Сверхчеловек - это....Понятие, определение, создание, характеристики в философии, легенды существования, отражение в фильмах и литературе

Сверхчеловек - это образ, введенный в философию знаменитым мыслителем Фридрихом Ницше. Впервые он использован в его произведении "Так говорил Заратустра". С его помощью ученый обозначал существо, которое по могуществу способно превзойти современного человека так, как когда-то сам человек превзошел обезьяну. Если придерживаться гипотезы Ницше, сверхчеловек является закономерным этапом эволюционного развития человеческого вида. Он олицетворяет собой витальные аффекты жизни.

Определение понятия

Ницше был убежден, что сверхчеловек - это радикальный эгоцентрик, который живет в наиболее экстремальных условиях, являясь творцом. Его могущественная воля оказывает существенное влияние на вектор всего исторического развития.

Ницше считал, что такие люди уже появляются на планете. Согласное его теории сверхчеловек - это и Юлий Цезарь, и Чезаре Борджиа, и Наполеон.

Наполеон Бонапарт

В современной философии сверхчеловек - это тот, кто в физическом и духовном отношении стоит неизмеримо выше других людей. Представление о таких людях впервые можно встретить в мифах о полубогах и героях. По мнению Ницше, сам человек является мостом или путем к сверхчеловеку. В его философии сверхчеловек - это тот, кто сумел в себе подавить животное начало и отныне живет в атмосфере абсолютной свободы. В этом смысле к ним на протяжении всей истории можно отнести святых, философов и художников.

Взгляды на философию Ницше

Если рассматривать, как другие философы относились к идее Ницше о сверхчеловеке, то стоит признать, что мнения были противоречивыми. Существовали различные взгляды на этот образ.

С христианско-религиозной точки зрения предшественник сверхчеловека - это Иисус Христос. Такой позиции, в частности, придерживался Вячеслав Иванов. С культурологических полиций эту идею характеризовали в качестве "эстетизации волевого порыва", так высказывался Блюменкранц.

В Третьем рейхе сверхчеловек считался идеалом нордической арийской расы, такого мнения придерживались сторонника расовой интерпретации идей Ницше.

Большое распространение этот образ получил в научной фантастике, где он соотносится с телепатами или суперсолдатами. Иногда герой совмещает в себе все эти способности. Множество таких историй можно отыскать в японских комиксах и аниме. Во вселенной Warhammer 40 000 есть особый подвид людей с психическими способностями, которых называют "псайкеры". Они могут менять орбиту планет, брать под контроль сознание других людей, способны к телепатии.

Стоит отметить, что в той или иной мере все эти трактовки противоречат идеям самого Ницше, тому смысловому понятию, которое он вкладывал в образ сверхчеловека. В частности, философ всячески отрицал демократическую, идеалистическую и даже гуманитарную его интерпретацию.

Концепция Ницше

Фридрих Ницше

Учение о сверхчеловеке всегда интересовало многих философов. Например, Бердяева, который видел в этом образе духовный венец творения. Андрей Белый считал, что Ницше удалось раскрыть в полной мере достоинства теологического символизма.

Понятие сверхчеловека считается основной философской концепции Ницше. В ней он соединяет все свои высоконравственные идеи. Сам он признавал, что не придумывал этот образ, а позаимствовал из "Фауста" Гете, вложив в него собственное значение.

Теория естественного отбора

Теория эволюции Дарвина

У Ницше теория сверхчеловека тесно связана с теорией естественного отбора Чарльза Дарвина. Философ ее выражает в принципе "воля к мощи". Он считает, что люди является только переходной частью эволюции, а ее конечный пункт - это и есть сверхчеловек.

Его главная отличительная черта заключается в том, что он имеет волю к власти. Своеобразный импульс, с помощью которого появляется возможность управлять миром. Саму волю Ницше разделяет на 4 вида, демонстрируя, что именно она конструирует мир. Никакое развитие и движение без этого невозможно.

Воля

По мнению Ницше, первый вид воли - это воля к жизни. Она заключается в том, что у каждого человека есть инстинкт самосохранения, это основа нашей физиологии.

