Куда можно пожаловаться на управляющую компанию? Кому подчиняются управляющие компании? Как расторгнуть договор с управляющей компанией

Зачастую жильцов, заключивших договора с управляющими компаниями, не устраивают результаты работы последних. То и дело в СМИ мелькают сообщения с разоблачениями сотрудников УК, неправомерно начисляющих коммунальные платежи и обирающих рядовых граждан в свою пользу. В свете подобных публикаций отношение к управляющим компаниям складывается особенно негативное.

Кому подчиняются управляющие компании? Куда можно пожаловаться в том случае, когда их деятельность вас не устраивает? И как при этом добиться реального результата? Кто контролирует выполнение собственных обязанностей управляющей компанией многоквартирных домов?

Приведем список тех организаций, куда традиционно принято обращаться в случае недовольства работой УК. Прежде всего жильцы идут к самому руководителю компании, следующая инстанция - Государственная жилищная инспекция, а кроме того, можно обратиться в Роспотребнадзор, прокуратуру и в суд. Давайте подробнее рассмотрим нюансы процедуры обращения в каждый из упомянутых органов. Куда написать жалобу на управляющую компанию в первую очередь?

куда можно пожаловаться на управляющую компанию

Идем на прием к директору УК

Часть собственников считает, что письменное обращение в саму управляющую организацию неэффективно и особенного смысла не имеет. Но этот вывод неверен. Основан он обычно на многочисленных устных требованиях, которые часто остаются без ответа. Но в том случае, если вы направите в адрес УК письменную претензию, эффект, как правило, бывает налицо. "Качать права" управляющая компания в таких ситуациях пытается редко. Очевидно, ее сотрудники прекрасно представляют себе, что письменное заявление от жильцов обозначает одно - терпение людей исчерпалось, и вероятность, что будут поданы жалобы выше, достаточно высока.

Чтобы не допустить выноса сора из избы, руководство УК старается погасить недовольство собственников на данной стадии. Именно потому требования жильцов, изложенные в заявлении, часто достаточно легко и быстро удовлетворяются, особенно если объем работ подразумевается не слишком большой.

Правовой основой взаимодействия жильцов и представителей УК является ФЗ "О защите прав потребителей". Основываясь на его положениях, можно поднять вопрос о ненадлежащем качестве предоставляемой заказчику услуги. Письменное заявление, содержащее обращение подобного характера, можно считать претензией с требованием устранения выявленных недостатков.

Что дальше?

Такое заявление-претензию обязаны рассмотреть в течение 10 суток (а не 30, как в общем случае рассмотрения жалоб). Составить заявление потребуется в двух экземплярах, из которых один передается в УК, а второй (проштампованный с проставлением даты и подписанный секретарем) остаётся заявителю. Число, стоящее на заявлении, служит началом отсчета для упомянутых 10 суток.

По истечении данного срока в случае бездействия УК можно переходить к более серьезным мерам. Заявление в обязательном порядке снабжается информацией о способах обратной связи (почтовым или электронным адресом, контактным телефоном). Конечно, оно теоретически может остаться без ответа или таковой будет носить чисто формальный характер. Если вопрос так и не решен, есть смысл задуматься, куда написать жалобу на управляющую компанию еще. Отправляемся в другие органы.

обязанности управляющей компании многоквартирных домов

Идём в Государственную жилищную инспекцию

Итогом жалобы в ГЖИ на управляющую компанию всегда бывает весьма серьезная проверка, результат которой чаще всего - привлечение к административной ответственности виновных. Руководителю компании выпишут штраф и выдадут предписание устранить ряд нарушений, причём к их числу могут относиться и те, жалобы на которые не поступало, но проверка показала их наличие. Если же в установленный срок данное предписание выполнено не будет, УК ожидают новые штрафы.

