Официальное ролевое общение - это... Определение, особенности и требования

Участниками общения всегда являются конкретные люди, которые обладают специфическими качествами. Эти качества и черты людей раскрываются в ходе общения и осуществления совместной деятельности. В ролевом виде общения собеседники выступают в качестве носителей определенных ролей, например, продавец - покупатель, врач - пациент, учитель - ученик. В ролевой форме общения человек лишается спонтанности поведения, так как его шаги и действия диктуются ролью, которую он исполняет. То есть ролевое общение – это общение, в ходе которого человек проявляет себя не как индивидуальная личность, а как единица социума, которая выполняет определенные задачи.

Этот вид общения играет значительную роль в жизни людей.

Ролевое общение – это тип общения и взаимодействия с другими людьми, помогающий решить сложные задачи, которые невозможно разрешить в одиночку.

Общая терминология

Прежде чем говорить о ролевом типе общения, следует разобраться в основных понятиях.

Общение – это контактирование между живыми организмами, включает в себя обмен данными, информацией. Сопровождается процесс взаимным восприятием и попытками повлиять друг на друга.

Функционально-ролевое общение – это общение партнеров на уровне общественных ролей, например начальник и подчиненный. При этом виде общения задействованы определенные нормы и ожидания.

Межличностное общение – это общение между отдельными личностями, оно очень многопланово. Практический интерес предоставляет возможность влияния собеседников друг на друга.

Ролевое общение - это

Виды общения

Общение может быть конфликтным или доверительным. Доверительность - это важный признак всех форм контактирования, без нее нельзя вести переговоры, решать личные вопросы. Конфликтное общение - это взаимное противостояние людей, взаимные выражения недоверия и неудовольствия.

Общение подразделяют на деловое и личное, прямое и опосредованное (при помощи дополнительных средств - аудио-, видеотехники, писем, электронной почты).

В социальной психологии выделяют такие типы социально-ролевого общения, как:

  • Императивное общение – это авторитарная форма контактирования с партнером, с целью достижения полного контроля над его поведением, мыслями, установками и принуждения его к определенным решениям или действиям. Партнер выступает пассивной стороной. В качестве форм оказания влияния используют приказы, требования и предписания. Самые яркие примеры применения императивного общения – это при ролевом общении «начальник – подчиненный», «командир – солдат». Но такой тип контактирования совершенно неуместен в супружеских взаимоотношениях, в отношениях между детьми и родителями, в системе педагогических взаимоотношений с учениками.
  • Манипулятивное общение – это форма общения, при которой влияние на собеседника осуществляется скрытно, но цель остается такой же, как и при императивном виде, то есть оказание влияния и достижение полного контроля над собеседником. При таком типе общения партнер воспринимается не как индивидуальность, а как носитель нужных манипулятору качеств и свойств. Но часто случается так, что человек, который выбрал этот тип общения с людьми, становится сам жертвой собственной манипуляции. Он начинает себя воспринимать фрагментарно, руководствуется мнимыми целями и мотивами, переходит на стандартные формы поведения. Как правило, манипулятивная форма общения используется не совсем порядочными людьми в бизнесе, деловой сфере, в СМИ.

Понятие о ролевом общении: особенности

Ролевой тип общения – это общение людей, которые являются носителями определенных социальных ролей, например, мама и ребенок, учитель и ученик, муж и жена. Это общение строится по определенным правилам, которые устанавливает общество, используют эти правила для упрощения процесса общения, облегчения выполнения задач каждого участника. Если проигрывать различные ситуации в сюжетно-ролевой игре, общение в реальной жизни значительно облегчается.

В некоторых случаях общение по установленным социальным ролям невозможно, например, деловые переговоры или совещания подчинены деловому этикету, и общение в этих рамках значительно сложнее, чем в рамках учитель–ученик. В детстве деловой тип общения отрабатывается в ролевых играх, когда дети договариваются, в какую игру будут играть, или, например, существуют специальные игры, в которых дети получают навыки общения в деловых ситуациях.