Во-вторых, у целеустремленных людей появляется внутренняя воля, так называемый стержень. Именно он помогает понять, чего в действительности индивид хочет от жизни. Человека с внутренней волей невозможно переубедить, он никогда не станет подвержен влиянию чужого мнения, с которым он изначально не согласен. В качестве примера внутренней воли можно привести советского военачальника Константина Рокоссовского, который неоднократно подвергался избиениям, пыткам, но остался верен присяге и солдатскому долгу. Он был арестован в ходе репрессий 1937-1938 годов. Его внутренняя воля так поразила всех, что его вернули в армию, во время Великой Отечественной войны он дослужился до маршала Советского Союза.

Третий тип - бессознательная воля. Это аффекты, неосознанные влечения, страсти, инстинкты, которые руководят действиями человека. Ницше подчеркивал, что люди не всегда остаются разумными существами, часто подвергаясь нерациональному влиянию.

Наконец, четвертый тип - воля к мощи. Она в большей или меньшей степени проявляется у всех людей, это желание подчинить себе другого. Философ утверждал, что воля к мощи - это не то, чем мы располагаем, а то, что мы есть в действительности. Именно эта воля и есть самая главная. Она составляет основу концепции сверхчеловека. Эта идея связана с кардинальным изменением внутреннего мира.

Проблема морали

Ницше был убежден, что мораль сверхчеловеку не присуща. По его мнению, это слабость, которая тащит любого только вниз. Если помогать каждому нуждающемуся, то индивид расходует себя, забывая о необходимости двигаться вперед самому. А единственной истиной в жизни является естественный отбор. Только по этому принципу должен жить сверхчеловек. Не имея воли к мощи, он лишится своего могущества, мощи, силы, тех качеств, которые отличают его от обычного человека.

Сверхчеловек Ницше был наделен его самыми любимыми качествами. Это абсолютная концентрация воли, сверхиндивидуализм, духовное творчество. Без него философ не видел развития самого общества.

Примеры сверхлюдей в литературе

Родион Раскольников

В литературе, в том числе отечественной, можно найти примеры, как проявляет себя сверхчеловек. В романе Федора Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников демонстрирует себя в качестве носителя именно такой идеи. Его теория заключается в том, чтобы поделить мир на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Он решается на убийство во многом из-за того, что желает доказать самому себе принадлежность ко второй категории. Но, убив, он не может выдержать навалившихся на него моральных страданий, вынужден признать, что не годится для роли Наполеона.

В другом романе Достоевского - "Бесы" сверхчеловеком себя считает едва ли не каждый герой, стараясь доказать свое право на убийство.

Американский Супермен

Яркий пример создания сверхчеловека в массовой культуре - Супермен. Это супергерой, образ которого был навеян трудами Ницше. В 1938 году его придумали писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер. Он стал со временем иконой американской культуры, является героем комиксов и фильмов.

"Так говорил Заратустра"

Книга Так говорил Заратустра

Идея о существовании человека и сверхчеловека изложена у Ницше в книге "Как говорил Заратустра". В ней рассказывается о судьбе и идеях бродячего философа, который решил взять себе имя Заратустра, назвавшись в честь древнеперсидского пророка. Именно через его поступки и действия Ницше и выражает свои мысли.

Центральной идеей романа становится заключение о том, что человек - всего лишь ступень на пути превращения обезьяны в сверхчеловека. При этом сам философ неоднократно подчеркивает, что человечество само виновато в том, что пришло в упадок, фактически исчерпав себя. Только развитие и самосовершенствование способно приближать каждого к реализации этой идеи. Если же люди будут и впредь поддаваться сиюминутным устремлениям и желаниям, то будут с каждым поколением все больше скатываться в сторону обычного животного.

Проблема выбора

Ницше Так говорил Заратустра

Также существует проблема сверхчеловека, связанная с необходимостью выбора, когда нужно решить вопрос о превосходстве одного индивида над другим. Говоря об этом, Ницше выделяет уникальную классификацию духовности, в которую входят верблюд, лев и ребенок.

Если следовать этой теории, то супер-сверхчеловек должен освободиться от оков мира, который его окружает. Для этого ему необходимо стать чистым, каким бывает ребенок в самом начале пути. После этого изложена нетривиальная концепция смерти. Она, по мнению автора, должна подчиняться желаниям человека. Он обязан владеть монополией на жизнь, становиться бессмертным, сопоставимым с богом. Смерть должна подчиняться целям человека, чтобы каждый успевал сделать все, что запланировал в этой жизни, поэтому человеку необходимо самому научиться управлять этим процессом.

