Дошкольники познают мир через игру. Им нравится соревноваться друг с другом, спасать зверят, попавших в беду, собирать головоломки и отгадывать загадки. Одновременно с этим они получают необходимые знания об окружающем мире, учатся считать, читать, сравнивать предметы. Дидактическим играм для детей отводится важное место в дошкольном образовании. Охотно включаясь в них, малыши развивают свои способности, преодолевают первые трудности и активно готовятся к поступлению в школу.
Определение
Дидактическая игра сочетает в себе два начала: обучающее и занимательное. Она состоит из следующих компонентов:
- Познавательная задача, которая для детей формулируется как игровая ("Собери картинку", "С какого дерева улетел лист?", "Продолжи орнамент"). Войдя в воображаемую ситуацию, ребенок с радостью включается в рабочий процесс.
- Содержание. Оно может быть самым разнообразным. Игры формируют у детей математические представления и сенсорные эталоны, развивают речь, музыкальный слух, знакомят с природными закономерностями.
- Игровые действия, которые призваны вызвать у ребенка радость, интерес. Одновременно они развивают детские способности, навыки и умения.
- Заданные правила. Их задача - направить внимание играющих на выполнение определенной цели, а также регулировать их взаимоотношения друг с другом.
- Подведение итогов. Это может быть устная похвала педагога, подсчет очков, выявление победителя.
Цели дидактических игр
Ребятишкам нравится собирать пазлы, играть в лото и домино, проходить лабиринты, раскрашивать картинки. Для них это интересная забава. На самом деле цели дидактических игр намного серьезнее. Участвуя в них, дети:
- развивают логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
- получают и учатся применять на практике элементарные знания;
- обогащают словарный запас, учатся общаться, выражать свои мысли;
- привыкают соблюдать правила, регулировать свое поведение усилием воли;
- формируют нравственные качества: справедливость, сочувствие, уступчивость, упорство;
- учатся адекватно реагировать на победы и поражения;
- развивают мелкую моторику рук, получают положительные эмоции.
Классификация
В педагогике выделяют следующие виды дидактических игр:
- Настольно-печатные. К ним относятся парные и разрезные картинки, лото, паззлы, домино, тематические игры ("Чей детеныш?", "Третий лишний", "Когда так бывает?"), мозаики, шашки, складные кубики. Их особенность - опора на визуальное восприятие информации ребятишками.
- Игры с предметами. Они широко используются при занятиях с детьми младшего дошкольного возраста. Малыши учатся манипулировать игрушками, природными материалами, реальными предметами. Одновременно они знакомятся с понятиями размера (матрешка), формы (сортер), цвета и т. д.
- Дидактические игры по развитию речи. Они предполагают решение задач на мыслительном плане, без опоры на наглядность. Дети должны использовать имеющиеся у них знания в новых обстоятельствах: угадать, какое животное описывается; быстро группировать предметы ("Съедобное-несъедобное"); подобрать нужное слово ("Скажи наоборот").
Применение в ДОУ
Познание окружающего мира - естественное стремление дошкольников. В своих играх они воссоздают реальный мир, учатся действовать, подражая взрослым. При этом возникает живой интерес, активизируются психические процессы. Дидактическая игра, по ФГОС, отвечает возрастным потребностям ребенка. Она является необходимым компонентом в образовательном процессе. При этом важная роль отводится педагогу.
Задача воспитателя - заинтересовать ребятишек игрой. Для этого используются различные сказочные персонажи ("Герои заблудились"), сюрпризный момент ("Кто спрятался внутри матрешки?"), воображаемые ситуации ("Снеговик не может подобрать пару своей варежке"). Во время игры поддерживается радостный тон, поощряется использование шуток. Дети не должны ощущать, что их целенаправленно обучают чему-то, иначе рождается протест. Также им важен эффект новизны, постоянное усложнение поставленных задач.
Игры с предметами и игрушками
Малыши увлеченно собирают пирамидки, строят башни из кубиков и конструктора, выкладывают фигурки из счетных палочек и шнурков, считают шишки, ищут фасоль в песке. Одновременно они учатся сравнивать предметы по разным признакам, самостоятельно определять правильную последовательность действий. Подобные дидактические игры для дошкольников особенно важны в младшей и средней группах.
Дети 2-3 лет оперируют предметами, резко отличающимися друг от друга. В средней группе задачи усложняются. На этом возрастном этапе разница между игровым материалом становится не так очевидна. Активно тренируется память: ребятишки должны посмотреть на игрушку несколько секунд и найти такую же, заметить, какой предмет исчез или поменял свое местоположение. Дети учатся нанизывать бусины, справляться со шнуровками, собирать из частей целое, выкладывать узоры.
