Этапы решения педагогических задач: описание, особенности и примеры

Что представляют собой этапы решения педагогических задач? Схема предполагает подбор оптимальных способов, благодаря которым можно разработать план действий, принять конкретное решение.

Педагогическую задачу можно рассматривать как систему специфического рода, которая является основной единицей педагогического процесса. Она обладает компонентами, сходными с педагогическим процессом: содержанием, средствами, участниками (педагогами и учениками).

этапы решения педагогических задач

Сущность и специфика педагогической задачи

Среди ее обязательных компонентов можно представить:

  • исходное состояние анализируемой задачи;
  • ее требования (модель).

Основными этапами решения педагогической задачи являются:

  • осмысление;
  • подбор средств и методов;
  • составление плана действий;
  • подведение итогов.

В рамках педагогического процесса предметом могут быть материальные (внешность, физические данные) и идеальные (отношения, деловые и личностные навыки) субстанции, для которых выделяют количественные и качественные изменения.

Под педагогической задачей подразумевают понимание осмысленной педагогической ситуации с выделенной целью, которая способствует познанию и преобразованию существующей реальности. Она является результатом осознания субъектом предназначения образования, условий достижения цели, важности выполнения профессиональных действий, принятия их к реализации.

Отметим, что любая педагогическая ситуация имеет проблемный вид. Цель, которая поставлена педагогом перед школьником, впоследствии формируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Появление задачи связано с переводом ребенка из одного состояния в иное.

Специфика педагогической задачи состоит в том, что при ее анализе невозможно в полной мере абстрагироваться от характеристики субъектов, которые занимаются ее решением.

Последовательность этапов решения педагогической задачи зависит от ее особенностей, а также от индивидуальных характеристик субъектов, участвующих в образовательном процессе.

этапами решения задачи являются

Типы педагогических задач

В зависимости от временных рамок выделяют три крупные группы педагогических задач: тактические, стратегические, оперативные. Стратегические можно считать «сверхзадачами». Они исходят из главной цели образования, формируются в качестве представлений об основной культуре человека, выступающей предметом педагогических задач. Они задаются извне, отражают объективные потребности развития общества. Именно по ним определяют первоначальные цели и конечные результаты педагогической работы.

В реальном образовательном процессе стратегические задачи преобразуются в тактические. Имея направленность на конечный результат образования, они определяют этапы решения педагогических задач. Оперативные задачи являются ближайшими, текущими проблемами. Они появляются перед педагогом в конкретный момент его работы.

Прогностический этап решения педагогических задач предполагает подведение школьников к их осознанию, значимости. Дидактические задачи непосредственно связаны с учебной и познавательной деятельностью.

современные подходы в педагогике

Воспитательные

Учитывая специфику воспитательной деятельности, насыщенность внеурочной работы, воспитательные задачи были выделены в отдельную категорию. Воспитательный процесс должен способствовать подготовке школьников к решению тех многочисленных проблем, которые они будут решать в своей повседневной жизни.

Основные этапы решения педагогических задач связаны в этом случае с развитием личности через общение и активную деятельность. Воспитание классифицируют как поощрение самостоятельного поиска решения задач школьниками, что является стимулом их самостоятельного развития.

прогностический этап решения задач

Категории действий

Этапы решения педагогических задач предполагают несколько категорий действий. Первую группу составляют учебные действия, направленные на решение определенных проблем. Вторая группа представляет собой те действия, которые школьник должен научиться выполнять, чтобы решать критериальные задачи.

Первый этап решения любой педагогической задачи предполагает ее анализ. При успешном овладении учащимися методами решения можно достигнуть цели обучения. В рамках отдельных учебных дисциплин описание подобных задач выражается в виде требований к основным умениям и навыкам обучающихся.

Задачи на ценностную ориентировку

Основные этапы решения педагогических задач направлены на формирование в подрастающем поколении познавательного интереса к изучаемым учебным дисциплинам. Задачи на ценностную ориентировку содержат в себе проблемные ситуации, которые связаны с нравственным выбором.

