Сонник: магия. Толкование снов, расшифровка знаков

С незапамятных времен люди пытались проникнуть в тайный смысл своих ночных видений. На основе многократного сопоставления их сюжетов с последующими событиями реальной жизни вырабатывалась традиция толкований, заложенная в основу своеобразного литературного жанра, включающего в себя составление сонников. Магия в них мирно уживается с результатами научных наблюдений. Поэтому произведения подобного рода всегда пользовались популярностью у людей с разным развитием в интеллектуальном плане.

Во власти ночных видений

Толкователи с берегов Нила

Самый древний сонник, попавший в руки современных ученых, был создан в Древнем Египте. Он датируется началом двухтысячных годов до н. э. Сонник представляет собой весьма пространное сочинение, содержащее в себе подробное изложение 200 снов с описанием последующих событий в жизни увидевших их людей. Кроме того, в нем можно найти рекомендации, касающиеся магических ритуалов, защищающих от происков злых духов.

В представлении людей той эпохи, погружаясь в сон, человек отворял дверь в иной мир, через которую в реальную жизнь могли проникнуть самые нежелательные гости. В этом древнейшем соннике магия представлена как неотъемлемая часть человеческого мироощущения, в котором реальное тесно переплетается с плодами его собственной фантазии.

Таинственный мир Древнего Египта

Основатель нового литературного жанра

Следующим из дошедших до нас сочинений, освещавших эту весьма туманную тему, был трактат, написанный греческим философом Артемидором Далдианским, жившим во II веке. В пяти самостоятельных книгах, составивших его сонник, магия, хоть и не полностью, но уже отделена от реальной жизни.

Так, автор подразделяет сновидения на обычные, вызванные естественными причинами, например, дневными впечатлениями, и провидческие, ниспосланные человеку богами. Именно в них, по мнению философа, содержались предсказания, касающиеся людских судеб. Это сочинение, именуемое «Онейрокритикой» (ониромантией принято называть предсказание будущего по снам), послужило теоретической базой для многих последующих поколений толкователей. Оно признано классикой этого литературного жанра.

Сонники и черная магия

В эпоху Средневековья отношение церкви, а соответственно и всего общества к попыткам толкования снов и предсказания на их основе будущего было крайне неоднозначным. Оценки, даваемые этому явлению святыми отцами, простирались от резкого осуждения, граничащего с обвинениями в колдовстве, до явно выраженного сочувствия.

Черная магия

Объясняется это, прежде всего, тем, что, согласно канонам христианского вероучения, свою волю, а значит, и предстоящие судьбы мира Господь открывает во снах лишь узкому кругу избранников. Остальные видения считаются порождением дьявола. По этой причине сонники, магия и колдовство рассматривались как явления одного порядка. Многие толкователи были обвинены в связях с нечистой силой. Они закончили свои дни на кострах инквизиции.

Реабилитированные толкователи снов

На протяжении XIII века под влиянием выдающихся западноевропейских теологов и философов Фомы Аквинского и Альберта Великого картина во многом менялась. Осуждение попыток предсказания будущего на основе ночных видений закрылось весьма терпимым отношением к ним со стороны церковных и светских властей.

Пифагор, ставший основоположником "Магии цифр"

Отмечается, что именно в этот период получила широкое распространение, наряду с составлением сонников, магия чисел — паранаука, основанная еще Пифагором (см. иллюстрацию выше), утверждавшем, что каждое из них имеет свое мистическое значение. В современном мире это учение также нашло себе место, сменив лишь прежнее название на более современное — нумерология.

Лечение, подсказанное снами

Тогда же, в эпоху Средневековья, у разного рода врачевателей было принято на основании снов, увиденных пациентом, определять как диагноз, так и методику лечения. В качестве теоретического руководства ими использовался труд испанского врача и алхимика XIII века Арнольда де Вилланове («Солеранский кодекс здоровья»).

В нем автор, наряду с изложением ряда естественных методик лечения, подробно излагал способы облегчения телесных страданий на основе тайных указаний, содержавшихся в ночных видениях. Таким образом, в его трактате, имеющем многие черты сонника, магия идет рука об руку с результатами научных изысканий.

Средневековые врачи

В ногу со временем

Среди жителей Европы очередной всплеск интереса к толкованиям ночных видений отмечался в середине XVIII века. Он был обусловлен входившими тогда в моду учениями астрологов. В этот период магия в сонниках стала вытесняться псевдонаучными, но внешне весьма убедительными рассуждениями о влияниях той или иной фазы Луны на человеческие судьбы. Соответственно в число важнейших факторов, определявших тайное значение сна, наряду с его сюжетными особенностями, вошел и период, когда его увидели.

Давно замечено, что на фоне войн и разного рода социальных потрясений, когда теряется ощущение почвы под ногами, спрос на предсказателей, пророков значительно возрастает. Так произошло и в эпоху Наполеоновских войн, охвативших Европу в начале XIX века. Во всех странах, включая Россию, книжный рынок был завоеван своеобразным бестселлером под названием «Сонник Даниила», авторство которого приписывается видному мистику IV века Артемидору Дальдианскому. Особенность его сочинения состоит в том, что там впервые представлен алфавитный перечень наиболее распространенных сюжетов сновидений с их всесторонним толкованием.

Принято считать, что именно этот трактат вдохновил знаменитого Мартына Задеку на создание сонника, завоевавшего необычайную популярность в России и ставшего, по свидетельству А. С. Пушкина, настольной книгой его бессмертной героини Татьяны Лариной. С этим произведением связана и установившаяся в начале XIX века мода на гадание по сонникам. Магия и оккультизм, временно утратившие свои позиции, с его появлением вновь завладели умами читателей. В России нашлось немало подражателей Задеки, бесперебойно снабжавших книжный рынок этим крайне востребованным товаром. В те годы начался новый виток повального увлечения магией и сонниками.

В мире грез

Во сне и наяву

Несмотря на все глобальные потрясения, обрушившиеся в XX веке на человечество, этот период мировой истории стал эпохой необычайно бурного научно-технического прогресса, коснувшегося всех аспектов жизни. Не обошел он стороной и те области, которые прежде считались прерогативой оккультистов. Уже в начале столетия достоянием читателей стали труды двух авторитетных ученых, специализировавшихся в области психиатрии, американца Густава Миллера и его коллеги из Австрии Зигмунда Фрейда.

Оба автора прослеживали связь между образами, посетившими человека во сне, и его психологическим состоянием. Именно анализ человеческой психики, получивший свое отражение в ночных грезах, позволял им строить прогнозы, касающиеся обстоятельств дальнейшей жизни. Новизна занимаемой ими позиции состояла в утверждении, что судьба человека строится им самим на основе индивидуальных особенностей, а сны выполняют лишь информативную функцию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.