Социально ролевое общение

Благодаря играм происходит сближение детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений, происходит развитие общения. Сюжетно-ролевая игра воспитывает умение и желание совместно играть, умение договариваться, радоваться успехам товарища, делиться игрушками, совместно осуществлять определенные действия, не мешая, а помогая друг другу.

Роли

При ролевом виде общения вместо понимания индивидуальности контактного лица обходятся только знанием той роли, которую он играет, а в жизни каждый играет множество ролей.

Роль – это способ поведения, который диктуется обществом, поэтому, например, ученику или кассиру не свойственно вести себя как военному.

Мы все живем в обществе, следовательно, каждый из нас выполняет огромное количество социальных ролей (функций). Например, служебные – подчиненный (начальник), сотрудник, специалист, ученый, ученик; житейские – клиент, квартиросъемщик, сосед, покупатель; семейные – муж (жена), сын (дочь) и так далее.

Общение в сюжетно-ролевой игре

Социальная роль – это тип поведения человека в системе общественных, социальных и личностных отношений. Проще говоря, это тип поведения человека, занимающего определенный социальный (общественный) статус.

Виды социальных ролей классифицируются по социальным группам, отношениям, видам деятельности, в которых участвует или в которые входит личность.

Классификация ролей

В зависимости от отношений выделяют социальные и межличностные роли.

  • Социальные связаны с общественным статусом, видом деятельности, профессией. Эти роли безличные и стандартизированные, они строятся на основе обязанностей и прав, вне зависимости от того, кто эти роли исполняет.
  • Межличностные роли связаны с отношениями, которые контролируются на эмоциональном уровне: лидер, любимый человек, кумир и др.

Основные характеристики социальной роли

Характеристики социальной роли выделил американский социолог Толкотт Парсонс. Вот основные из них:

  • По масштабу – некоторые роли могут быть строго ограничены, в то время как другие размыты. Масштаб роли зависит от широты межличностных отношений, например, между женой и мужем устанавливается большой масштаб, так как между ними широкий диапазон отношений. Они интересуются всеми сторонами жизни друг друга, следовательно, их отношения не ограничены. Но есть отношения строго ограниченные, например, продавец и покупатель. Взаимодействие между ними осуществляется по конкретному поводу. В этом случае масштаб роли небольшой.
  • По способу получения социальные роли делятся на: предписанные и завоеванные. Способ получения той или иной роли зависит от того, насколько неизбежна она для человека. Например, роли, которые определяются возрастом или полом, не требуют усилий для приобретения. Но есть роли, которые надо завоевывать в процессе жизни, например, студента, профессора, начальника отдела. То есть это роли, которые связаны с профессией или достижениями человека.
  • По степени формализации: деятельность может протекать произвольно или в строго установленных границах. Формализация роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают установление исключительно формальных отношений, другие, наоборот, неформальных, третьи роли могут сочетать в себе как формальные черты, так и неформальные. Например, отношения представителя ГИБДД и нарушителя правил дорожного движения несут в себе формальный характер, а отношения внутри семьи – неформальный. Но бывают случаи, когда из формальных взаимоотношений отношения между людьми перерастают в неформальный вид. Это происходит, когда люди долгое время взаимодействуют друг с другом и в отношениях появляется эмоциональность и чувства.
  • По видам мотивации: личная прибыль, получение каких-либо благ и так далее. Мотивация зависит от мотивов и потребностей человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родитель заботится о своем ребенке, руководствуясь чувством любви, а руководитель трудится во имя предприятия.
Особенности ролевого общения

Ролевые конфликты

Они возникают при невыполнении обязанностей роли или когда у одного человека возникает необходимость одновременно выполнять несколько своих ролей, которые противоречат друг другу. Также конфликтная ситуация может возникнуть из-за противоречия между разными ролями некоторых сотрудников организации.

Например, начальник отдела дал задание написать отчет о проделанной работе за час, а руководитель предприятия настаивает на том, чтобы отчет был качественным, и требует от начальника отдела, чтобы он выделил сотруднику больше времени на работу.

