Что такое вариатор на автомобиле: краткое руководство для водителя

Многие автолюбители интересуются, что такое вариатор на автомобиле и как он работает. В этой статье мы разберем принцип работы вариатора, его преимущества и недостатки, рассмотрим основные виды вариаторов, дадим советы по выбору и эксплуатации автомобиля с вариаторной коробкой передач. Читайте дальше, чтобы стать экспертом в вариаторах!

Что такое вариатор: определение и особенности

Вариатор – это вид автоматической коробки передач, который обеспечивает бесступенчатое изменение передаточного числа в заданном диапазоне. Главное отличие вариатора от обычных автоматических трансмиссий в том, что здесь нет фиксированных передач и жесткого переключения между ними. Крутящий момент передается от двигателя к колесам плавно, за счет изменения диаметров шкивов и натяжения ремня или цепи между ними.

Первый патент на вариатор был получен еще в конце XIX века, но широко применять его на автомобилях стали только в 1990-2000-х годах. Сегодня вариаторы используются на многих легковых автомобилях из-за ряда преимуществ:

  • Плавное, бесступенчатое изменение скорости
  • Тихая работа без рывков и толчков
  • Высокий КПД и экономия топлива
  • Увеличение ресурса и срока службы трансмиссии

Однако есть и ограничения. Вариаторы обычно ставят на автомобили небольшой и средней мощности, до 200-250 л.с. При большей мощности двигателя нагрузка на вариатор чрезмерно возрастает, что снижает его ресурс.

Устройство и виды вариаторов

Рассмотрим устройство вариатора на примере самого распространенного типа - клиноременного. Он состоит из двух конических шкивов переменного диаметра и ремня, соединяющего эти шкивы. Шкивы могут сближаться и раздвигаться, изменяя таким образом диаметр их поверхности. Когда шкивы максимально сближены - передаточное число минимально, это низшая передача. Когда шкивы максимально раздвинуты - передаточное число максимально, это высшая передача.

Управление положением шкивов осуществляет электронный блок, который в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя плавно меняет передаточное отношение. Таким образом обеспечивается работа трансмиссии в оптимальном режиме.

Кроме клиноременного, существует цепной вариатор, где вместо ремня используется цепь. Он отличается большей надежностью и долговечностью. Также есть тороидальный вариатор, который более компактный и тихий, но сложнее в изготовлении.

Девушка за рулем

Плюсы и минусы вариаторной коробки передач

К достоинствам вариаторов можно отнести:

  • Плавное ускорение без рывков
  • Низкий расход топлива
  • Увеличенный ресурс трансмиссии
  • Простота конструкции и удобство эксплуатации

Однако у этого типа трансмиссии есть и недостатки:

  1. Высокая стоимость ремонта и обслуживания
  2. Ограничения по мощности двигателя
  3. Меньшая надежность по сравнению с "автоматом"
  4. Невозможность буксировки при поломке

По мнению экспертов, ресурс вариаторов обычно не превышает 150-200 тыс. км пробега. После этого требуется дорогостоящий ремонт или замена. По надежности вариаторы по-прежнему уступают классическим гидромеханическим автоматам.

Рекомендации по выбору автомобиля с вариатором

При выборе автомобиля с вариаторной трансмиссией стоит обращать внимание на следующие моменты:

  • Мощность двигателя - не более 200-250 л.с.
  • Наличие гарантии на CVT не менее 5 лет
  • Хорошая звукоизоляция салона
  • Качество и стоимость обслуживания у официального дилера

Из новых автомобилей с вариатором можно порекомендовать Nissan Qashqai, Renault Kaptur, Kia Rio. Из подержанных - варианты не старше 5 лет пробегом до 100 тыс. км. Обязательно нужно делать тест-драйв и проверять техническое состояние трансмиссии.

При покупке подержанного автомобиля с вариатором стоит быть предельно внимательным - многие продавцы могут скрывать проблемы с CVT. Обязательно проверьте состояние и уровень масла, плавность работы на разных скоростях, отсутствие посторонних звуков.

В целом, выбирая автомобиль с вариатором, нужно быть готовым к повышенным затратам на обслуживание и возможным проблемам после истечения гарантийного срока.

Эксплуатация и обслуживание вариатора

Чтобы обеспечить максимальный срок службы вариатора, важно правильно его эксплуатировать и своевременно проводить техническое обслуживание.

При вождении автомобиля с вариатором рекомендуется:

  • Плавно разгоняться, без резких стартов
  • Не допускать длительной пробуксовки колес
  • Избегать перегрева трансмиссии
  • Не перегружать автомобиль и вариатор
  • Выбирать подходящий режим вождения и не форсировать обороты двигателя

Регулярно нужно проверять уровень трансмиссионной жидкости в вариаторе и менять ее согласно регламенту производителя (как правило, каждые 60-80 тыс. км).

