Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

 

Понятие «мелкая моторика» можно заменить на «ловкость пальчиков», то есть способность ребенка производить пальцами рук и даже ног целенаправленные скоординированные движения, выполняя тонкую работу. Примером такой моторики является сборка мелких деталей, вязание, застегивание пуговиц, шнурование ботинок и многие другие действия.

Некоторые могут спросить: а зачем ее развивать? Малыш подрастет и сам научится обуваться, одеваться, а вязание ему и вовсе ни к чему. Дело тут не в вязании, а в том, что в пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего малыша не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов он получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности. Развитие мелкой моторики оказывает прямое влияние на то, как быстро и насколько правильно ребенок начнет разговаривать. Оказывается, в нашем головном мозге центры, которые отвечают за речь и за движение пальцев расположены совсем рядом, то есть, одно влияет на другое.

Начинать развитие мелкой моторики следует с первых дней жизни малыша.

Делается это с помощью заботливых маминых рук. Крохе нужно несколько раз в день по минутке-две гладить пальчики и ладошки, приговаривая при этом ласковые слова. В дальнейшем процедура массажа доводится до пяти минут. К поглаживанию постепенно добавляется сгибание и разгибание пальчиков. Помимо такого нехитрого упражнения на развитие мелкой моторики, можно использовать так называемые мамабусы. Это украшение из крупных деревянных бусин мамочка надевает себе на шею во время кормления, и малыш с интересом перебирает их пальчиками.

Когда ребенок дорастет до пяти-семи месяцев, можно добавить в процесс гимнастики пальчиков элементы игры. Всем известная считалка «сорока-ворона», которая вкусную кашку варила, малых деток кормила. Во время этих слов мама водит пальцем по ладони малыша. При словах «этому дала» один пальчик загибается. И так до последнего пальчика. В таком возрасте полезно давать ребенку в руки различные предметы, объясняя их элементарное значение или свойство. Например, платочек. Он мягкий, его можно скрутить и сжать. Им вытирают нос. Или ложка (деревянная). Она твердая и теплая. Ею кушают кашу. Расческа для расчесывания. Ребенку шести-семи месяцев очень нравится «причесывать» и себя, и маму.

К году развитие мелкой моторики можно проводить с помощью нехитрых игрушек, таких как пирамидки, кубики, планшеты с деревянными гвоздиками, на которые малыш будет цеплять колечки.

К полутора годам игры на развитие мелкой моторики нужно усложнять, добавив к ним лепку из пластилина, плетенку, шнуровку. Пластилин желательно брать баночный, специально предназначенный для таких маленьких детей. Он не липнет к коже рук, не пачкается. В возрасте полутора-двух лет можно привлечь ребенка к занятиям с крупами. Это не значит, что его надо посадить перебирать мешок гречки. Упражнения с крупами и с фасолью проводятся в игровой форме. Фасолинки перекладываются из одной баночки в другую. Крупинки высыпаются на поднос или большую тарелку и ребенок пальчиками рисует в ней разные фигурки. Еще вариант – в крупу прячется мелкий предмет и ребенку предлагается его отыскать. Дома в повседневной жизни можно найти много предметов для развивающих моторику игр с ребенком. Это и прищепки, которые нужно прищепить на веревочку, и платочки, которые следует спрятать в кулачке, и пуговицы, которые необходимо разложить на кучки по цвету или размеру.

Кроме таких обычных вещей можно покупать различные игры. Их существует великое множество, для каждого возраста свои. Простые и сложные лабиринты из проволочек с бусинками, мозаика, пазлы, пластмассовые и металлические конструкторы, книжки-шнуровки. Своевременное и правильное развитие мелкой моторики поможет вашему ребенку быстрее научиться разговаривать, легче освоить технику письма, свободнее излагать свои мысли, а значит, легче адаптироваться к школе и в дальнейшем показывать в учении хорошие результаты.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.