Школьная зрелость - это... Понятие, критерии оценки

Проблема готовности ребенка к процессу школьного обучения набирает свою актуальность уже начиная с выпускных групп детского сада. Еще более острой проблему диагностики психологической зрелости делает обучение детей в школах с шестилетнего возраста.

дети в группе

Определение

Школьная зрелость – это понятие психолого-педагогического характера. Прежде всего оно означает соответствие определенного физического уровня и социального развития определенным требованиям педагогики. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Это и физиологическая, и психологическая, и социальная готовность.

определение уровня готовности к школе

Важность психологической готовности

Определение школьной зрелости необходимо проводить до сентября, до того, как ребенок пойдет в первый класс. Нередко бывает так, что при поступлении в школу первоклассник умеет и считать, и писать, но внутренне и психологически к обучению в школе еще не готов. Родители чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка, абсолютно забывая о таком показателе, как эмоциональная и социальная готовность обучаться в условиях школы, ведь именно эти аспекты и обеспечивают успешность обучения.

дети читают книги

Соответствие уровню ребенка

Выготский писал о том, что в процессе развития ребенка есть оптимальные сроки для различных типов обучения. Это означает, что на определенных возрастных этапах обучение конкретному предмету или знаниям оказывается более легким и плодотворным, именно поэтому столь важна своевременная оценка школьной зрелости.

Известно, что до четырехмесячного возраста обучать младенцев речи неэффективно, а двухлетнего ребенка вряд ли кто-то станет обучать грамоте. Все по той причине, что в данном возрасте ребенок еще не созрел для этого. Тех функций, которые нужны для такого типа обучения, у него попросту нет.

Компоненты готовности

Школьная зрелость – это достижение ребенком такого уровня развития психики, который обеспечивает ему способность принимать непосредственное участие в процессе школьного обучения.

Это значит, что есть немало объективных причин, которые могут затруднить процесс освоения ребенком школьных навыков. В их основе лежит физиология головного мозга, а именно незрелость корковых и регуляторных структур. Таким образом понятие «школьная зрелость» базируется и на психологических составляющих, и на физиологии ребенка, и на его биологической готовности к учебе.

Учебные занятия необходимо организовывать строго с в соответствии с теми возможностями, которыми обладает ребенок на данном этапе. На пороге школы ребенок должен быть зрелым:

  • физически,
  • умственно,
  • эмоционально,
  • социально.

Если умственное (или же интеллектуальное) развитие родители и педагоги ставят во главу угла, то здоровье ребенка и его психическая готовность оказываются вне поля зрения. При этом имеется в виду не только здоровье физическое, но и социальное. Школьная готовность и школьная зрелость – термины синонимичные, они включают в себя весь спектр показателей. Готовый к обучению интеллектуально ребенок не станет успешным, если у него нет зрелости социальной или эмоциональной. Психологи в один голос утверждают: пусть лучше ребенок будет немного недотягивать до высокого уровня интеллектуального развития, но у него не будут присутствовать симптомы невротического заикания. Речь не идет о тех детях, которые уже достигли школьной зрелости.

ребенок, готовый к школе

Это показатель, который должен быть оценен каждым из родителей, прежде чем отправлять ребенка по достижении определенного возраста в школу. Пусть лучше дочь не будет претендовать на звание «Мисс Лучшая Первоклассница», но у нее пройдут нервные тики. Со временем успех придет, а трудности социальной адаптации в первом классе могут оказать негативное влияние на все последующее обучение.

Уровни зрелости: высокая готовность

Школьная зрелость ребенка – это показатель, который имеет четыре уровня. Высокий отличается наличием следующих навыков и свойств у ребенка:

  • хорошее физическое развитие;
  • готовность деткой руки к письму;
  • умение аккуратно копировать печатный или письменный тест;
  • умение работать с ножницами;
  • хороший слух;
  • достаточно широкий кругозор, общая осведомленность;
  • богатый словарный запас;
  • умение читать по слогам;
  • ребенок понимает переносный смысл пословиц;
  • знает цифры;
  • регулирует свое поведение;
  • обладает устойчивым стремлением пойти учиться.
ребенок и родитель

Средний уровень

На данном уровне ребенка также можно считать готовым к обучению в школе.

Он предполагает:

  • готовность руки к письму;
  • хороший слух;
  • знание стихов, сказок, хороший словарный запас;
  • ребенок слышит сказку или историю и после ее прочтения взрослым может ответить на простые вопросы;
  • знает цифры и счет в пределах 10;
  • произвольно регулирует свое поведение;
  • при незначительной помощи взрослого способен решать учебные задачи.

Уровень ниже среднего

На данном этапе обучение в школе может создавать для ребенка существенные трудности. Характеризуется:

  • удовлетворительным или хорошим физическим развитием;
  • умением удовлетворительно копировать печатные или же письменные буквы;
  • слабо развитой речью;
  • умением устанавливать очевидные сходства и различия в понятиях, осуществлять несложные операции обобщения (например, объединить картинки по принципу «животные» или «растения»);
  • неустойчивым желанием учиться.

