Взрыв в Арзамасе: описание, причины трагедии, число погибших, расследование катастрофы

Взрыв в Арзамасе прогремел в 1988 году, это была одна из крупнейших катастроф на советской железной дороге. При приближении к станции "Арзамас 1" взорвались сразу три вагона грузового состава, который следовал в Казахскую ССР из Дзержинска. В них находился гексоген, который требовался горным предприятиям. В результате катастрофы погиб 91 человек, число пострадавших составляет около полутора тысяч.

Подробности происшествия

Расследование катастрофы

Взрыв в Арзамасе прогремел 4 июня. В 09:32 утра железнодорожный состав ехал через переезд в город Арзамас. В трех вагонах этого поезда транспортировалось 120 тонн взрывчатки, которая предназначалась для горных предприятий на территории современного Казахстана.

Сам железнодорожный переезд расположен в северной части станции "Арзамас 1". Позже следователи и специалисты смогли установить, что в момент взрыва в вагонах поезда находилось 30 тонн тротиловых шашек, а также еще 87 тонн аммонала, аммонита, октогена, гексогена, помимо этого, заряды, используемые для нефтедобычи.

Взрыв в Арзамасе в 1988 году стал главной и шокирующей трагедией для всего общества.

Последствия взрыва

Причины взрыва

Уже после того как прогремел взрыв, на месте, где в тот момент находились грузовые вагоны, образовались сразу две воронки, которые были соединены между собой. Их глубина составляла от трех с половиной до четырех с половиной метров. При этом диаметр первой воронки был 26 метров, а второй - 76 метров.

Последствия взрыва в Арзамасе были катастрофическими. Он уничтожил 151 дом, без крова официально остались 823 семьи. Только по официальной информации, погиб 91 человек, еще полторы тысячи пострадали. Взрывной волной были разрушены 250 метров железнодорожного полотна, серьезные повреждения нанесены железнодорожному вокзалу, электроподстанции, линиям электропередач, газопроводу.

Среди социальных объектов в числе пострадавших оказались две больницы, целых 49 детских садов, 14 общеобразовательных школ и 69 магазинов. Всего в так называемой пораженной зоне оказались 160 объектов промышленного и хозяйственного значения.

Версии случившегося

Взрыв поезда в Арзамасе

Изначально главной версией взрыва в Арзамасе в 1988 году считались нарушения порядка погрузки и перевозки взрывчатых веществ. В то же время следствие тщательно расследовало версию террористического акта, а также диверсии, совершенной одной из спецслужб другой страны, чтобы создать в Советском Союзе нестабильную обстановку.

Считается, что истинные причины взрыва в Арзамасе неизвестны до сих пор. Многие исследователи и историки считают, что власти и спецслужбы не раскрывают всей правды о произошедшем.

Сейчас на месте взрыва поезда в Арзамасе установлен памятный мемориал, на котором высечены имена всех погибших в этой катастрофе. Каждый год 4 июня, в годовщину трагедии, на это место приходят местные жители, чтобы вспомнить о погибших.

Одним из последствий взрыва в Арзамасе 4 июня 1988 года стало строительство целых 11 микрорайонов на юге города для семей, пострадавших в этой трагедии.

Была ли это диверсия?

Взрыв в 1988 году

Правительственная комиссия, целью которой было установить истинные причины трагедии, работала на месте катастрофы несколько лет. В результате абсолютно точно установить причины произошедшего ей так и не удалось. В основном, из-за этого так популярна версия о том, что это была диверсия, целенаправленный акт, а не случайность или чья-то халатность.

Среди основных версий произошедшего также называют самопроизвольный взрыв взрывчатки, которая находилась в железнодорожных вагонах (в основном, октогена и кристаллического гексогена). Скорее всего, это могло произойти из-за механического повреждения либо неисправности газопровода, который проходил непосредственно под железнодорожными путями.

В 2003 году, спустя 15 лет после трагедии, губернатор Нижегородской области (на тот момент им был Геннадий Ходырев) официально выразил твердую уверенность в том, что взрыв в Арзамасе 4 июня 1988 года произошел в результате диверсии. Но в действительности эта распространенная версия так и не нашла официального подтверждения и неопровержимых доказательств до сих пор.

При этом стоит признать, что версия преднамеренного подрыва железнодорожного состава была одной из самых популярных, особенно среди местных жителей. Считалось, что конечной целью было нанести как можно больший ущерб самому городу. Преимущественно эта версия была построена на том, что взорвался состав в непосредственной близости от самого города. Дополнительную пищу для размышлений дала и железнодорожная катастрофа под Уфой, которая произошла день в день с трагедией в Арзамасе ровно через год.

Что случилось в Уфе?

Катастрофа под Уфой стала крупнейшей в истории советских и российских железных дорог. Она произошла 4 июня 1989 года в районе города Иглинска в Башкирской АССР, всего в 11 километрах от города Аши Челябинской области. Взрыв прогремел в момент, когда навстречу друг другу проходили два пассажирских поезда. Один следовал из Новосибирска в Адлер, а второй в обратном направлении. По официальной версии, взрыв произошел из-за облака легких углеводородов, которые образовались из-за аварии, произошедшей на трубопроводе "Сибирь - Урал - Поволжье". Он проходил в непосредственной близости от поездов.

В результате этой трагедии погибли 575 человек, по еще одной версии - 645. Из них 181 ребенок, около шестисот человек были ранены.

