Что такое речевая коммуникация, или Немного об общении

Подписаться Редактировать статью

Речевая коммуникация - это вербальное общение. Одна из главных задач языкознания – определение принципов использования языка во время общения. В этом случае основополагающую роль играет цель коммуникации. Дело в том, что некоторые цели общения имеют определенные требования: соответствующий набор лексики, интонация, устная и письменная формы. Очень важны также отношения между партнерами, время и место коммуникации. Дело в том, что носители языка интуитивно чувствуют, каким образом меняются тема и характер общения в зависимости от времени и места его проведения.

Таким образом, речевая коммуникация зависит от ситуации общения. Если какой-то параметр ситуации поменяется, тогда использование средств будет проводиться по-другому. Поскольку речевой поток может быть разного направления, различают монологическую и диалогическую речь. В первом случае наблюдается активность только одного коммуниканта. Что касается второго варианта, здесь речевая коммуникация может быть направлена в одном или нескольких направлениях, причем периоды активности коммуникантов сменяются стадиями восприятия и обработки информации.

Существует несколько типов вербального общения, однако особое место среди них занимает публичная коммуникация. Дело в том, что такая речь отличается повышенной официальностью и строгостью. Поскольку речь человека вариабельна и меняется в зависимости от предлагаемых условий, язык как средство общения является функционально ориентированным.

Заметим, что эффективность речевой коммуникации зависит от соответствия информации поставленным целям, а также правильности ее восприятия со стороны адресата. Дело в том, что общение – это не передача, а обмен информацией, потому в высказываниях содержится как речевое воздействие на собеседника, так и сообщение в целом.

Очень часто основная цель высказывания состоит не в речевом влиянии, а в самовыражении. В таком случае процесс общения начинает включать в себя использование обращений, вставок ("знаешь", "понимаешь"), а также некоторых грамматических конструкций (повелительного наклонения) и интонационных моделей.

Заметим, что речевая коммуникация и ее характер зависят от видов воздействия. Так, социальными воздействиями принято называть приветствия, клятвы, прощания, завещания, постановления. Они характеризуются тем, что в них нет передачи информации. Различные виды волеизъявлений побуждают поступать согласно выраженному желанию собеседника. Что касается информирующих видов, среди которых находятся доклады, рассказы, сообщения, они могут стимулировать действие не прямо, а опосредованно. Все речевые воздействия описывают диалогическую коммуникацию максимально полно, и без них диалог состояться не может.

Заметим, что речевая коммуникация в своей основе содержит определенную модель, которая не зависит от условий ее проведения и используемых средств. Так, основными ее компонентами являются:

  1. Адресант, в роли которого может выступать как говорящий, так и пишущий человек.
  2. Адресат, то есть тот, кто слушает и читает.
  3. Сообщение – высказывание в устной или письменной форме. Без этого акт общения не произойдет, потому что не будет передаваемой и получаемой информации.

Заметим, что в процессе коммуникации человек решает такие основные задачи:

  1. Результативность получения и передачи информации.
  2. Достижение цели посредством убеждения собеседника или побуждения его к совершению действия.
  3. Получение информации о том, с кем происходит общение.
  4. Самореализация в позитивном ключе.

Таким образом, речевая коммуникация – это процесс общения в широком смысле, целью которого является обмен информацией.


Что нужно делать после интимной близости: 9 правил
Сексуальность
Как выглядели звезды Голливуда в самом начале своей карьеры: 27 поразительных фото
Женские вопросы
Что происходит с телом, когда человек умирает? 7 удивительных фактов
Культура
Что форма носа может сказать о вашей личности?
Психология
Топ-10 разорившихся звезд
Знаменитости
Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60
Волосы