Низкий уровень

Деток на данном уровне отдавать в школу не рекомендуется. Основные свойства и признаки его таковы:

  • хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
  • узкий кругозор;
  • отсутствие готовности руки к письму;
  • маленький словарный запас;
  • умение пересказывать текст только при содействии взрослого;
  • слабая мотивация к учебе;
  • отсутствие навыков произвольной деятельности.

Методика школьной зрелости Керна-Иразека

Для определения уровня подготовленности ребенка родителям удобнее всего будет при помощи теста Керна-Иразека. Он состоит из трех частей:

  • нарисовать человека;
  • скопировать слова, написанные от руки;
  • срисовать десять точек, которые располагаются в виде пятиугольника.

Выполнение данных заданий позволяет получить представление об уровне психического развития ребенка, его моторике, мышлении.

Для проведения данного теста берут чистый лист бумаги и ручку (карандаш). Слева взрослый пишет простую фразу: «Он ел суп». Размеры главной буквы должны быть приблизительно 1,5 см, а остальных – 1 см.

Потом рисуют десять точек в форме прямоугольника. Расстояние между ними должно составлять приблизительно 1 см., а диаметр – 2 мм.

Ребенка просят изобразить на чистой стороне человека: «Пожалуйста, нарисуй, мужчину так хорошо, как у тебя получится». Если малыш хочет нарисовать женщину, необходимо настоять на том, что изображать нужно именно мужчину, но подсказывать взрослый не должен.

После непродолжительного отдыха дают второе задание: «Посмотри на фразу на левой стороне листа. Ты пока еще не учился писать, но сейчас попробуй – может быть, получится. Внимательно посмотри, как написано здесь, и рядом справа напиши точно также».

К заключительному заданию дают такую инструкцию: «Здесь нарисованы точки. Постарайся рядом изобразить такие же».

При этом ребенка необходимо хвалить, не подгонять его, разрешать делать исправления.

Когда у малыша получится выполнить все задания, следует оценить полученные результаты. Оптимально делать это вместе с педагогом, но можно провести оценку самостоятельно. Используется пятибалльная шкала, где самый высокий балл – 1, а самый худший – 5.

Тест на школьную зрелость

Оценка задания «Нарисовать мужчину»

Производится следующим образом.

  • 1 балл – хорошо прорисована голова, конечности, туловище. Есть шея. Размеры головы не превышают туловище, на ней изображены детали (глаза, рот, нос). Есть кисти рук. Фигура имеет соответствующую мужскую одежду. Рисунок сделан синтетическим способом (видно, что ноги растут из туловища, а не просто прикрепляются к верхней части).
  • 2 балла – выполнены все требования, кроме синтетического способа.
  • 3 балла – рисунок имеет голову, конечности, туловище. У фигуры нет волос, ушей и пр.
  • 4 балла – примитивное изображение с головой и туловищем. Конечности нарисованы при помощи только одиночных линий.
  • 5 баллов – нет четкой прорисовки туловища.

Копирование слов

Оценивается так:

  • 1 балл – фраза скопирована полностью и аккуратно. Буквы ребенка могут быть больше, однако превосходят образец не более, чем в два раза. Фраза начинается с заглавной буквы, изображены все три слова на горизонтальной линии. От нее может быть отклонение вверх или вниз, однако не более, чем на 30о.
  • 2 балла – образец списан хорошо. Фраза может быть крупнее более чем в два раза, уходить вверх или же вниз;
  • 3 балла – наблюдается разбивка на три слова. Хотя бы четыре буквы прописаны четко;
  • 4 балла – совпадение с образцом двух букв;
  • 5 баллов – каракули.

Срисовывание точек

Оценивается следующим образом:

  • 1 балл – порядок скопирован, отклонения от образца незначительны. Может наблюдаться увеличение или же уменьшение, однако не более, чем в два раза. Рисунок расположен параллельно образцу.
  • 2 балла – расположение точек соответствует. Отклонения не более трех точек на такое расстояние, которое не превышает половины изначального расстояния между точками на образце.
  • 3 балла – в целом изображение соответствует образцу, оно не больше первоначального более, чем в два раза. Число точек может не совпадать. Их количество не должно превышать 20 и быть менее 7.
  • 4 балла – общий контур не соответствует, однако состоит из точек.
  • 5 баллов – каракули.

Школьная зрелость - это показатель, который предполагает по данному тесту от 3 до 15 баллов в сумме. Уровень ее рассчитывается так:

  • 3-6 баллов – высокий уровень психологической зрелости;
  • 7-12 – средний;
  • 13-15 - низкий уровень, необходимость проконсультироваться со специалистом.
школьные принадлежности

Диагностика школьной зрелости позволяет вовремя определить особенности развития ребенка. Нередко оказывается так, что документальный возраст не соответствует психологическому и социальному. Поэтому родители должны заранее обратить внимание не только на интеллект ребенка, но и на другие его способности. При необходимости проводится коррекционная работа с психологом, которая позволяет избежать трудностей при обучении младшего школьника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.