По официальной версии, катастрофа произошла из-за утечки газа. Предположительно, газопровод был поврежден ковшом экскаватора при его строительстве еще в 1985 году. Эксперты сумели установить, что утечка газа началась за 40 минут до самого взрыва.

По еще одной версии причиной аварии стало воздействие коррозии на внешнюю часть трубы. Это могло произойти из-за так называемых "блуждающих токов" от железной дороги. Примерно за три недели до взрыва в том месте образовался микросвищ, который из-за внезапного охлаждения превратился в трещину в месте расширения газа. Когда произошла встреча двух пассажирских поездов, возникла искра из-за торможения, ее хватило, чтобы началась детонация газа. По еще одному предположению, искра могла возникнуть из-под пантографа какого-то из локомотивов.

Факты о трагедии в Арзамасе

Взрыв в Арзамасе

Трагедии в Арзамасе посвящено множество исследований, специалистам и историкам-любителям удалось собрать большое количество фактов об этой катастрофе. В частности установлено, что первый груз отправился 31 мая с завода имени Свердлова, который располагался в городе Дзержинске. Взрывчатые вещества были погружены в десять вагонов грузового состава.

Три вагона со взрывчаткой в результате стали головными в грузовом составе под номером 3115, который отправился 3 июня на юг страны.

Что конкретно было в каждом вагоне?

Железнодорожная катастрофа

Сейчас уже удалось установить, какая именно взрывчатка была в каждом из вагонов.

Первый был цельнометаллическим, в нем находились 30 тонн тротила в шашках, которые были упакованы в ящики из гофрокартона, а также 286 килограммов кумулятивных детонаторов в ящиках из обычного ДВП.

Второй вагон тоже был цельнометаллическим. В нем находились 27 тонн октогена и более 30 тонн флегматизированного гексогена, которые были тщательно упакованы в шестислойные бумажные мешки.

Наконец, третий вагон был деревянным. В нем находились бумажные патроны, запаянные целлофаном и упакованные затем в картонные ящики. Также в вагоне были сложены пять тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.

Всего состав насчитывал 54 вагона. В момент катастрофы он двигался со скоростью 22 километра в час. Сам взрыв в Арзамасе-16 произошел ровно в 324 метрах от железнодорожной станции.

Воспоминания очевидцев

Мемориал в память о погибших

По официальным данным, взрыв произошел ровно в 09:32 по московскому времени. Именно в этот миг остановлены стрелки часов на циферблате, который установлен на памятном мемориале. Но сотрудники госбезопасности, которые проводили расследование и опрашивали свидетелей, считают, что в действительности взрыв прогремел на шесть минут раньше.

Очевидцы рассказывают, что само здание вокзала пострадало несильно, у него снесло крышу, а вот небольшие одноэтажные дома, которые были в округе в радиусе примерно 150 метров, просто снесло под корень. Много жертв было в рейсовом автобусе, который находился неподалеку от железнодорожного полотна. У него полностью сорвало верх.

По словам других очевидцев, поначалу многие подумали, что это взорвался газ. Когда подбежали к окнам, то увидели большой черный гриб, который вырастал на небе. Кто-то решил, что это взорвалась нефтебаза.

Где произошел взрыв?

Рассматривая версии произошедшего, важно установить, где непосредственно произошел взрыв, внутри или снаружи вагона.

В пользу того, что эпицентр взрыва находился внутри вагона, говорит тот факт, что термическое разложение взрывчатых веществ произошло из-за химической нестойкости. Сильный механический удар по максимально тонкому слою взрывчатых веществ привел к искре, которая могла возникнуть даже от разряда статического электричества. В результате возник прострел вагона пулей, ударно-волновое действие началось от капсуля-детонатора или электродетонатора.

Взрыв за пределами вагона

По еще одной версии, взрыв мог произойти и вне вагона. К нему могло привести воспламенение или взрыв газо-воздушной смеси, которые могли произойти в сотне метров под землей, где проходил газопровод. Некоторые свидетели как раз утверждают, что чувствовали характерный запах газа.

Специалисты смоделировали большое количество ситуаций, которые могли привести к трагедии, провели большое количество испытаний. Точно такие же вагоны привозили на полигоны, в них даже стреляли из оружия, взрывчатые вещества пытались поджечь, кидали на них грузы. Было опрошено большое количество свидетелей и очевидцев взрыва. Проводился тщательный анализ метода погрузки и состояния, в котором находились сами вагоны. Была проведена масштабная работа, но узнать истину и сейчас не представляется возможным.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Был там по долгу службы ч/з 2 часа после трагедии. Взрыв был на переезде и не в Арзамас 16 (Саров сейчас). между локомотивом и вагонами с тротилом не было вагона с нейтральным грузом и половина локомотива взрывной волной была на сотню метров отброшена. Поражало все: стертые дачные дома в низине и вокруг вокзала, устоявшее посреди этой пустыни старое здание вокзала без крыши. в радиусе более к дома стояли без крыш, окон но со стенами, далее -почти целые дома без окон... но заглянув во внутрь...
Копировать ссылку
0
Сегодня 01.06.19 по каналу "Звезда" прошла передача "Загадки века с Сергеем Медведевым. Арзамас в огне". https://www.youtube.com/watch?v=x_k_Bf0ZsVg
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.