Смерть, по Ницше, должна превратиться в особую форму награды, которую человек может получить только тогда, когда прожил достойно всю жизнь, выполнив все, что было ему предначертано. Поэтому в будущем человек должен научиться умирать. Многие исследователи отмечали, что эти идеи схожи с кодексами и понятиями, которым следовали японские самураи. Они тоже считали, что смерть необходимо заслужить, она доступна только тем, кто выполнил в жизни свое предназначение.

Современного человека, который его окружал, Ницше всячески презирал. Ему не нравилось, что никто не стыдится признавать себя христианином. Фразу о необходимости возлюбить ближнего своего он трактовал по-своему. Отмечая, что она означает оставить ближнего в покое.

Еще одна идея Ницше была связана с невозможностью установления равенства между людьми. Философ утверждал, что изначально кто-то из нас больше умеет и знает, а кто-то - меньше и не способен выполнять даже элементарные задачи. Поэтому идея абсолютного равенства казалась ему абсурдной, а именно ее пропагандировала христианская религия. Это была одна из причин, почему философ так яростно выступал против христианства.

Немецкий мыслитель утверждал, что необходимо выделять два класса людей. Первые - люди с сильной волей к власти, вторые - со слабой волей к власти, их как раз абсолютное большинство. Христианство же воспевает и возводит на пьедестал ценности, присущие слабовольным, то есть тем, кто по свей сути не может стать идеологом прогресса, творцом, а значит, не сумеет способствовать развитию, процессу эволюции.

Сверхчеловек должен быть полностью освобожден не только от религии и морали, но и от любых авторитетов. Вместо этого каждый человек должен найти и принять себя. В жизни он приводит большое количество примеров, когда люди освобождались от моральных оков ради поиска самих себя.

Сверхчеловек в современном мире

В современном мире и философии к идее сверхчеловека возвращаются все чаще. В последнее время во многих странах получил развитие так называемый принцип "человек, который сделал себя сам".

Характерной особенностью такого принципа являются воля к власти и эгоизм, что очень близко к тому, о чем говорил Ницше. В нашем мире человек, который делает себя сам, - это образец индивида, сумевшего подняться с низших ступеней социальной лестницы, добиться высокого положения в обществе и уважения окружающих благодаря исключительно своей упорной работе, саморазвитию, культивированию своих лучших качеств. Для того чтобы стать сверхчеловеком в наши дни, необходимо обладать яркой индивидуальностью, харизмой, отличаться от окружающих богатым внутренним миром, который при этом может совершенно не совпадать с нормами поведения, которые считаются общепринятыми большинством. Важно иметь величие души, что присуще отнюдь не многим. Но именно это способно дать смысл самому существованию человека, превратить его из огромной серой безликой массы в яркий индивид.

При этом не стоит забывать, что самосовершенствование - процесс, который не имеет границ. Главное при этом - никогда не останавливаться на месте, всегда стремиться к чему-то принципиально новому. Скорее всего, черты сверхчеловека есть в каждом из нас, так считал и Ницше, но только единицы в силах обладать такой силой воли, чтобы полностью отказаться от моральных устоев и принципов, принятых в обществе, прийти к совершенному иному, новому виду человека. А для создания идеального человека это является только началом, отправной точкой.

При этом стоит признать, что сверхчеловек - все же штучный "товар." По своей природе таких людей не может быть много, так как в жизни всегда должны оставаться не только лидеры, но и ведомые, которые будут за ними следовать. Поэтому бессмысленно пытаться сделать сверхлюдьми всех подряд или целую нацию (такие идеи были у Гитлера). Если лидеров станет слишком много, им некого будет вести за собой, мир попросту погрузится в хаос.

В этом случае все может сработать против интересов общества, которое должно быть заинтересовано в перспективном и планомерном эволюционном развитии, непременном движении вперед, которое и сможет обеспечить сверхчеловек.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Спасибо за ваш труд! Отличная статья, всё описано доступным языком, нет лишней информации
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.