Ме-163: история создания, описание, характеристики

На рубеже 30-х-40-х годов прошлого века самолет на реактивном топливе разрабатывался многими, но преуспели в этом только немцы. Они разработали, воплотили в металл, облетали, запустили в серию и даже «кинули» в бой реактивные истребители. В данной статье будет подробно рассмотрен процесс создания (1941-1944 г.г.) и участия германского высокоскоростного истребителя "Мессершмитт" Ме-163 на завершающем этапе войны.

Характеристика

"Мессершмитт" Ме-163 - уникальный в своем роде самолет без хвостового оперения (бесхвостка), имевший жидкостный реактивный двигатель. Исторической несправедливостью являются буквы «Ме» в его названии.

ме komet истребитель летающих крепостей

Вклад Вилли Мессершмитта и его фирмы Messerschmitt А.G в создании именно этой модели был крайне мал. Делала его в основном фирма Hans Klemm Flugzeugbau, а «мозг» проекта - доктор Липпиш. В государственной машине третьего рейха его создание «продавливали» Боймкер и Лоренц. Испытания начались осенью 1941 г., а боевое крещение истребитель принял ровно за год до окончания войны. Всего со всеми модификациями и прототипами произведено несколько сотен самолетов (максимум 90 единиц выпущено в последний месяц предпоследнего года войны). В январе 1945 г. передано люфтваффе 42 истребителя, после чего их производство прекратилось.

Силовая установка

  • Тип двигателя: жидкостно-реактивный (ЖРД), однокамерный. Двухкамерные двигатели были разработаны, но на Ме-163 Komet, переданные люфтваффе, установить их не успели.
  • Топливо: C-Stoff - метанол, гидрат диомида и вода в пропорции 57/30/13. Окислитель: T-Stoff – 80% пероксид водорода. Возгорание происходит мгновенно при запуске двигателя. Отсутствие подачи этой гиперголической смеси означает выключение двигателя.

Вооружение и бронирование

  • На первых 15% самолетов стояли две 20 мм пушки на сто зарядов каждая.
  • Впоследствии калибр пушек увеличили до 30 мм, а запас снарядов снизили до шестидесяти.
  • На отдельные экземпляры Ме-163 Komet истребитель летающих крепостей, устанавливали 50 мм гладкоствольную пушку SC-500 jagdfaust.
  • На Me-163A дополнительно поставили ракеты (двенадцать «направляющих» под каждое крыло).
  • На Me-163В-0 (V45) установили Yaherfaust. Стреляла пятью снарядами типа фаустпатрон вертикально вверх автоматически, как только тень бомбардировщика противника попадала на фотоэлемент датчика. На фронт не попал. Оборудовано двенадцать Ме-163 Komet истребителей. Фактически остался на стадии модели.
  • Для проведения тарана хвоста «летающей крепости» крылья одного из Ме-163 «Комета» усилили сталью.
  • Прицел коллиматорный. Вынесен за пределы кабины пилота.
  • Переднее бронирование: 15 мм бронеплита и 90 мм бронестекло.
  • Боковое бронирование - две бронеплиты по восемь миллиметров толщины.
  • Заднее бронирование: 13-миллиметровая бронеплита, прикрывающая голову, плечи и спину пилота.
    истребитель летающих крепостей

Характер взлета, полета и посадки

  • Взлет происходил при помощи специальной тележки и шасси (оставались на земле), а приземление производилось на выдвижную лыжу (применяемая в начале деревянная заменена на стальную).
  • Полет: стремительный набор необходимой высоты (90-210 секунд), необходимые маневры для атаки вражеских самолетов и возврата на аэродром (270-390 секунд).
  • Посадка осуществлялась при выключенном моторе в режиме планирования.