Ролевые позиции

В современной психологии проанализировал ролевые позиции в общении американский психолог Э. Берн. Он за единицу общения принял трансакцию или психологическое состояние внутреннего «Я» человека. Им были выделены состояния, которые проявляются в процессе общения в виде исполнения 3 ролей:

  1. Состояние «Родитель», которое психологически напоминает состояние родителей. Основано на отложившихся в сознании человека формах, стилях и методах обучения и воспитания, которые применяли его родители.
  2. Состояние «Взрослый», основано на объективном отношении к событиям.
  3. Состояние «Ребенок», основано на отношении к действительности, которое сохранилось с раннего детства.

Эти состояния вполне нормальные, они неоднократно проявляются в жизненных ситуациях.

Сюжетно-ролевые игры развитие общения

Например, позиция «Родитель» проявляется в ситуациях, требующих приказа, указа, критики, выговора. Или, наоборот, тогда, когда необходима забота, совет, ухаживание, помощь, поддержка, сочувствие.

Позиция «Ребенок» проявляется в обидах, капризах, эмоциональном протесте, при любом поведении, которое можно охарактеризовать как импульсивное, нерациональное. Или наоборот, тогда, когда человек ищет авторитет, защиту, опору.

Позиция в общении «Взрослого» проявляется в виде объективного, разумного подхода к событиям, выражается в спокойном, выдержанном отношении к людям.

Типы общения в зависимости от ролевой позиции

Наиболее эффективным и комфортным является общение людей, которые находятся в позиции «Взрослый», также хорошо понимают друг друга люди в позиции «Ребенок».

Общение «Взрослого» и «Родителя» напряженное: «Взрослый» своим спокойствием раздражает «Родителя», он или собьет с него спесь, или заставит его перейти в общении в равноправную позицию «Взрослого». Но бывает, что «Родитель» подавляет своего собеседника, в таком случае, вероятнее всего, разовьется конфликт.

Общение «Взрослого» и «Ребенка» динамично: «Взрослый» побуждает собеседника к серьезности и ответственности, в этом случае или «Ребенок» перейдет в позицию «Взрослого», или «Взрослый» займет позицию «Родителя».

Общение «Родителя» и «Ребенка» взаимодополняемое.

Общение двух «Родителей» очень конфликтоопасное. Кому-то необходимо на время изменить свою позицию на «Ребенка» или «Взрослого».

Понятие о статусе, роли и характере общения в зависимости от статуса

Элементами социальной структуры общества выступают роли и статусы. Последние характеризуют устойчивость общества. Статус – это позиция личности в социальной системе, которая определяется по характерным признакам, например профессиональным.

Каждый человек обладает рядом статусов и играет определенные роли. Совокупность всех статусов, которые занимает человек, называют статусным набором. Они подразделяют на: социальные (класс, профессия, возраст, национальность), личные, предписываемые (мать, отец, теща, зять).

Ролевые позиции в общении

Человек относится к другим людям в соответствии со своим статусом, например, бедные завидуют богатым. Статусы определяют содержание, характер, продолжительность человеческих взаимоотношений и статусно-ролевого общения.

Общение деловое

Основную часть делового ролевого общения составляет общение служебное. Оно формирует взаимодействие людей в организациях в рабочее время. Но кроме этого, в понятие «деловое общение» входит общение во внерабочее время – на выставках, деловых приемах, семинарах, конференциях.

Особенности делового типа общения:

  • Максимальное достижение взаимопонимания.
  • Самое максимальное понимание предмета общения и ситуации. При деловом общении учитываются личностные особенности собеседника, но интересы дела всегда стоят на первом месте, они более значимы, чем возможные личные расхождения во мнениях.
Деловое ролевое общение

Основные формы делового общения: беседа, публичное выступление, совещание, переговоры, дискуссия, телефонный разговор, деловая переписка.

Взаимоотношения личностей во время делового общения - очень важное явление. Без этого невозможна качественная деятельность служащих и руководителей.

Заключение

Человеческое общение многогранно и зависит от целей, которые преследуют собеседники. Взаимодействие человека с окружающей действительностью осуществляется в системе отношений, которые формируются между людьми в их социальной жизни. Для того чтобы учитель смог обучить ученика, он должен вступить с ним в процесс общения. А это многогранный процесс развития связей и контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.