Большая часть населения исповедует ислам и признает его, как неотъемлемую часть своей культуры. Государственной религии в Туркменистане нет, а в конституции страны предусматривается свобода веры. Хотя ислам и распространен, отмечается низкая, по отношению к другим странам, приверженность к религии. Мусульмане в Туркменистане не так строго посещают службы, но признают необходимость восстановления значимости языка, как важного элемента возрождения страны.
Религиозная демография
Рассматривая религию Туркменистана в процентах, стоит отметить, что ислам имеет самую широкую долю населения страны - 89%. Суннитский ислам - самая практикуемая ветвь среди мусульман в стране. Религия меньшинства в Туркменистане - христианство с 9%. Другие верования в стране составляют лишь 2% населения.
Появление многих верований можно соотнести с европейской иммиграцией 20-го века в Туркменистан. Значительную численность переселенцев составляют русские, армяне, поляки и немцы. Большинство этих иммигрантов считают себя православными христианами, католиками или лютеранами. Меньшие христианские общины - Свидетели Иеговы, баптисты и пятидесятники.
История ислама в Туркменистане
До появления ислама в религиях Туркменистана, он, как и многие его соседи из Центральной Азии, имел буддизм, зороастризм и христианство как доминирующие вероисповедания. Суфийским шейхам было поручено распространение ислама и введение его в страну. Их приняли как «основателей» определенных этнических групп или кланов, что впоследствии заложило основу крайне локализованных изменений в религии Туркменистана на какое-то время. Часть туркменской племенной структуры - это святое племя, называемое övlat. Шесть из святых племен являются действующими, и каждое из них, как полагают, прослеживает свое происхождение к Пророку Мухаммаду через одного из халифов. Члены övlat сохраняют определенный уровень духовной власти на сегодняшний день.
Ислам в Туркменистане был сильно подавлен в советское время при атеистических доктринах. Мечети по всей стране были закрыты, и власть запретила различные исламские обычаи. Только в 1990 году в независимом Туркменистане начали возрождать религию. Ислам изучался в образовательных учреждениях, а по всей стране происходило возведение мечетей и религиозных школ.
Религия в Туркменистане со временем превратилась в смесь суннитского ислама, суфийского мистицизма и зороастризма, а также шаманских традиций. Такие шаманские обычаи включают широко распространенные убеждения в ворожбе, сглазе и амулетах. Шиитский ислам, в основном, практикуется иммигрантами, такими как иранцы и курды.
Современный ислам
Нынешнее правительство контролирует официальный ислам через структуру, унаследованную от советского периода. Мусульманский религиозный совет Туркменистана вместе с Узбекистаном представляет собой мусульманское религиозное управление Мавараннахра. Он был основан в Ташкенте и оказывает значительное влияние на назначения религиозных лидеров в стране. Руководящий орган исламских судей (Казиат) зарегистрирован в Министерстве юстиции Туркменистана, а совет по делам религий при Кабинете министров следит за деятельностью клира. Лица, желающие стать членами официального духовенства, должны посещать официальные религиозные учреждения; однако некоторые из них могут доказать свою квалификацию, просто сдав экзамен.
С 1990 года предпринимаются усилия по восстановлению части культурного наследия, утраченного при советской власти. Президент Ниязов приказал, чтобы основные исламские принципы преподавались в государственных школах. Появились больше религиозных учреждений, в том числе школ и мечетей, многие из которых созданы при поддержке Саудовской Аравии, Кувейта и Турции. Религиозные классы проводятся с преподаванием Корана и хадиса, а также истории ислама на арабском языке.
Некоторые государственные лидеры и учителя, работающие вне официальной структуры, пообещали повысить осведомленность населения об Исламе, расширить роль религии в обществе и усилить приверженность его принципам. Встревоженные, что такая активизация может усугубить напряженность между суннитами и шиитами и особенно отчуждать православных славян, правительство разработало планы по повышению Совета религиозных дел до статуса министерства в целях более строгого регулирования религиозной деятельности
Свобода религии в стране
Туркменистан является мирным государством и обеспечивает свободу религии для своих граждан. Но незарегистрированная религиозная деятельность является незаконной, в том числе создание мест поклонения (алтарей), проведение богослужений и распространение религиозных материалов. Вся религиозная деятельность в стране проверяется и контролируется Советом по делам религий (CRA).
Религиозные группы меньшинств не имеют представительства в Совете, что препятствует и затрудняет их деятельность и получение разрешения на нее в CRA. В СМИ сообщалось, что незарегистрированные религиозные группы подвергались преследованиям, штрафам, тюремному заключению и депортации. Этнические туркмены, которых обращают в другие религии, сталкиваются с самым высоким уровнем социальных проблем. Религиозный ландшафт Туркменистана относительно неблагоприятен для меньшинств.
Религия и закон
Уголовные и административные кодексы запрещают преследования в отношении зарегистрированных религиозных групп, но запрет не распространяется на незарегистрированные. Власти обычно не применяют его из-за отсутствия сообщений от зарегистрированных религиозных групп, которые выразили озабоченность в связи с тем, что власти увеличили преследование или контроль за их деятельностью. Административный кодекс предусматривает наказание в размере 200-500 манатов (70-176 долларов США) для должностных лиц, нарушающих право человека на свободу поклонения или воздержания от оного, а также штрафы в размере до 10 000 манатов (3 521 доллар США) за религиозные группы, получающие несанкционированные пожертвования из-за пределов страны.
Мистицизм и сила амулетов
Туркмены верят в заговоры и амулеты, которые они считают наделенными особыми магическими силами. Считается, что бусины, птичьи перья, рога баранов и другие предметы способны отгонять злых духов, вызывать добрых и защищать своих владельцев от различных неприятностей и несчастий. Эти вещицы могут быть в форме глаза, сердца, головы змеи, маленьких раковин или жуков-скарабеев. Амулеты и талисманы, и связанные с ними изображения встречаются в коврах, вышивке и одежде, а также ювелирных изделиях.
Волшебные силы приписывались определенным видам фруктов, семян и зерен в течение сотен лет. Одним из самых ранних амулетов было ожерелье из семян джиды, граната, фисташки и гвоздики. Согласно древним убеждениям, сильный запах этих растений мог защитить владельца от сглаза, а женщина, одетая в такое ожерелье, могла быстро забеременеть.