В компетенции ГЖИ практически любой вопрос, связанный с обслуживанием многоквартирного дома в техническом плане. Речь идет о соблюдении правил эксплуатации такого дома и стандартных расчётов (нормативов) по его обслуживанию, о подготовке к отопительному сезону, о соблюдении сроков проведений общих собраний жильцов, о выборе УК и наделении ее нужными полномочиями. Именно этот орган в курсе всех обязанностей управляющей компании многоквартирных домов.

Где искать информацию

Куда жаловаться на управляющую компанию в Москве (и не только в ней)? В каждом городе имеется своя жилищная инспекция, располагающая официальным сайтом, где самым подробным образом отражена вся нужная информация. Прежде всего уточните местонахождение данной организации. Подается жалоба при личном посещении или же заказным письмом. Также можно воспользоваться электронной формой непосредственно на сайте.

Жалоба на управляющую компанию, обслуживающую дом, должна подаваться от имени одного из собственников квартиры, расположенной в нем. Обязательно указание на наименование УК. Желательно (но не обязательно) назвать адрес ее офиса. Правила деловой переписки предполагают в начале подобного обращения ссылки на нормы закона, что подчеркивает знание заявителем собственных прав.

куда жаловаться на управляющую компанию в москве

Далее идет краткое изложение сути дела с перечислением действий, которые положено выполнять управляющей компании, и указанием на отсутствие таковых. Либо перечисляются имеющие место грубые нарушения. Поясняется, что неоднократные письменные обращения к руководству УК не принесли результата. Заканчивается заявление просьбой о проведении проверки по изложенным фактам и воздействии на УК, что, как правило, выражается в предписании обязать ее устранить все нарушения.

Детали оформления

Также обращение может содержать требования о привлечении виновных лиц к ответственности. В конце заявления указывается адрес для ответа (как вариант - электронная почта). В качестве приложения послужат копии обращений к руководству УК, фотоснимки, где зафиксированы нарушения, и прочие документы, которые имеют к делу непосредственное отношение.

Как и в любом заявлении, внизу ставится дата и подпись жильца. Если жалоба носит коллективный характер с большим количеством подписей, это придает ей дополнительный вес.

Как правило, проверка со стороны ГЖИ бывает объективной и весьма тщательной. Инспектор, помимо изложенных в жалобе фактов, может выявить множество дополнительных недостатков в работе, порой весьма серьезных, и потребовать устранения их в обязательном порядке под угрозой санкций.

Куда можно пожаловаться на управляющую компанию, кроме ГЖИ?

Альтернативный вариант - жалоба в Роспотребнадзор. Основывается она на требованиях, изложенных в жилищном законодательстве, ГК РФ, законе о защите прав потребителей. Обращения в эту организацию приняты в случаях нарушения законодательных норм в процессе составления договоров жильцов многоквартирных домов с управляющей компанией. Другой серьезный повод написать заявление в данную организацию - если УК отказывается от выдачи собственникам квартир информации о коммунальных услугах (их качестве, объёме и сроках предоставления).

куда написать жалобу на управляющую компанию

В Роспотребнадзор, кроме того, идут при необходимости проверки бухгалтерской отчётности, связанной с деятельностью компании при возникновении законных сомнений в соответствии фактически понесенных расходов тем, что были заявлены. Этот орган рассматривает также вопросы, связанные с необоснованным повышением тарифов, суммами оплаты за коммунальные услуги.

Данное ведомство обладает более широкими полномочиями, чем жилищная инспекция. Например, правом возврата собственникам жилья денежных средств в случае некачественного предоставления услуги управляющей компанией (в данном случае речь идет о невыполнении обязанностей исполнителя) обладает лишь Роспотребнадзор. До непосредственного обращения в Роспотребнадзор с жалобой на УК обязательно следует предъявить требование собственно компании как исполнителю услуги (продавцу).

Роспотребнадзор вам поможет

Если на заявление, оформленное в виде письменной претензии, получен отрицательный ответ (или таковой вовсе отсутствует), переходим к непосредственному воздействию на руководство УК через Роспотребнадзор путем просьбы о проведении внеплановой проверки. Порой случаются ситуации, когда руководство УК отписывается от заявителя, заверяя, что недостатки полностью устранены, Но по факту никакие меры так и не принимались. В подобных случаях также поможет Роспотребнадзор.

