Химик Зелинский: биография, интересные факты из жизни и фото

Химик Зелинский - выдающийся русский ученый, специализировавшийся на органической химии. Он был одним из основоположников и создателей научной школы органического катализа и нефтехимии. Наибольшую известность в научных кругах получил в качестве создателя активированного угля, а в 1915 году изобрел первый в мире эффективный противогаз.

Биография ученого

Химик Зелинский родился в 1861 году. Он появился на свет в Тирасполе на территории Херсонской губернии. Его родители были дворянами. Отец происходил из рода потомственных волынских дворян. Когда герою нашей статьи было всего два года, он скоропостижно скончался от чахотки. Спустя еще два года по этой же причине умерла его мать.

Ученый Зелинский

Мальчик остался сиротой, его воспитанием занялась бабушка Мария Павловна Васильева. Все лето он провел у нее в деревне. Когда Николаю исполнилось 10 лет, он начал учиться в уездном училище, готовился к поступлению в гимназию. Окончив их досрочно, поступил в Ришельевскую гимназию в Одессе, причем сразу во второй класс. Мальчик еще в раннем детстве зарекомендовал себя как талантливый и пытливый ребенок.

Учеба в университете

После окончания гимназии Зелинский становится студентом Новороссийского университета. Для получения высшего образования он выбирает физико-математический факультет. В 1884 году он его успешно оканчивает. Успехи молодого ученого так впечатлили его профессоров, что его оставили при университете, позже отправив в Германию. Целых два года он повышал свою квалификацию в лабораториях в Геттингене и Лейпциге.

Биография Зелинского

В 1887 году его назначили приват-доцентом на кафедре химии родного Новороссийского университета. Выдержав магистерский экзамен, в 1889 году он защитил диссертацию, которая была посвящена изомерии. В 1891 году Зелинский становится доктором наук, защитив диссертацию о явлениях, развивающиеся в предельных углеродистых соединениях.

В 1893 году химик Зелинский получает место профессора своего университета, которое занимает вплоть до самой смерти за исключением небольшого перерыва. С 1911 по 1917 год ученый покидает университет вместе с группой известных профессоров в знак протеста против политики царского министра просвещения Льва Кассо. Тот был убежденным консерватором, выступал за исключительно охранительную политику в сфере образования, из-за чего постоянно конфликтовал с представителями либеральной общественности. В период управления министерством просвещения значительно ограничил уступки, сделанные после революции 1905 года.

Работа в Московском университете

Химик Зелинский возвращается в Московский университет в 1917 году после победы в стране Октябрьской революции и прихода к власти большевиков. На протяжении многих лет он руководит различными кафедрами. Сначала кафедрой органической химии, затем химии нефти, заведует лабораторией антибиотиков и биогенных оснований на химическом факультете.

Николай Зелинский

В 1935 году ученый-химик Зелинский принимает непосредственное участие в организации Института органической химии, который начинает свою работу при советской академии наук. В нем он руководит рядом лабораторий, ставит опыты, проводит уникальные исследования.

Научная работа

Биография химика Зелинского свидетельствует о том, что этот ученый многого достиг. В первую очередь он прославился благодаря работам по химии тиофена, а также изучая органические двуосновные кислоты.

В 1891 году герой нашей статьи отправился в экспедицию на Черное море и Одесские лиманы. Там ему впервые удалось доказать, что сероводород, который содержится в воде, имеет бактериальное происхождение. За то время, которое химик Зелинский Н. Д. прожил в Одессе, он написал и опубликован около 40 научных работ.

Зелинский Николай Дмитриевич

Некоторые из них были также посвящены проблеме электропроводности в аминокислотах и неводных растворах. При этом самые главные его научные достижения связаны с органическим катализом и химией углеводородов. Открытия химика Зелинского в этих областях наиболее значимы.

Открытия Зелинского

В период с 1895 по 1907 год Зелинский синтезировал циклогексановые и циклопентоновые углеводороды, которые послужили эталонами для изучения химического состава и стали основой искусственного моделирования нефтяных фракций и самой нефти.

В 1910 году открытия химика Зелинского были связаны с явлением катализа, который заключался в избирательном действии платины и палладия при воздействии на ароматические углеводороды. Ученый доказал, что в идеальных условиях они зависят исключительно от температуры.

