Возрастная и педагогическая психология. Основные задачи и принципы учебной деятельности.

Комментировать Редактировать статью

Отрасль психологии, которая занимается изучением закономерности процесса приобретения социального опыта человеком в специально организованных условиях обучения, носит название «Педагогическая психология». Из этой области ассоциативно выделяется понятие «учебная деятельность», которая и является основой педагогической психологии. Понятие «учебная деятельность» даже среди компетентных людей рассматривается по-разному, иногда оно ассоциируется с такими понятиями, как обучение или учение.  

Можно рассматривать это понятие согласно Д.Б. Эльконину, который считал что «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования» [238, с. 245]. В некоторых случаях педагогическая психология рассматривает учебную деятельность, как некий специфический способ деятельности. Она всегда направлена на субъекта и предполагает его саморазвитие, совершенствование и формирование его личности благодаря полезной и познавательной педагогической деятельности.

Педагогическая психология различает несколько основных принципов учебной деятельности, существенно отличающей её от других видов обучения.

  1. Она специально направлена на решение учебных задач и овладение материалом.
  2. В этом учении осваиваются общие научные понятия и принципы действий.
  3. Совместные способы действий (в отличие от житейских способов) предваряют решение сложных жизненных задач.
  4. Учебная деятельность ведёт к изменению личностных характеристик человека.
  5. Впоследствии весь этот комплекс приводит к изменению психических свойств и общественного поведения студента, в зависимости от  результатов его собственных активных действий.

Основным продуктом учебной деятельности педагогическая психология считает структурированное знание, лежащего в основе решения сложных научных и практических задач. Учебная деятельность состоит из таких понятий как мотивация, учебные задания в самой разнообразной форме, учебные действия, оценка, переходящая в самооценку и контроль, переходящий в самоконтроль. Мотивация, как самый основной компонент  обучения,  входит в структуру любой учебной деятельности, она может быть как внутренней, так и внешней по отношению к виду деятельности, но всегда остаётся внутренней, по отношению к личности обучаемого.

Учебная задача предлагается учащемуся в виде определённого задания в определённой ситуации. Этот аспект очень важен для учащегося, поскольку именно в этот момент у него появляется возможность открыть для себя нечто новое и неизвестное. Для этого ему потребуются определённые усилия и соприкосновение с предметом, а результат будет обозначать поставленную цель. Педагогическая психология поясняет, что основное отличие учебной задачи от всех остальных заключается в том, что её конечный результат заключается в изменении самого человека, как личности, а не предметов с которыми он взаимодействует.

Возрастная и педагогическая психология предъявляет особые требования к учебным задачам.

  1. В первую очередь задача должна быть частью сложной системы, и полезность её оценивается в общей совокупности всей системы.
  2. При создании задачи нужно стремиться, чтобы она обеспечивала исполнение не только ближайших учебных целей, но и стремилась к реализации более отдалённых.
  3. Учебные задачи должны помогать в освоении учебной системы, и помогать правильной реализации учебной деятельности.
  4. Учебная задача должна преподноситься таким образом, чтобы соответствующие средства деятельности выступали, как непосредственный продукт обучения.

Исходя из этого, не следует недооценивать влияние учебных задач на весь процесс учебной деятельности, тем более что психология и педагогика высшей школы и среднего звена это наглядно подтверждает.