Элизабет Сиддал: биография с фото

Элизабет Сиддал - известная английская натурщица, художница и поэт. Она оказала огромное влияние на художников прерафаэлитов, ее изображение можно увидеть практически на всех портретах Данте Россети, часто позировала Уильяму Ханту, Уолтеру Девереллу, Джону Милле. Самая известная картина, на которой ее можно увидеть, это полотно Джона Милле "Офелия".

Биография

Судьба Элизабет Сиддал

Элизабет Сиддал родилась в 1829 году. Она появилась на свет в Лондоне в многодетной семье рабочего, который приехал из Шеффилда. Дата рождения Элизабет Сиддал - 25 июля.

С раннего детства она начала работать: помогала матери в пошиве дешевых платьев.

В 18 лет поступила в шляпный магазин в районе Ковент-Гарден британской столицы. Именно здесь произошла ее судьбоносная встреча с художником Уолтером Хоуэллом Девереллем.

Встреча с живописцем

Двенадцатая ночь

Карьеры натурщицы началась для Элизабет Сиддал в 1849 году, когда в шляпном магазине ее увидел Деверелл. Он был сильно потрясен ее выдающейся и нестандартной внешностью, необычной красотой. Живописец сразу отправился к ее матери, после долгих уговоров убедил позволить Элизабет позировать для него.

Впервые моделью Элизабет Сиддал (фото вы найдете в этой статье) стала при работе над самой известной картиной Деверелла "Двенадцатая ночь". Она была написана по мотивам произведения Шекспира.

Работу над ней Деверелл закончил в 1850 году, а через четыре года скончался в возрасте 26 лет.

Муза прерафаэлитов

Натурщица Элизабет Сиддал

Элизабет Сиддал (фото знаменитой натурщицы не сохранились, но картины с ее изображениями представлены в этой статье) стала настоящей музой для прерафаэлитов. Рыжеволосая и бледная Элизабет олицетворяла своим образом тип женщины кватроченто, то есть периода, соответствующего раннему Возрождению.

Для членов братства прерафаэлитов Элизабет Сиддал стала настоящей музой. Многие из них в своем творчестве отказывались от академических условностей в поисках новых образов. Облик Сиддал многим помогал при создании своих шедевров.

Сами художники-прерафаэлиты утверждали, что хотят в своем творчестве открыть "новое дыхание". Они намеренно отказывались от ангельских лиц с тонкими чертами лица, напомаженных и излишне изнеженных дам. Образом британской модели Элизабет Сиддал они были просто заворожены, она стала для многих источником вдохновения, важным открытием в их творчестве.

Образ Офелии

Картина Офелия

Самая известная картина, на которой изображена Сиддал, это полотно Джона Милле "Офелия", завершенное в 1852 году. Сегодня оно выставлено в Королевской Академии художеств в Великобритании.

По сюжету трагедии Шекспира, Офелия была возлюбленной Гамлета. Узнав, что он убил Полония, ее отца, она помешалась и утопилась в реке. На картине Милле воспроизведена сцена, описанная матерью заглавного героя, в которой смерть Офелии предстает как несчастный случай.

В его работе Офелия изображена сразу же после падения в реку. Она наполовину погружена в воду, ее взгляд устремлен в небо, а раскрытые руки вызывают ассоциации с распятием Христа. Интересно, что многими современниками полотно интерпретировалось и как эротическое. Девушка медленно погружается в воду, окруженная цветущей и яркой природой, при этом на ее лице не отображается ни отчаяние, ни паника. Зритель понимает, что смерть героини неизбежна, но при этом у него возникает чувство, что время вокруг как будто замерло. Главная заслуга, которую отмечали поклонники Милле, заключалась в том, что ему удалось запечатлеть миг, который отделает жизнь от смерти.

Образ самой Офелии художник писал уже в своей студии после окончания работы над пейзажем. Это, кстати, было крайне необычно и нестандартно для того времени. Дело в том, что пейзажи считались менее важными, чем фигуры людей, поэтому, как правило, их оставляли на потом.

Платье для Офелии Милле купил за 4 фунта. В воспоминаниях он писал, что приобрел роскошный старинный женский наряд, украшенный цветочной вышивкой.

19-летняя модель Милле Элизабет Сиддал, биография которой рассказана в этом материале, по несколько часов лежала в наполненной ванне. Так как за окном была зима, ванну подогревали с помощью ламп, но девушка все ровно простудилась и серьезно заболела. Предположительно, это произошло из-за того, что лампы погасли в какой-то момент, а этого никто не заметил. Ее отец даже угрожал живописцу, что подаст на него в суд, если он не оплатит лечение. В результате художник выписал счет доктору на 50 фунтов.

Доктора прописали девушке препарат "Лауданум". Это опиумная настойка на спирту, которая активно применялась в медицине в то время. У англичанок в викторианскую эпоху оно считалось универсальным средством, причем и как успокоительное, и как снотворное. Считается, что наркотик, применяемый в лекарственных целях, окончательно подорвал и так слабое здоровое Элизабет.

Картина стала очень популярной у критиков и зрителей, принесла славу героине нашей статьи. Тогда все узнали, что Элизабет не только натурщица, но и сама рисует и пишет стихи.

