Статья

Функции процесса обучения, принципы и закономерности

Автор

Наталья Петрович

Под процессом обучения понимается контакт преподавателя и учащегося, проявляющийся в целенаправленном и последовательно изменяющимся взаимодействии, на протяжении которого решаются задачи воспитания, образования и общего развития.  Если говорить простым языком, то благодаря такому процессу, человек может расти и развиваться, добиваться успеха, обретать власть над свои слабостями, воплощать в реальность желания и мечты.

Функции процесса обучения

Функции процесса обучения достаточно разнообразны, но все же среди них можно выделить три самых главных, а именно: образовательную функцию, воспитательную и развивающуюся.

Современная дидактика (наука об учении) обращает внимание на то, что все задачи и функции процесса обучения нельзя сводить только к формированию навыков, умений и знаний. Учебный процесс должен оказывать комплексное влияние на личность, даже несмотря на то, что образовательная функция является несколько специфичной для этого процесса. Следует обратить внимание на то, что эти три функции процесса обучения не имеют между собой строгих границ. Так, например, под образованием можно подразумевать не только усвоение теоретических и фактических знаний, но и формирование общеучебных навыков и умений.  В то же время эти общеучебные навыки и умения очень часто относят к развитию личности.

Что представляет собой приведенные выше функции процесса образования?

Образовательная функция – это формирование специальных умений и знаний, освоение научных знаний. Научные знания – это факты, законы, теории, понятия, закономерности, обобщенная картина мира. Под специальными умениями и навыками подразумевается практические умения и навыки, характерные только для отрасли науки и учебного процесса. Например, в физике это будет решения задач, проведение исследовательских и лабораторных работ. Помимо всего описанного выше, во время процесса обучения учащиеся овладевают общенаучными навыками и умениями, имеющими отношения ко всем предметам, например, это могут быть навыки работы с книгой или навыки письма и чтения.

Воспитательная функция – формирование у учащихся мировоззрения, убеждения, нравственных, эстетических, трудовых и этических представлений и взглядов, способов поведения и деятельности в обществе, отношения к личности и т.д.

Развивающая функция – здесь имеются ввиду специальные меры, которые будут способствовать не только формирования специальных умений и знаний, но и общему развитию учащихся. Следует обратить внимание на то, что обучении само по себе является развивающим, правда, круг развиваемых качеств и методов обучения  несколько снижен, ввиду недостаточной ориентированности на подобное содержание.

Принципы и закономерности процесса обучения

Закономерности процесса обучения указывают на существенные и необходимые связи между его результатом и условиями, а принципы, обусловленные ими, определяют главную стратегию решения целей обучения. Различают внешние и внутренние закономерности обучения. Под внешними подразумевается зависимость обучения от общественных условий и процессов (политическая и социально-экономическая ситуация, уровень культуры и т.д.). Внутренние закономерности – это связи, которые устанавливаются между компонентами процесса обучения (например, между учеником, учителем и смыслом учебного материала, между методами, формами и средствами обучения).

Принципы процесса обучения формируются на основе закономерностей. Они представляют собой наиболее общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, осуществлению и управлению процессом обучения. Например, таковым является принцип взаимосвязи теории и практик, самостоятельности и активности учащихся, принцип народности как обращение к истории и традициям предыдущих поколений и т.д.

Комментарии

Самые Популярные Статьи Категории «Наука»