Если же ситуация предполагает возможное причинение здоровью вреда (например, с крыши дома свисают огромные сосульки, которые при оттепели начинают падать и могут стать причиной серьезной опасности для людей), а управляющая компания при этом бездействует, в этом случае оптимальный вариант - сразу же составить коллективную жалобу в Роспотребнадзор, минуя любые письменные переговоры с компанией. Как правило, проверка его сотрудниками проводится достаточно оперативно.

Куда можно пожаловаться на управляющую компанию, обслуживающую именно ваш дом? Зайдите на сайт Роспотребнадзора и узнайте, где расположен ваш территориальный орган со всеми контактами и адресом. Существуют и общественные приёмные данной организации, где вы получите аналогичные сведения. На стендах там размещена информация с адресами для направления жалоб. Можно сделать это и через интернет-приемную или по почте с уведомлением, а также по электронной почте. Хотите узнать, например, куда жаловаться на управляющую компанию в Москве? Помимо всех перечисленных выше вариантов, возможна также отправка обращения факсом на номер, который указан на сайте.

куда жаловаться на работу управляющей компании

Как правильно написать жалобу на управляющую компанию

Каких-то конкретных требований к составляемому тексту не существует. Но заявление обязано содержать данные руководителя и наименование государственного органа, а также сведения о заявителе с указанием (желательно) электронного адреса. Суть проблемы, к решению которой вы пытаетесь привлечь органы Роспотребнадзора, следует излагать кратко и деловым языком с приложением документов, способных подтвердить правомерность ваших претензий.

Все дополнительные материалы подаются в приложениях. Если речь идет о неправильно начисленных суммах платежей, следует привести полный расчёт. Роспотребнадзор обладает правом обязать управляющую компанию вернуть жильцу неправомерно удержанные с него средства, но для этого должностному лицу, осуществляющему проверку, требуется понять, как именно происходит начисление и откуда взялись те или иные цифры. Поэтому в заявлении жильцам следует подробным образом описать ситуацию с приведением конкретных начислений и указанием временного периода.

К заявлению приобщаются копии всех жалоб, написанных до текущего обращения - руководству УК, в жилищную инспекцию. Желательны ссылки на соответствующие статьи Жилищного кодекса РФ или ФЗ "О защите прав потребителей". Как правило, всегда упоминается статья 4 упомянутого ФЗ, содержащая положение об обязанности продавца (исполнителя) оказывать услугу соответствующего договору качества.

Что именно следует указать

В каждой конкретной ситуации в жалобе описываются фактические действия в сравнении с заявленным в договоре качеством услуг. Упор в обращении делается на нарушение прав жильца как потребителя. В качестве примера невыполнения управляющими компаниями самых разных видов услуг можно привести неоднократные факты применения завышенных тарифов, включение в состав платежной квитанции сумм за фактически не оказанные услуги, фиктивные выплаты обслуживающему персоналу (например, уборщицам или дворникам, формально принятым на работу, но по факту не исполняющим собственных обязанностей).

жалоба в гжи на управляющую компанию

Если заявленная в договоре услуга (например вывоз мусора) за какой-то период фактически не выполнялась, можно требовать возврата внесенных в это время средств как излишне уплаченных. Сюда же прилагается требование обязать управляющую компанию вернуть неправомерно удержанные с жильцов средства.

Заявление не будет рассмотрено, если оно составлено с нарушениями (отсутствуют контактные данные написавшего, в тексте содержатся оскорбительные выпады либо ненормативная лексика) или неразборчиво. В последнем случае при наличии контактов заявителя ему в семидневный срок будет отправлено уведомление с предложением переписать документ заново. Не рассматриваются также повторные заявления (дубли) и аналогичные тем, ответы на которые уже давались.

