Себестоимость продукции предприятия

Как известно, при производстве продукции предприятие расходует определенные средства на приобретение материалов, сырья, топлива и прочего. В процессе изготовления изделий применяются машины, инструменты. Регулярно производится техническое обслуживание оборудования, его ремонт. На это также расходуются определенные средства. Кроме того, в производственном процессе принимают участие люди, труд которых оплачивается. Предприятие несет некоторые затраты и в связи с реализацией своего товара.

Сумма всех указанных выше расходов составляет себестоимость продукции. При подсчете (калькуляции) все затраты группируются. Таким образом, формируются различные статьи расходов: на материалы и сырье, энергию и топливо, на производственные (технологические) нужды, заработную плату основных работников производства и прочее.

Калькуляция позволяет подсчитать, во сколько обходится изготовление продукции не только в целом на предприятии, но и в каждом подразделении в частности. Кроме того, подсчеты позволяют определить, какие расходы относятся к производству непосредственно, а какие связаны с организацией управления и обслуживания. Определяется также, какая часть затрат уходит на изготовление, а какая - на реализацию товара.

Понятие себестоимости применяется при определении эффективности и качества работы предприятия.

При подсчете все расходы разделяют на косвенные и прямые.

Ко вторым относят затраты на материалы, сырье, технологическое топливо, оплату труда.

Косвенные расходы включают обслуживание (эксплуатацию и содержание) техники, оборудования, инструментов, а также внепроизводственные и общие затраты предприятия. Эти издержки связаны в целом со всем производством. При этом расходы на отопление, освещение, содержание помещений и оборудования не влияют непосредственно на себестоимость продукции. В связи с этим распределение косвенных затрат осуществляется пропорционально расходам на оплату труда рабочим или прямым расходам, или в соответствии с другими признаками.

При снижении себестоимости продукции происходит накопление средств для расширения предприятия. Это является важнейшим фактором повышения прибыльности фирмы.

Себестоимость продукции считается одним из главных качественных показателей работы хозяйствующих субъектов и структурных подразделений, входящих в их состав. Этот показатель влияет на финансовые итоги деятельности, темпы расширения предприятий.

Состав расходов, которые включены в себестоимость продукции, определяется государственными стандартами, а способы подсчета – непосредственно хозяйствующими субъектами.

Для выявления возможностей увеличения эффективности применения ресурсов при производстве и реализации товара осуществляют анализ всех расходов, связанных с этими процессами.

Различают провизорную (предварительную), отчетную и плановую себестоимость.

В первом случае во внимание принимают учетные фактические затраты и данные о выходе товара за конкретный период года. Учитывают также и плановые расчеты по затратам и предполагаемый выход продукции до завершения отчетного года. Показатели провизорной себестоимости применяют для предварительного определения за отчетный год итогов работы предприятия и отрасли в целом.

Во втором случае подсчет ведется в соответствии с данными бухгалтерского учета. Отчетная себестоимость отражает фактические показатели затрат по реализации и производству за год.

В последнем случае подсчет ведется на предположительный период в соответствии с прогрессивными нормами трудовых затрат и производственных средств. Плановая себестоимость отражает последующий технический прогресс и усовершенствование организации труда и производства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.