает в себя контроль умений, информации, усвоенной аудиторией, и выставление оценок для каждого участника. В то же время школьная оценка – это довольно противоречивое явление, на что не раз обращали внимание специалисты, занимающиеся методическими вопросами преподавания. Право на оценку, которое есть у каждого учителя, не должно применяться безоглядно: нужно думать, взвешивать последствия. Важно объективно контролировать процесс освоения обучаемыми информации, гуманно относиться к аудитории. Фактически именно идеи гуманизма – фундамент дидактической системы, какими бы особенностями она ни обладала в каждом конкретном случае.

Оценка: особенности в настоящем времени

Современный подход к педагогическому процессу предполагает рассматривать оценку как средство стимуляции. Результаты, получаемые в ходе диагностирования обученности, можно применять для формулирования оценочного суждения, на основании которого личности проще самоопределиться. Мы вынуждены существовать в условиях очень высокой конкуренции, и получение высочайшего балла – желание, которое побуждает человека на определённое приложение усилий.

Обучение в добровольном порядке, а также аналогичный характер контроля – еще одна значимая часть современной системы обучения. Если раньше оценка была для многих учеников наиболее неприятным моментом получения образования, то изменение ее на добровольную становится рациональной методикой формулирования рейтинга личности. На основании данных, получаемых в ходе образовательного процесса, можно понять, насколько весом человек в обществе.

Контроль и взаимодействие

Эффективен только такой процесс обучения, который предполагает уделять внимание обратной связи. Это означает, что нужно особенно тщательно анализировать информацию, которую учитель может получить от ученика. Обратная связь помогает заключить, насколько эффективно продвигается процесс обучения, какие качества личности при этом развиваются, насколько совершенствуются способности, в том числе познавательные.

обученность по предмету

Обратная связь важна для учителя, заинтересованного в качественном процессе обучения. Это помогает оценить результат и скорректировать методику взаимодействия с аудиторией. На основании корректного анализа можно изменить подход к процессу передачи информации, чтобы улучшить показатели усвояемости данных. Каждый новый этап необходимо строить в индивидуальном порядке, учитывая особенности достигнутого учениками ранее. Это вынуждает дифференцировать задания, методики обучения, чтобы добиваться достойных результатов.

Обратная связь для ученика – это тоже важный аспект, так как позволяет понять, каковы достижения каждого конкретного человека, какие недостатки ему присущи. Получая оценку своей активности, обучаемый член аудитории более внимательно прислушивается к советам, помогающим скорректировать линию поведения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.