Идем в суд и в прокуратуру

Куда жаловаться на работу управляющей компании, если все контролирующие органы по поданным заявлениям не приняли никаких мер? В этом случае районная прокуратура - следующая инстанция, куда нужно отправляться. Если же вы сразу отправитесь туда, минуя промежуточные инстанции, вероятнее всего, обращение будет перенаправлено всё так же в ГЖИ либо Роспотребнадзор.

Прокуратура примет во внимание вашу жалобу лишь в ситуации неоднократных и особо злостных нарушений законодательства управляющей компанией. Чаще всего - если грубые нарушения состоят в повторе незаконного действия (либо бездействия), уже признанного до этого противоречащим закону, по которому уже наложены штрафные санкции. Например, по жалобе гражданина выявляется многократное завышение отопительных тарифов. Это может стать серьезным основанием привлечь руководство УК к ответственности административного характера и выплате серьёзного штрафа.

В случае повторных нарушений и упорного нежелания руководства УК привести в порядок систему расчётов с жильцами сотрудники прокуратуры вправе добиться полного прекращения деятельности УК. При необходимости жильцам подскажут, как расторгнуть договор с управляющей компанией.

Самая серьезная инстанция

В прокуратуру обычно идут тогда, когда все поданные в прочие инстанции жалобы результата не принесли, и люди теряются - куда можно пожаловаться на управляющую компанию еще? Если нарушения с точки зрения жильцов однозначно имели место, следует обратиться в районную прокуратуру. В областную сразу нести жалобу смысла нет, так как в первую очередь ваше обращение всё равно направят в районное отделение, что приведет лишь к затягиванию времени рассмотрения.

Стандартный срок ожидания ответа на изложенные в заявлении факты - те же самые 30 дней. При наличии оснований районный прокурор готовит специальный акт, по которому виновные лица будут привлечены к ответственности. Составляя обращение в прокуратуру, следует обязательно указать, что ранее неоднократно подавались жалобы в ГЖИ и Роспотребнадзор, а также руководству самой УК, и подчеркнуть отсутствие результатов.

как правильно написать жалобу на управляющую компанию

О чем писать в прокуратуру

Обращение в прокуратуру должно содержать просьбу провести проверку финансовой деятельности конкретной управляющей компании. Пояснить ваши требования должны приводимые факты, свидетельствующие о злоупотреблениях и явных нарушениях, с указанием точных цифр и дат. Не помешают также ссылки на статьи законов.

Как и в жалобах в предыдущие инстанции, заканчивается заявление просьбой привлечь виновных к ответственности и проинформировать заявителя о результатах рассмотрения по указанному адресу электронной почты.

Копии платежных квитанций и обращений в другие инстанции, как и в рассмотренных выше случаях, подаются в качестве приложений. После проверки управляющей компании сотрудниками прокуратуры делается заключение о том, законны либо незаконны действия УК, а затем решается вопрос о составлении акта прокурорского реагирования, согласно которому руководство компанией обязано немедленно устранить все выявленные недостатки. В противном случае деятельность ее будет приостановлена.

В каких случаях идти в суд?

Куда можно пожаловаться на управляющую компанию, если по ее вине вам был нанесен ущерб? Вопросы, связанные со взысканием убытков из-за действий либо бездействия управляющей организации, обычно решаются в судебном порядке. Это делается тогда, когда согласно поданным в различные инстанции жалобам недостатки в работе компании были устранены, но при этом причинённый жильцу ущерб возмещен не был. Тогда готовится судебный иск по общепринятым правилам.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда по вмешательству в ГЖИ с крыш домов всё же был убран снег либо крупные сосульки, но перед этим из-за падения кусков льда был повреждён стоящий возле подъезда автомобиль. Другая ситуация - когда подлежащие замене в плановом порядке старые трубы прорвались с затоплением квартиры и порчей дорогостоящего ремонта.

Порой прокуратура может выступать в суде в качестве представителя интересов гражданина. Её сотрудниками может самостоятельно быть подготовлен иск и принято участие в заседании суда.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.