Гнедов Василиск: биография, творчество

Гнедов Василиск - знаменитый отечественный поэт, представлявший течение авангардизма. Он был в числе ярчайших представителей эгофутуризма. Одно из его самых известных произведений - "Поэма конца".

Биография поэта

Гнедов Василиск родился в 1890 году. Он появился на свет на территории области Войска Донского в районе современного Новочеркасска. Его настоящее имя - Василий Иванович Гнедов.

Его родители были крестьянкой и мещанином. Сначала герой нашей статьи учился в земской школе, а затем поступил в начальное училище, расположенное в Каменском. Позже Гнедов поступил в средне-техническое училище в Ростове-на-Дону, но его окончить не смог, его исключили из самого последнего класса.

Игнатьев, Крюков, Гнедов и Широков

В 1912 году 22-летний Гнедов приезжает в Петербург, где увлекается движением эгофутуризма. Уже на следующий год в издательстве под названием "Петербургский глашатай" он выпускает сразу две книги своих стихов. Они называются весьма провокационно - "Смерть искусству: пятнадцать (15) поэм" и "Гостинец сентиментам". В 1914 году вместе с Павлом Широковым Гнедов Василиск выпускает "Книгу Великих".

Революция и лагерь

В 1914 году герой нашей статьи сближается и с кубофутуристами. С некоторыми из них участвует в диспутах и публичных выступлениях. Особенно активно Гнедов Василиск общается с Владимиром Маяковским, Велимиром Хлебниковым, но окончательно с ними так и не сходится, к их движению не присоединяется.

Творчество Гнедова

В 1915 году уходит на фронт, на Первую мировую войну. В 1917 году активно задействован в обеих российских революциях. В 1925 году вступает в большевистскую партию. При этом в 1921 году Гнедов фактически бросает литературу, работая инженером. Интересно, что при этом он не перестает писать стихи, но делает это для себя.

В самом начале сталинских репрессий был арестован по политической статье. Около 20 лет провел в лагере Василиск Гнедов. В биографии героя статьи это сыграло трагическую роль, здоровье его было окончательно подорвано. Однако, освободившись, он сумел вернуться к жизни. Прожил до 1978 года. Умер в возрасте 88 лет в Херсоне на территории Украинской ССР.

Творчество Гнедова

В историю литературы герой данной статьи вошел, в первую очередь, благодаря своим заумным стихам. Василиск Гнедов стилем своих произведений ближе всего был к кубофутуризму. При этом важной и неотъемлемой частью его творчества был эпатаж. Отдельного упоминания заслуживает знаменитая "Поэма конца", о которой в статье будет рассказано ниже.

Во многих своих более поздних стихотворениях, которые Гнедов перестал публиковать, он отходит от различных заумных приемов, переходя на более классические и традиционные стихи. Большой пласт его творчества, созданный после освобождения из лагеря в 50-х годах, увидел свет только в 90-е.

Поэма конца

Так что свои самые известные произведения он создал еще до революции, остальные не известны широкому кругу читателей. В частности, именно Гнедов писал эгофутуристические стихи на украинском языке. По сути, это были первые футуристические опыты в украинской поэзии.

Критики отмечали, что для творчества Гнедова были характерны нарочитые алогизмы и вычурное словотворчество, в тексты он часто вводил некие графические элементы. Гнедов много и успешно экспериментировал в словотворчестве, его литературные опыты были одними из самых ярких произведений отечественного футуризма.

"Поэма конца"

Самое известное произведение Василиска Гнедова - "Поэма конца". Этим произведением Гнедов завершал свою книгу под провокационным названием "Смерть искусству". В самой поэме не было ни одного символа, поэтому на бумаге она представляла собой белую страницу, вверху которой было только название.

При этом Гнедов нередко выступал с ее чтением. Он выходил перед слушателями, делал только один жест рукой, не произнося при этом ни одного слова. Современники вспоминали, что в поэме не было слов, а жест, который демонстрировал Гнедов при ее чтении, заключался в том, что он поднимал руку перед волосами, а затем резко опускал ее вниз, после вправо и вбок. Все это напоминало какой-тот крюк и было всею поэмой.

Стихи Гнедова

Смысл поэмы состоял в намеренном отказе от рационального смысла, поэт отрицал искусство и сам язык.

Похожими были и остальные произведения книги "Смерть искусству", только они имели хоть какие-то символы. Некоторые тексты состояли из слова "Буба", повторявшегося несколько раз, предпоследний текст состоял из одной буквы "Ю".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.