Данте Россетти

Паоло и Франческа да Римини

В 1852 году 23-летняя Элизабет Сиддал (биографию с фото вы найдете в этой статье) в мастерской Милле познакомилась с художником Данте Габриэлем Россетти. Практически сразу они полюбили друг друга и начали вместе жить в отдельной квартире на Чэтэм Плейс. С тех пор Элизабет была постоянной моделью художника, ее изображение можно найти практически на всех его ранних портретах.

Считается, что страстная любовь к Элизабет вдохновила живописца на создание таких шедевров, как "Любовь Данте", "Паоло и Франческа да Римини". В то время он активно воплощал в своих картинах сюжеты любви Данте и Беатриче.

Поэзия и графика

Россетти всячески поощрял ее литературное творчество, а также занятия графикой, которые увлекали девушку. При этом стихи Сиддал никакого успеха не имели, а вот ее художественные работы со временем стали очень популярными. Влиятельный английский художник Джон Рескин даже назначил Элизабет стипендию, чтобы она продолжала творить, ни о чем не заботясь.

В результате Сиддал стала единственной женщиной, которая принимала участие в выставке прерафаэлитов, состоявшейся в 1857 году в Рассел-Плейс. На следующий год ее работы экспонировались в Америке на крупной выставке британского искусства. В 1859 году, совместно с Берн-Джонсом, Моррисом и Россетти, она оформляла дом супружеской пары Моррисов, ставший известным как Красный дом.

Личная жизнь

Биография Элизабет Сиддал

При этом в личных отношениях с Данте все было не безоблачно. Завести счастливую семью у Элизабет Сиддал так и не вышло. Преимущественно это произошло из-за того, что Россетти, даже несмотря на любовь и страсть к героине нашей статьи, не мог перестать заводить отношения с другими женщинами. В их числе были и весьма известные особы, например, натурщица Энни Миллер, которая была подругой Холмана Ханта, другая его модель Фанни Корнфорт, считавшаяся его любовницей на протяжении многих лет.

Отношения Россетти с Корнфорт и вовсе не были ни для кого тайной. После смерти Элизабет она даже переехала к художнику, оставаясь с ним до самой его кончины.

Биографы утверждают, что Россетти не мог с собой ничего поделать, продолжал изменять Элизабет, постоянно испытывая при этом муки совести. Видя постоянные измены любимого, героиня нашей статьи впала в депрессию, которая только усугубила ее болезненное состояние.

Болезнь

К началу 1860 году здоровье Сиддал заметно ухудшилось. Она тяжело заболела, только тогда Данте пообещал на ней жениться, как только ей станет лучше и она поправится. Их свадьба действительно состоялась 23 мая того же года.

В мае 1861-го у Элизабет появился на свет мертвый ребенок, после чего она впала в затяжную депрессию. Отношения с Данте все чаще основывались на ссорах и скандалах, у нее начались припадки помешательства, помутнения рассудка.

11 февраля 1862 году Элизабет скончалась от передозировки "Лауданумом". Этот препарат, который она принимала с тех пор, как сильно простудилась, позируя Милле. Очевидно, "лекарство", основанное на опиуме, подорвало ее слабое здоровье, да еще и вызвало зависимость, с которой она не смогла справиться. На тот момент Сиддал было всего 32 года.

Биографы до сих пор спорят о том, что стало причиной передозировки опасного препарата. Было ли это самоубийство или роковая ошибка, допущенная в состоянии беспамятства?

Память об Элизабет

Блаженная Беатриса

Россетти был свержен смертью своей жены. Эта новость потрясла его до глубины души. Все оставшиеся годы он сильно страдал, винил себя в том, что не смог построить счастливую жизнь со своей возлюбленной и музой. Из-за этого часто впадал в депрессию, его терзали угрызения совести, а по ночам мучили кошмары. Художник пристрастился к алкоголю и наркотикам, в которых находил временное и обманчивое утешение.

В память о своей жене с 1864 по 1870 годы он писал картину, известную под названием Beata Beatri, что в переводе означает "Блаженная Беатриса". На ней он изобразил Элизабет в образе Беатриче из сборника Данте Алигьери "Новая жизнь".

Со смертью жены связана и его последняя картина на дантовскую тематику "Сон Данте", которая была завершена в 1871 году.

На похоронах супруги удрученный Россетти положил в ее гроб рукописи своих стихов, дав клятву навсегда оставить поэзию. Через несколько лет он все-таки решился опубликовать подборку своих юношеских поэтических произведений. Чтобы их достать, могилу Элизабет на Хайгетском кладбище пришлось вскрыть. Книга вышла в 1870 году. Этот поступок тогда шокировал многих друзей и знакомых художника.

"Блаженная Беатриса"

Картина "Блаженная Беатриса", на которой изображена Сиддал, написана в технике масляной живописи. Это ее памятник, так задумывал свое творение сам художник. На картине Беатриче изображена в момент смерти, при этом сам Россетти ассоциировал себя с Данте, оплакивающим утрату.

Сейчас работа находится в лондонской галерее Тейт. Она проникнута символизмом. На ее ладони птица, которая считается вестницей смерти, а у нее в клюве цветок мака, что намекает на смерть Элизабет от передозировки опия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.