этапы решения схема

Этапы решения педагогических ситуаций

Процессуальный этап решения педагогических задач является сложным с психологической точки зрения. От правильности выбора способа поведения зависит формирование у школьников способности противостоять различным негативным факторам, появляющимся при жизни в обществе.

Независимо от класса, уровня сложности и типа все педагогические задачи обладают одним общим свойством, связанным с тем, что они представляют собой задачи социального управления. Первым этапом решения педагогической задачи является постановка ее на базе анализа этой ситуации, а также изучения конкретных условий.

Затем идет конструирование способа педагогического воздействия (взаимодействия). Этапы решения педагогических задач: прогностический, аналитический переходит в реализацию плана в реальность, подведение итогов.

В теории различают способы и процесс решения вопросов. Под способами понимают некоторую систему последовательно проводимых процедур, которые приводят к решению конкретной задачи. Он может обладать алгоритмическим и квазиалгоритмическим видом с учетом степени жесткости детерминации следующих операций. Большая часть педагогических задач решается творческим путем. На каждом этапе присутствует диалектика взаимных переходов практического и теоретического мышления.

Диагностика состоит в анализе индивидуального либо группового поступка, коллектива и личности, на базе чего прогнозируются результаты воспитания и обучения, рассматриваются возможные ошибки и трудности школьников, их реакции на действия педагогов.

После теоретического разрешения педагогической задачи возникает следующий этап – ее реализацию на практике. В этот момент теоретическое мышление играет второстепенную роль, осуществляя функции корригирования и регулирования, при помощи которых осуществляется перестройка педагогического процесса на базе непрерывно поступающей информации.

Завершается решение педагогической задачи возвращением теоретического мышления на основные позиции. Тут определяется итоговая оценка и осуществляется учет полученных результатов на базе сопоставления с существующей моделью предполагаемого результата. Их сопоставляют с базой для теоретического обоснования проблемы и решения следующей задачи.

специфика педагогического подхода

Успешность деятельности педагога

Она зависит от того, насколько учитель способен связывать решение оперативных задач со стратегическими и тактическими аспектами. В ином случае все задачи решатся по отдельности. Профессионализм решения педагогических задач разной степени сложности базируется на знании возрастной психологии детей, принципов коллективной жизни, учете индивидуальных и возрастных особенностей школьников.

Основной предпосылкой продуктивного профессионального решения педагогической задачи независимо от применяемой технологии считается активное взаимодействие воспитанников и педагога (наставника).

Тенденции современного образовательного пространства

Современная педагогика систематически прогрессирует и развивается. Модернизируются взгляды на методы, средства воспитания и обучения, они приобретают более эффективный и гуманный характер.

В школьное воспитание введена дифференциация и индивидуализация обучения. Среди проявлений экспериментальной педагогики можно выделить появление открытых школ. Программа в подобных учебных заведениях направлена на взаимосвязь школьников в ходе обучения с окружающим миром, развитие самостоятельности, воспитание толерантности.

Появились и такие школы, которые ориентированы на гуманизацию отношений всех участников учебного и воспитательного процесса. В феноменологической концепции в центре внимания процесса обучения появляется личность, индивидуальность.

Виды дидактики

В настоящее время в дидактике есть три направления: рационалистическое, традиционное, феноменологическое.

При нестандартном взгляде на обучение идет речь о феноменологической концепции, предполагающей постановку в центре внимания личности воспитанника с его индивидуальными психологическими особенностями, способностями, склонностями, интересами.

современная педагогика

Заключение

В теории воспитания и обучения выделяют два различных направления: психологическое и социальное. Во втором варианте в качестве основы воспитания выступает социальная среда человека, а в первом случае учитываются биологические и психологические процессы и особенности, которые сопровождают развитие и совершенствование личности человека.

В современной педагогике в качестве первоочередных задач выступает формирование толерантной личности, которая уважительно относится к религии, традициям других национальностей.

Отдельное внимание уделяется нравственному воспитанию, ориентации воспитательного процесса на мирное сотрудничество, спокойное разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Реализуются проекты, которые направлены на интернациональное эффективное воспитание, политическое воспитание, которое призвано сформировать некоторые патриотические чувства и ответственность за судьбу собственного государства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.