Двигатель с подписями

Замена масла в вариаторе

Замену масла в вариаторе рекомендуется делать в специализированном сервисе, но можно и самостоятельно, если есть необходимый инструмент и навыки. Последовательность действий:

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры и поднять автомобиль домкратом
  2. Слить старое масло через сливное отверстие
  3. Залить новое масло через заливное отверстие, количество согласно инструкции
  4. Прокачать систему, включая передачи на холостом ходу
  5. Проверить уровень масла, долить при необходимости

Важно использовать только рекомендованное производителем масло для вариаторов. Обычная ATF жидкость здесь не подойдет.

Неисправности вариатора и их признаки

Основные неисправности вариатора и способы их определения:

  • Повышенный шум - проверить уровень и состояние масла
  • Вибрации - износ подшипников или деформация ремня
  • Рывки при трогании - низкое давление масла, износ насоса
  • Перегрев - устранить причины, заменить масло

При появлении первых признаков неисправностей следует обратиться в сервис для диагностики и решения проблемы.

Ремонт вариатора

Ремонт вариатора - достаточно сложная процедура, которая включает в себя:

  • Демонтаж и разборку вариатора
  • Замену изношенных деталей (ремня, шкивов, насоса)
  • Сборку и установку вариатора
  • Настройку и тестирование

Стоимость ремонта вариатора может составлять 30-60% от цены нового. Поэтому часто дешевле и надежнее установить новый вариатор, чем ремонтировать старый.

Выбор масла для вариатора

При выборе трансмиссионной жидкости для вариатора важно обращать внимание на следующие характеристики:

  • Соответствие спецификации производителя
  • Вязкость и текучесть при низких температурах
  • Стабильность характеристик при эксплуатации
  • Защита от износа и перегрева
  • Совместимость с материалами уплотнений

Лучше выбирать масла от известных производителей, например, Liqui Moly, Castrol, Shell. Не стоит экономить на качестве масла для вариатора.

Перегрев вариатора

Чтобы избежать перегрева вариатора, рекомендуется:

  • Не эксплуатировать авто с недостатком масла в вариаторе
  • Использовать рекомендованное масло хорошего качества
  • Следить за чистотой радиатора охлаждения
  • Избегать пробуксовки колес и длительных пробегов на низких передачах
  • Не перегружать автомобиль

При появлении признаков перегрева (вибрация, шум) нужно срочно остановиться и дать вариатору остыть. После этого обязательно заменить масло.

Покупка бу автомобиля с вариатором

При покупке подержанного автомобиля с вариатором важно:

  • Проверить историю техобслуживания и ремонтов
  • Оценить качество и количество масла в вариаторе
  • Сделать пробную поездку, проверив работу трансмиссии
  • Осмотреть вариатор на предмет подтеков и внешних повреждений

Оптимальный вариант - автомобиль не старше 5 лет с пробегом 50-70 тыс. км и полностью подтвержденной историей.

Продление срока службы вариатора

Чтобы максимально продлить срок службы вариатора, нужно:

  • Соблюдать правила эксплуатации и рекомендации производителя
  • Регулярно менять качественное масло
  • Не допускать работы на низком уровне или изношенном масле
  • Избегать перегрева и сильных нагрузок
  • Своевременно реагировать на неисправности

При правильном и аккуратном использовании ресурс вариатора может составить 150-200 тыс. км пробега и более.

Сравнение вариаторов разных производителей

Среди популярных производителей вариаторов можно выделить:

  • Jatco (Япония) - устанавливаются на Nissan, Mitsubishi, Suzuki
  • Aisin (Япония) - Toyota, Volkswagen, Volvo
  • Bosch (Германия) - Mercedes-Benz, BMW, Renault
  • Punch Powertrain (Бельгия) - Ford, Chevrolet, Hyundai

По качеству и надежности лидируют японские производители Jatco и Aisin. На втором месте Bosch и Punch Powertrain. При прочих равных условиях предпочтение лучше отдать автомобилям с вариатором от Jatco или Aisin.

Тюнинг вариатора

Возможности тюнинга вариатора довольно ограничены. Рекомендуется:

  • Установка высокопрочного ремня
  • Замена шкивов на износостойкие
  • Установка масляного радиатора
  • Перепрограммирование TCU
  • Установка адаптера и более мощного масляного насоса

Это поможет немного повысить максимальный крутящий момент. Однако вариатор остается слабым звеном при серьезном тюнинге - лучше выбрать автомат или "механику".

Вариатор на классических автомобилях

Установка вариатора на классический автомобиль требует:

  • Адаптации коробки под двигатель
  • Изготовления кронштейнов
  • Подбора и изготовления карданного вала
  • Настройки блока управления под параметры двигателя

Это сложная и дорогая процедура. Лучше сохранить оригинальную коробку или заменить на современный автомат.

Перспективы развития вариаторов

Среди перспектив развития вариаторов можно отметить:

  • Повышение надежности и ресурса
  • Расширение диапазона крутящего момента
  • Улучшение управляющих алгоритмов
  • Снижение стоимости производства и обслуживания
  • Гибридизация с электродвигателями

Вариаторы будут совершенствоваться и занимать нишу бюджетных и компактных трансмиссий для небольших автомобилей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.