Основные параметры

  • Скорость (max): 830 км/ч (на уровне моря), 960 км/ч (при высоте 3 000 м).
  • Скорость планирования: до 220 км/ч.
  • Дальность полета: до 200 км.
  • Время активного пилотирования: до 500 сек.
  • Время достижения максимальной высоты: 210 сек.
  • Предельная высота полета: 12 км.
    ме 163 истребитель

Недостатки

  • Времени на перезарядку пушек не было. Невысокая их надежность (вероятность отказа оружия не ниже 1%).
  • Из-за недостаточных размеров топливных баков радиус действия самолета Ме-163 не превышал, как правило, 100 км. Не представлялось возможным осуществить повторный заход на цель.
  • Токсичность и взрывоопасность гиперголической смеси и ее компонентов.
  • Высокая скорость. Очень мало времени для точного прицеливания.
  • Сложность регулирования скорости полета. Опытные пилоты выключали и включали двигатель, а также совершали фигуры высшего пилотажа (горка, скольжение и т.п.), что при очень высокой скорости требовало высочайшего мастерства.
  • Практически полная беззащитность во время планирования для осуществления возврата на аэродром и посадки истребителя Ме-163.
  • Дневной перехватчик. Полеты в вечернее и ночное время невозможны.
  • Требуют высокого уровня мастерства пилотирования.

Достоинства

  • Рекордно высокая скорость (до 1000 км/час). Стремительное приближение к врагу (первое время вызывало панику у англоязычных летчиков).
  • Отличная маневренность.
  • Мощное вооружение.
  • Быстрый набор высоты (12 километров всего за 210 секунд).
  • Снабжен кислородным прибором.
  • Имелась возможность слива топлива и окислителя, оставшегося после проведения активной фазы полета (повышало безопасность при приземлении).

Имеющие значение модели Ме-163

Me-163S - учебная модель:

  • Двухместный и безмоторный. Он использовался только в учебных целях для отработки посадки. Построено всего 10 экземпляров.
  • В баки вместо топлива заливали воду.

Не попали в серию Me-163C, Me-163D и Ме-263:

  • Me-163C - увеличен запас горючего и пушки перенесены с крыльев в фюзеляж. Построено три штуки.
  • Me-163 D, учтены практически все жалобы техников и пилотов. Увеличен объем самолета и, соответственно, стало больше гиперголической смеси. Установлен двухкамерный двигатель. Шасси стало 3-колесным и убираемым вовнутрь самолета. Пилотский отсек загерметизирован.
  • Ме-263 – каплевидный фонарь, изменено носовое бронирование, увеличен боезапас. Единственный экземпляр захвачен войсками Красной Армии.

Люфтваффе закупало практически только Me-163B и 163А:

  • Внешне модели очень схожи.
  • На Me-163В появилось хвостовое колесо.
  • На опытные образцы - Me-163BV6 и Me-163BV18 - был установлен 2-камерный двигатель.
    ме 163 komet истребитель летающих крепостей

Уникальное аэродромное оборудование:

  • С присущим этой нации аккуратизмом и дотошностью германцы серьезно относились к "мелочам". Спроектированы и закуплены люфтваффе специальные тягачи и тележки для обеспечения взлета Ме-163.
  • Для работ с очень опасной гиперголической смесью спроектированы и также закуплены люфтваффе уникальные заправочные машины.
  • В фонарь кабины врезали форточку, ибо от паров топлива слезились глаза.

Требования к летчикам

  • Для проведения боев на Me-163 с фронта отзывали лучших из лучших. В самом начале приоритет отдавали тем, кто имел неплохой счет сбитых самолетов и занимался планерным спортом.
  • Высоко ценилось умение переносить перегрузки, мгновенно принимать решения и прекрасно ориентироваться как в бою, так и на местности.
  • Отличное здоровье также было важным условием. Приходилось испытывать холод и недостаток кислорода на запредельных высотах, действовали ядовитые пары гиперголической смеси.

Боевые действия и их результаты

Всего имели на вооружении Ме-163 - 3 группы. Фактически сражалась одна (дислоцировалась в районе г. Лейпциг), вторая (дислоцировалась на Северном побережье) - очень мало. А третья находилась в стадии формирования и в боях участие не принимала.

Бои начались в мае предпоследнего года войны. 14 числа у Me-163 в бою заглох двигатель. Противник, не став добивать истребитель, улетел. Me-163 томатно-красного цвета сумел приземлиться. Еще три боя в этом же месяце закончились безрезультатно.

Вылет для перехвата самолета-разведчика 7 июля – нет результата (закончилось топливо). Уже в районе крупного промышленного центра (Лейпциг) боестолкновение 28 июля также не привело к результатам.

16 августа 5 перехватчиков вступили в бой. Бортстрелок поджег Me-163B (летчик выпрыгнул с парашютом). Лейтенант Рулл «завалил» В-17G, но топливо закончилось, и истребители прикрытия сбили его.

