Синергетика в философии, ее прошлое, настоящее и будущее

Слово «синергетика» обязано своим происхождением древнегреческому «сенергейя», что означает содействие, сотрудничество и соучастие. Синергетика изучает так называемое, междисциплинарное, не относящееся к какой-то определенной науке направление исследований, которое осваивает общие процессы переходов хаоса в упорядоченное состояние и обратно. Она также используется в химии, физике, биологии, экологии, социальных и множестве других наук.

Основные понятия синергетики были введены в употребление немецким физиком Германом Хакеном в семидесятых годах прошлого века, хотя сам термин был создан английским физиологом Шерингтоном еще в девятнадцатом веке. В своей давно ставшей классикой работе "Синергетика" Хакен отмечал, что для многих дисциплин кооперация разных частей одной системы всегда приводит к созданию макроскопических структур или функций, которые впоследствии вызывают изменения, ведущие к самоорганизации.

Синергетика в философии, социальных и естественных науках занимается системным подходом и утверждает, что помимо пространства и времени объекты постоянно находятся в некой определенной взаимосвязи, что вызывает появление новых свойств, которыми объекты сами по себе не обладают.

Всего каких-нибудь два десятилетия тому назад синергетика являлась игрушкой разума для физиков-теоретиков, еще 10 лет спустя этот подход помог экспериментально выявить немало замечательных явлений, а сейчас он делается основой для передовых технологий, постоянно используется в стратегическом планировании, способствует созданию компьютерных моделей, где отображается синергетика в философии, социологии, психологии, биологии и многих других областях.

Однако с началом использования основных понятий синергетики создалось противоестественное противоречие между ясными и красивыми общими понятиями и сложностью их употребления в каких-либо конкретных системах. За простоту и единство воззрений синергетики ее сторонникам сейчас приходится платить довольно высокую цену. Бывшая совсем недавно "теорией всего" — каковой отдельные гуманитарии воображали ее— синергетика в философии и других науках не смогла предложить никаких конкретных результатов и новых методов.

Ряд исследователей отвергает эту тенденцию. Они серьезно рассчитывают на то, что синергетика в философии просто обязана наконец-то обрести статут философской науки, а возможно даже заместить диалектику. Однако те, кто намерен по-прежнему лицезреть синергетику в философии на прежней естественнонаучной основе, считают, что философия науки – это вовсе не сама наука, и она не обязана становиться существенной долей последней. Ученые, придерживающиеся этого направления, все чаще обращаются к идее новой парадигмы синергетики. Возможно, не настолько общей и доступной, но зато намного более определенной и глубокой. Стоит обратить внимание на отдельные шаги, которые предпринимаются сегодня в данном направлении.

На сегодняшний день ученые не имеют удовлетворительного ответа на вопрос о том, где же заканчиваются основные понятия синергетики и начинается нечто другое. Исследователи стараются доставлять и добавлять к тому, что изучает синергетика, все, что полюбилось им в собственных науках. И некоторые суждения могут быть смело высказаны уже сегодня.

Можно предположить, что одной из задач современной синергетики станет наддисциплинарный анализ общего научного незнания и целей, которые только можно себе поставить. Удивительно, но до сих пор научное и философское внимание почти не уделяется основной проблеме науки — осознанию фундаментальной стратегии философии и науки, ответу на глобальный вопрос современного знания о том, что мы можем, собираемся и должны узнать. Какую цену готов наш мир заплатить за это и как это может его изменить. Причем аспект ценности здесь представляется не менее существенным, чем целевой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.