Широко применяются сюжетно-дидактические игры. Так, изображая покупателей и продавцов, дети закрепляют знания о фруктах и овощах, учатся считать, различать цвета ("Дайте мне одно зеленое яблоко").
Настольно-печатные игры
В них с удовольствием играют дети разных возрастов. Часто правила предполагают участие нескольких ребятишек. Можно выделить следующие виды дидактических игр для дошкольников:
- Подбор парных картинок. Для малышей это будут одинаковые изображения. Старшим дошкольникам дают более сложное задание. Например, найти картинки с таким же количеством предметов, не обращая внимания на их цвет, размер, форму и т. д. Сюда также можно отнести популярные игры в лото, домино.
- Нахождение изображений, объединенных общим признаком ("Что выросло в саду, а что - в огороде?"). Подобные игры могут быть посвящены самым разнообразным темам.
- "Что изменилось?". Дети запоминают содержание, количество, а также расположение картинок. Им нужно заметить внесенные педагогом изменения.
- Складывание разрезанных картинок, пазлов.
- Показ нарисованного предмета или действия с помощью жестов, мимики, звукового подражания. При этом остальные участники игры должны догадаться, о чем идет речь.
- Прохождение лабиринта несколькими участниками с передвижением фишек по полю, бросанием игрального кубика, соблюдением предложенных правил.
Дидактические игры по развитию речи
Они учат дошкольников внимательно слушать других, применять знания, ориентируясь на поставленную задачу, быстро подбирать ответ, четко формулировать свои мысли. Проведение подобных дидактических игр в старшей группе способствует подготовке ребятишек к предстоящему обучению в школе.
Условно все словесные забавы можно разделить на 4 группы:
- Игры, которые учат детей выделять существенные признаки явлений, предметов. Сюда относятся всевозможные загадки, когда по описанию надо узнать животное, человека, игрушку и т. д.
- Игры, формирующие у детей умения сравнивать предметы, находить алогизмы, строить правильные умозаключения ("Небылицы", "Что общего у дня и ночи?").
- Игры, формирующие навыки обобщения и классификации ("Как сказать одним словом?", "Я знаю 5 названий").
- Развлечения, развивающие внимание, выдержку, скорость реакции и чувство юмора ("В черно-белом не ходить", "Летает-не летает").
Компьютерные игры
Информационные технологии в настоящее время применяются повсеместно. Неудивительно, что в детских садах активно пропагандируется использование дидактических игр нового типа. Игры на компьютере очень интересны современным малышам, представляют учебный материал в ярком, необычном виде. Все это помогает быстро запомнить его.
Ребенку нужно нажимать на клавиши, щелкать мышкой по экрану, одновременно наблюдая за меняющимися картинками. Так развивается навык предвосхищения своих действий, скорость реакции. Решать занимательные задачи ребенку приходится самостоятельно, при этом появляется возможность индивидуализировать обучение. Малыши чувствуют себя свободно, не боятся ошибиться, осваивают азы компьютерной грамотности.
Однако нельзя допускать, чтобы игры у экрана были продолжительными. Дошкольники 5 лет могут проводить у компьютера до 20 минут в день, шестилетки - не более получаса.
Методика организации
Проведение игры в группе предполагает:
- Ознакомление ребятишек с используемыми предметами, картинками, организацию краткой беседы по их содержанию.
- Объяснение правил.
- Демонстрацию игровых действий.
- Определение роли педагога. Он может стать равноправным участником игры, болельщиком или судьей.
- Подведение итогов, настрой на радостное ожидание следующей игры.
Руководя детскими играми, воспитатель учитывает возрастные особенности ребятишек. Младшие дошкольники плохо понимают словесное объяснение, поэтому его сопровождают показом. Большое значение имеет сюрпризный момент. Педагог активно участвует в игре, показывает пример, создает радостную атмосферу.
В средней группе воспитатель учит детей играть вместе, следит за соблюдением правил, дает советы в случае затруднения. Дидактические игры в старшей группе предполагают самостоятельные действия детей, которые предваряет словесное объяснение правил. Педагог поощряет проявление доброжелательности, взаимопомощи, вмешивается в случае возникновения конфликтной ситуации.
Дидактическая игра для детей - это практическая деятельность, в процессе которой они учатся применять свои знания, ориентироваться в меняющихся условиях. Одновременно развиваются любознательность, психические процессы и умение контролировать свое поведение, что обязательно пригодится при поступлении в первый класс.