163 komet истребитель летающих крепостей

24 августа летела армада из более тысячи бомбардировщиков союзников. Им навстречу последовательно поднимали 3 двойки Ме-163. Начальная пара атаковала успешно, повредив один и сбив другой самолет. Из следующей двойки вернулся один истребитель, не сбив никого. Повторно взлетевший «успешный» ас Шуберт сбил еще один самолет из головы колонны.

10 и 11 сентября состоялось 18 безрезультатных полетов. Но 28 числа вернувшийся летчик доложил об успешном обстреле самолета врага и о большой вероятности его гибели, хотя своими глазами он этого не видел.

Очень неудачным выдался для реактивных истребителей день 7 октября. Одна из пяти взлетевших "Комет" сбила самолет союзников, и все вернулись на аэродром без потерь. Трагедия произошла уже на земле. Идущий на посадку истребитель последовательно смял стоявшие на одной линии три Ме-163. Беда не приходит одна. Едва взлетев, взорвался самолет известного аса Шуберта (три сбитые «летающие крепости» уже на реактивном истребителе). 9 и 26 октября вылеты результатов не принесли.

Три Ме-163 потерял люфтваффе 2 ноября, при вылете стандартной пятерки против более чем тысячи самолетов союзников. А 18 ноября союзники атаковали аэродром Брандис и вывели из строя три истребителя, в том числе один безвозвратно:

  • 16 января при приземлении взорвался Ме-163.
  • 10 февраля в боестолкновении сбит один самолет.
  • 23 февраля авианалет союзников был более успешен - сгорели 4 "Кометы".
  • 3 марта стал удачным днем – сбито три «летающие крепости».
  • 7 марта двойка Ме-163 на предельной высоте 12 км. напала на разведывательный "Спитфайр". Только резкий уход в пике и стремительный пролет в нем 6 000 метров позволил ему спастись.

15 марта в очередном неравном бою с армадой союзников сбит один истребитель. Но на следующий день был поврежден разведывательный «Москито», разбившийся при посадке на свой аэродром. Фашисты об этом не знали. Воздушные бои шли практически ежедневно, но безрезультатно, кроме 24 марта, когда был сбит Ме-163.

10 апреля, по словам лейтенанта Келба, он на высоте 14 км задействовал стреляющую вверх систему типа «фаустпатрон» и сбил «Москито». Вражеские летчики действительно выпрыгнули на парашютах. Но достоверно причины этого установить не представлялось возможным.

22 апреля на остатках топлива 3 Ме-163 «завалили» "Ланкастер". Топлива больше не было. Не было и боевых вылетов.

ме 163 komet истребитель

Последний успех Ме-163, а в данном случае экспериментального Ме-201А0, состоялся 10 мая, когда он из тоже экспериментальной 50 мм пушки сбил «летающую крепость».

Всего по данным германской стороны у пилотов "Комет" 16 побед, тогда как по данным англо-американских источников – 9. Те же источники утверждают, что в воздушных боях погибло не менее 5 Ме-163, а вот потери при испытательных полетах, взлетах и посадках, а также на земле в 5-6 раз выше (не менее 17 только за период боевых действий).

К концу войны в боевых подразделениях находилось 80 реактивных истребителей и 60 летчиков. Достоверно известно, что союзники захватили 25 Ме-163 «Комета» (американцы еще и главного конструктора). Остальные самолеты либо были уничтожены исполнительными германцами, либо данные об их захвате не попали в открытые источники.

Заключение

В заключение невозможно не отметить значительный вклад Ме-163 в историю авиации. Непостижимая на тот момент скорость как подъема, так и горизонтального полета (практически достигнут «звуковой барьер»). Очень мощное вооружение, которое удивительно сочеталось с его практической неприменимостью. Летчики асы, призванные летать на реактивных истребителях данной модели, принесли бы в десятки раз большую пользу, летай они на обычных истребителях.

В целом, как говорится, «гора родила» мышь, но нельзя не отдать должное немецкому техническому гению, обогнавшему само время. Без Ме-163 Komet не были бы так быстро созданы более совершенные и успешные реактивные истребители.

komet истребитель летающих крепостей

Отдавая дань уважения этой модели, по своей сути - это одноместный среднеплан, работающий на РЖД, имеющий стреловидное крыло и не имеющий хвоста. В настоящее время можно купить Ме-163 1:72 в виде модели для конструирования и сборки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.