В 1911 году им был совершен еще один важный прорыв в науке. Зелинскому удалось провести регидрогенизацию циклогексана в присутствии палладиевого и платинового катализаторов. Он начал широко использовать данную реакцию, чтобы выяснить содержание циклогексановых углеводородов в керосиновых и бензиновых фракциях нефти. Над этими проектами он усиленно трудился в 1920-1930 годах. Ученый работал над промышленным методом получения ароматических углеводородов из нефти. Данные исследования Зелинского легли в основу процессов катализа в нефтяных фракциях.

Крекинг нефти

В 1915 году Зелинский, несмотря на то что отошел от дел в Московском университете, продолжал активную научную работу. В частности, с большим успехом применял окисные катализаторы во время крекинга нефти. Это привело к снижению температурного процесса и росту выхода ароматических углеводородов.

Изобретение Зелинского

Итогом этих исследований стал метод получения бензина с помощью крекинга нефти и солярового масла. К таким открытиям ученый пришел в 1918-1919 годах. Он запустил этот метод в промышленных масштабах, сыграв ключевую роль в обеспечении Советского союза бензином. Улучшив реакцию каталитического уплотнения, он предложил использовать активированный уголь в качестве катализатора. Вместе со своими учениками герой нашей статьи изучал дегидрогенизацию парафинов в присутствии других окисных катализаторов.

Зелинский при этом был сторонником органического происхождения нефти, проводил исследования, стремясь связать ее происхождение с горючими сланцами, а также различными иными органическими синтетическими веществами. Важным стало сформулированное доказательство промежуточного образования метиленовых радикалов в каталитических реакциях. Отдельно нужно упомянуть его работы, посвященные созданию угольного противогаза и адсорбции. Их он проводил совместно с ученым Кумантом. Противогаз удалось запустить в промышленное производство в 1915 году, поэтому его оперативно приняли на вооружение во время Первой мировой войны не только в русской армии, но и в армиях союзников.

Работа педагогом

Зелинский занимался не только исследовательской, но и педагогической деятельностью. Им была создана крупная школа российских, а затем и советских ученых, которые внесли фундаментальный вклад в развитие самых различных областей химии. Среди его учеников и последователей много известных имен. Это Кочешков, Верещагин, Изгарышев, Лавровский, Успенский, Раковский, Казанский.

Работы Зелинского

Именно Зелинский стал основателем и одним из главных организаторов Всесоюзного химического общества, которое носило имя Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1941 году его избрали почетным членом этого общества. Ранее он был почетным членом Московского общества испытателей природы, а в 1935 году стал президентом этой научной организации.

Личная жизнь

Зелинский был женат трижды. Брак с первой супругой, которую звали Раисой, продолжался 25 лет. Она скончалась в 1906 году. Во второй раз исследователь женился на пианистке Евгении Кузьминой-Караваевой, прожив вместе с ней еще четверть века. У них родилась дочь Раиса в 1910 году. Она известна под фамилией Зелинская-Платэ. Третьей женой Зелинского стала Нина Евгеньевна Жуковская-Бог. Она была художницей, у них родились два сына - Николай и Андрей. Их совместный союз продолжался еще около 20 лет.

Любопытные факты

Известно много интересных фактов о химике Зелинском. Например, он принципиально не стал получать патент на изобретенный им противогаз, потому что был убежден, что наживаться на человеческих несчастьях недопустимо. Поэтому Россия безвозмездно передала права союзникам на его производство. В его квартире до сих пор хранится единственный экземпляр первого противогаза, сделанного самим Зелинским.

Исследования Зелинского

Любопытно, что, когда ученый находился на стажировке в Германии, ему впервые удалось синтезировать хлорпикрин. Он стал первым ученым, который на себе испытал его токсическое действие. Когда Зелинский официально открыл хлорпикрин, его стали активно использовать в качестве отравляющего вещества.

Химик Зелинский Николай Дмитриевич ушел из жизни в 1953 году, ему было 92 года. Ученого похоронили в столице, на Новодевичьем кладбище. Вклад этого человека в науку переоценить действительно сложно.